Существует много версий возникновения почтовых карточек, как их стали называть после 1909 года, когда надпись «Открытое письмо» была заменена словами «Почтовая карточка». Сейчас трудно сказать, какой вид открытки появился первым, ведь процесс появления самой открытки был вызван сугубо практическими надобностями и в разных странах имел свой путь возникновения и становления.

ОткрыткиПервым упоминанием об открытке, как некоем поздравительном акте, пересылаемом по почте, можно считать объявление французского гравера Демезона в почтовом альманахе, что «по почте рассылаются гравированные карточки на все случаи жизни, и что  они пересылаются открытыми для всякого». Случилось это в 1777 году. Хотя сами открытки этого периода да нас не дошли, из этого исторического документа можно сделать вывод, что первоначальный вид открытки был графическим или в современной терминологии относился к графическому дизайну.

Валентинка

«Валентинка». Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Англичане, оспаривая первенство появления почтовой открытки у французов, хранят в Британском музее в Лондоне первую «валентинку», датируемую XV веком, то есть моментом начала книгопечатания в Европе, как пример самой ранней известной открытки. Она принадлежала герцогу Чарльзу Орлеанскому, который будучи заключенным в лондонском Тауэре, передал в 1415 году послание своей супруге на клочке бумаги.

Вид на крепость Тауэр с Таурэского

Замок Тауэр в Лондоне. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Сегодня почтовые открытки разделяют на следующие виды: поздравительные, художественные, жанровые или сюжетные, рекламные, сатирические, патриотические, фотографические, видовые и даже деловые. Но деление это чисто условное, потому что все они, так или иначе, связаны с использованием тех или иных сюжетов. Многие исследователи считают, что прототипом изобразительной части открыток является лубок – некогда широко бытовавший жанр изобразительного искусства. Эти лубочные или народные картинки получили распространение в разных странах Европы с XVI века, в Россию попали из Германии в начале XVII века, и явились, на наш взгляд, предшественниками жанровой живописи.

jean_de_saintre_jousts_with_enguerrant_-_the_romance_of_jean_de_saintre_c.1470_jean-de-saintre-jousts-with-the-spanish-knight

Жанровая живопись является одним из видов изобразительного искусства. Она воспроизводит сцены из повседневной жизни людей. Такие жанровые сцены рисовались еще в Античности. Их можно наблюдать на древних фресках, которые были найдены при раскопках древнегреческих и римских городов. Наглядным примером этому могут служить фрески, найденные при раскопках в Помпеях.

Помпеи_фреска

В период Средних веков ярким представителем жанровой живописи является брюссельский художник Питер Брейгель (1525-1569), который реалистично отображал детали повседневной жизни человека в XVI веке.

Охотники_зимой_Брейгель

Картина Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу»

Очень часто мотив картин вращался вокруг нравственности и отрицательного поведения человека — пьянства, ссор, сводничества. Под влиянием голландской реалистичной школы, в которой прежде всех стоит выделить Яна Вермеера (1632-1675) из Делфта, произошло дальнейшее развитие жанровой живописи.

Концерт_Вермеер

Картина Яна Вермеера «Концерт» в 1990 году была украдена из бостонского музея и до сих пор местонахождение неизвестно.

Во многом, благодаря ему, жанровые картины выросли в самостоятельный вид живописи, распространившейся сначала в Голландии, а затем и по всей Европе. Начиная с середины и второй половины XVII века, жанровая живопись Голландии представляет широкую картину нравов и обычаев, этических и моральных норм поведения человека в буржуазном обществе.

Концерт_Стен

Картина Яна Стена «Концерт» 

Поворотным моментом в развитии жанровой живописи стало обращение бельгийских и нидерландских художников к изображению привилегированного класса. С этого момента в картинах принято искать скрытый смысл. Ярким представителем периода расцвета жанровой живописи считается лейденский живописец Ян Стен (1626-1679), который был одним из самых остроумных голландских живописцев. Своими картинами он с фривольным юмором иллюстрировал общеизвестные пословицы и поговорки, изображал представителей разных сословий, но прежде всего зарождавшейся буржуазии, широко используя иносказательный язык символов и аллегорий. Усилиями предшественников и современников Яна Стена бытовая живопись стала одним из ведущих жанров.

Итон_колледж_Каналетто

Картина Джованни Антонио Каналетто «Итон колледж»

В отличие от классического пейзажа или натюрморта жанровая живопись показывает естественные ситуации и сцены из повседневной жизни в неидеализированной форме с отдельными фигурами, которые играют важную роль для сюжета и создания композиции. Примером этому может служить творчество итальянского художника Джованни Антонио Каналетто (1697-1768), который вписывал в свои пейзажи жанровые сцены для оживления композиции. Мастер венецианского пейзажа, работая в 1746-1753 годах в Англии, он способствовал распространению, можно сказать, жанрового пейзажа за пределами Италии.

Хогарт

Парная картина Уильяма Хогарта «До и после обольщения»

В свою очередь вместе с жанровой живописью в Англии в XVIII веке родилась отличительная особенность английской бытовой картины — ее сатирическая направленность. Английский художник Уильям Хогарт (1697-1724)  с этой целью создавал даже не отдельные картины, а целые серии, предназначая их для воспроизведения в гравюре. Это давало ему возможность популяризировать картины. Этот прием и направление, заданное Хогартом, продолжили уже в карикатуре другие художники. От их внимательного взгляда не укрылись не только социальные пороки, но и недостатки и слабости современной жизни.

Дальнейшая эволюция жанровой живописи в XIX веке связана с интересом импрессионистов и постимпрессионистов к повседневным сценам из жизни общества. Здесь, прежде всего, можно упомянуть одноименные картины «Завтрак на траве» художников Эдуарда Мане и Клода Моне, тем более что Клод Моне является одним из основателей импрессионизма: именно его картина положила начало такому художественному направлению.

Завтрак_на_траве

В конце XIX века другой знаменитый французский художник Поль Сезанн, представитель постимпрессионизма, написал серию картин, на которых изобразил игру в карты. Чем больше картин он писал, тем меньше людей на картине оставалось. В конечном итоге, наиболее известной и популярной стала последняя картина из этой серии, на которой изображены всего два мужчины, играющих в карты. Главным смыслом полотна, которого наконец-то добился художник, является то, что во время игры в карты герои картины сами по себе простые люди в этот момент выглядят очень важными персонами.

Игроки

Согласно некой иерархии, принятой французской Академией изящных искусств, жанровая живопись занимает третье место, уступая историческому и портретному искусству. Это связанно с тем, что жанровые картины не рассматриваются как «вдохновляющие» и не содержат «посыла» и «рассказа», характерного двум предыдущим видам. Хотя, как рассказано выше, жанровые картины не только способны передавать моральные «посылы», но вполне себе выражают скрытые подтексты. Достаточно вспомнить жанровые картины русского художника П.А.Федотова (1815-1852), такие как «Сватовство майора» и «Свежий кавалер», или картину И.Е.Репина «Не ждали».

Сватовство_майора__Федотов

Картина П. А. Федотова «Сватовство майора»

На картине Репина изображен момент принятия решения, которое остается за рамками произведения. Ключ к сюжету – перекрестие взглядов…

Не_ждали_Репин

Картина И. Е. Репина «Не ждали»

В начале XX века жанровая живопись перешагнула океан и получила некоторое продолжение в Америке, особенно в период между двумя мировыми войнами. Однако она скорее имела натуралистическую тенденцию в противовес абстракционизму и авангардизму, широко распространенных в это время. Одним из таких художников стал Эдвард Хоппер (1882-1967) – яркий представитель урбанизированного ландшафта. Основная тема творчества Хоппера — одиночество человека в американском обществе и в мире.

Полуночники_Хоппер_1942

Картина Эдварда Хоппера «Полуночники» («Nighthawks»)

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что жанровые картины, хотя они и пользовались популярностью, хотя к ним обращались многие великие мастера живописи, все равно стояли рангом ниже других видов изобразительного искусства, и отношение к ним было уничижительное. Вот и карикатура, как особый жанр изобразительного искусства, выросшая из жанровой живописи, представленная правда, как правило, в графике и гораздо реже использующая средства живописи, воспринимается второстепенный формой изобразительного искусства, хотя и обладающей сатирической, социально-критической и политической направленностью.

Кукрыниксы

Кукрыниксы. Старые почтовые открытки середины двадцатого века

В России в этом жанре работало много художников-карикатуристов. Вспомнить хотя бы совместную творческую деятельность талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова — творчество Кукрыниксов. Военно-патриотические сюжеты сводились в основном к трем группам: агитационные, зовущие в бой, хроника военных действий и гротескные злободневные карикатуры. На таких открытках всегда присутствовала соответствующая военная символика.

Первая_мировая_война

Первая мировая война. Старые почтовые открытки начала двадцатого века

Наибольшую популярность карикатура имела всегда во времена крупных общественных конфликтов: войн, восстаний, революций и другой активности народных масс, являясь средством борьбы демократических сил. Это можно проследить, начиная с крестьянских войн в Европе XVI века, когда появились, так называемые, народные жанровые картинки или лубок, и до сегодняшних дней. Карикатура получила широкое распространение в связи с возникновением печати: в журналах, газетах, агитационных листовках, а также большое место заняла в плакате и появившихся в середине XIX века почтовых открытках, как наиболее массовой полиграфической продукции. Вот открытка в стиле народного творчества, выпущенная в связи с празднованием столетия победы над Наполеоном.

Наполеон_Карикатура_1812

Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Конечно, сюжетные открытки не ограничились одной карикатурой. Жанровый репертуар сюжетных почтовых открыток очень разнообразен и специфичен в зависимости от эпохи. Он включает в себя сюжеты помимо военно-патриотических и политические, и поздравительные, и праздничные, и рекламные и сатирические открытки, и даже открытки с нак называемой детской тематикой. В качестве примера можно привести известного датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа (1912-1988), работы которого издавались и в качестве открыток и в разных журналах. Его работы не потеряли своей актуальности и сегодня.

Бидструп

Карикатуры Х. Бидструпа. Старые почтовые открытки середины двадцатого века 

Самыми многочисленными сюжетными открытками во всех странах Европы: от Англии до России, стали, прежде всего, поздравительные открытки «С Рождеством!», как самого желанного праздника надежды и веры в осуществление мечты. Среди сюжетных поздравительных открыток были и другие — религиозные, общественные и семейные праздники, такие как: Новый год, Светлое Христово Воскресение, Святая Троица, Масленица, День ангела, День рождения, День бракосочетания и многие другие.

Рождество_3

Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Что же касается почтовых открыток с детской тематикой, то изображения улыбающихся и веселых пухлых детишек даже выделяют в отдельный жанр. Среди таких сюжетов и поздравление родителям, и семейная идиллия, и рождественские ёлки,  и нравоучительные рекомендации, или просто забавные ситуации из жизни детей.

Жанровые сценки из жизни детей. Озо

Старая поздравительная рисованная почтовая открытка

В заключении можно сказать, что «золотым веком» всех видов почтовых открыток от их возникновения как печатного издания и до массового распространения во всех странах мира был период конца XIX и начала XX века. Для России можно указать более точные даты – это 20 лет, начиная с 1898 года и до 1918 года.