Улица Спиридоновка или Спиридоновская, а до 1994 года в течение 50 лет носившая название улицы Алексея Толстого, была проложена в Москве по ровной болотистой местности урочища Козье болото, которое известно с XVI века. В начале XVII века слобода была пожалована Патриарху и получила название Патриаршей. Это название более привычно нашему слуху, так как сохранился один из трех Патриарших прудов, выкопанных для осушения болотистой местности и разведения рыбы для Патриаршего двора.
Вид церкви Спиридона Чудотворца на Спиридоновской улице. Старое фото начала XX века.
Построенная в это же время церковь Спиридона Чудотворца, ставшая главным слободским храмом Патриаршей слободы, дала название появившейся улице. Застроенная деревянными домами, Спиридоновская улица вся выгорела во время пожара 1812 года и стала возрождаться после выхода указа императора Александра I от 14 февраля 1813 года, по которому для ликвидации последствий пожара была создана «Комиссия для строений» под председательством московского генерал-губернатора Ф.В.Ростопчина.
О.И.Бове (1784-1834)
В реализации плана по обновлению облика Москвы после пожара большая роль принадлежала таланту и труду архитектора О.И.Бове. Радиально-кольцевая структура города в тридцатых годах XIX века была улучшена созданием новой кольцевой Садовой улицы. А во избежание пожара внутри Садового кольца была запрещена деревянная застройка. Хотя этот закон часто и нарушался, но предписание «проектировать улицы и проулки прямыми по обе стороны, чтобы ширина улицы была не менее 10 саженей, а проулка — 6 саженей», выполнялось неукоснительно.
Улица Спиридоновка сегодня с видом на особняк Г.Тарасова. Современное фото.
Однако Спиридоновскую улицу вновь отстраивают в дереве, и к середине XIX века из каменных строений на улице были лишь Спиридоньевская церковь и три особняка. И только в конце XIX века, когда улицу облюбовала московская интеллигенция и селиться на ней стало престижно, стали появляться доходные дома и особняки состоятельных москвичей. Именно эти строения и сформировали облик улицы Спиридоновки, который в основном сохранился до наших дней.
Особняк Гавриила Тарасова. Современное фото.
К таким постройкам относится и особняк Гавриила Тарасова. По первоначальному замыслу строение должно было быть выполнено в классическом стиле, который не понравился заказчику, и проектировать новый особняк было поручено архитектору И.В.Жолтовскому. Приверженец знаменитого итальянского зодчего Андреа Палладио, Жолтовский создал проект особняка, позаимствовав фасады палаццо Тьене в Виченце.
Палаццо Тьене в Виченце. Современное фото.
Творчески переработав пропорции так называемого «золотого сечения», Жолтовский предложил использовать производную функцию этого сечения в соотношении 528:472, которое получило в последствии название «функция Жолтовского».
Дворец дожей – Palazzo Ducale в Венеции. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.
Верхний этаж особняка воспринимается облегчённым по отношению к массивному первому этажу за счет того, что Жолтовский, следуя пропорциям Дворца дожей в Венеции, сделал первый этаж на 1/13 более высоким, чем второй.
И.В.Жолтовский (1867-1959)
Почему Жолтовский выбрал за образец фасад палаццо Тьене, осталось до сих пор неизвестным. По мнению историка архитектуры и биографа Жолтовского С. О. Хан-Магомедова дом Г.Тарасова является «одним из самых загадочных произведений Жолтовского». «Ему было необходимо полностью погрузиться в осваиваемую [чужую] концепцию формы и ощутить её как свою», — считает биограф.
Сам заказчик Гавриил Асланович Тарасов до окончания строительства не дожил: скончался в 1911 году, а особняк был готов только в 1912 году. Заготовленная латинская надпись на межэтажной тяге: «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI…», в переводе означающая: «Габриэль Тарасов сделал лета Господня…», не имеет цифр, которые должны были обозначать год постройки особняка.
Особняк Гавриила Тарасова с Патриаршего переулка. Старое фото.
Г.А.Тарасов принадлежал ко второму поколению московских армян-миллионеров. Родоначальником мануфактурного производства династии купцов Тарасовых был выходец из черкесских армян Аслан Торосян (Торос) – торговец сукном в Армавире. По свидетельству известного французского писателя Анри Труайя, который являлся правнуком Аслана, царские чиновники русифицировали фамилию, превратив их в Тарасовых. У Аслана Тарасова было пятеро сыновей: Иван, Александр, Лазарь, Гавриил и Михаил, которые продолжили дело отца.
Армавир. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.
В конце XIX — начале XX века в Армавире активно развивается торговля в связи со строительством Владикавказской железной дороги. В 1875 году Тарасовы основали в Армавире первую на Кубани ватную фабрику, а в 1880 году образовали фирму «Торговый дом братьев Тарасовых» и стали вести обширную мануфактурную торговлю по всей Кубани. В Армавире Тарасовы владели недвижимостью, которая занимала значительную часть квартала на пересечении улицы Воронянской и Николаевского проспекта.
Армавир. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.
На Николаевском же проспекте высился роскошный дом Ивана Тарасова. На этой старой почтовой открытке он изображен третьим слева. Фасад дома украшали колонны коринфского ордера, опирающиеся на плечи каменных атлантов. Фигуры древнегреческих кариатид, расположившиеся над полукруглыми балконами, поддерживали фронтоны дверных проемов. Дом походил то ли на дворец, то ли на замок, но не сохранился.
Дореволюционный товарный ярлык мануфактуры «Братьев Тарасовых».
В 1885 году Иван Тарасов создал свою собственную фирму. Оставшиеся братья — Александр, Лазарь, Гавриил и Михаил, продолжили общее дело, преобразовав в 1900 году торговый дом в «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых» с основным капиталом в 3 млн. рублей и перенеся главную контору товарищества в Москву. В Москву переехали Александр, Гавриил и Михаил, изменив отчество на русский лад — Афанасьевичи. Здесь братья Тарасовы вступили в первую купеческую гильдию, и постепенно устраивали свой быт. Так вскоре в столице появились особняки, которые и сегодня являются достопримечательностью города.
Особняк Александра Тарасова. Современное фото.
Александр Тарасов, купив себе два участка земли на углу Скатертного и Медвежьего переулков, заказал архитектору В.П. Войникову и инженеру М.Г. Гейслеру проект на постройку двух особняков. Угловой двухэтажный по Скатертному переулку был готов в 1905 году, а трехэтажный по Медвежьему переулку — в 1907 году на месте дома, где до этого проживал инженер В.Г.Шухов, автор знаменитой Шуховской башни.
Анри Труайя (1911-2007)
В угловом доме в 1911 году и родился будущий французский писатель, известный под псевдонимом Анри Труайя, старшая сестра которого, Ольга, ученица М.Кшесинской и других бывших звезд Мариинского театра, долгое время блистала на подмостках европейских сцен, а обосновавшись в США в 1942 году, открыла собственную школу и обучала американцев традициям русского балетного искусства.
Ольга Тарасова (1902-1982)
Другой брат, Михаил, выстроил себе городскую усадьбу на пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулков, состоящую из собственно особняка и двух прилегающих к нему строений. Проект был выполнен в 1909-1910 годах архитекторами К.А. Грейнертом и М.Ф. Гейслером в неоклассическом стиле.
Особняк Михаила Тарасова. Современное фото.
В 1908 году к строительству собственного особняка приступил и Гавриил Тарасов, выбрав, как было сказано выше, район Патриарших прудов, а точнее угол Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка. Фасад особняка отличается монументальностью и массивностью. Облицовка первого этажа имитирует гранит, а второго этажа – мрамор, хотя все сделано из бетона.
Особняк Гавриила Тарасова на Спиридоновке. Современное фото.
Потолок и фризы парадных комнат были расписаны художником Евгением Лансере, а фрески в стиле известных произведений Пинтуриккио, Тинторетто, Тициана, Джулио Романо и других стилизаций под ренессансную живопись были выполнены такими театральными художниками как Игнатий Нивинский и Викентий Трофимов.
Кессонный потолок особняка Г.Тарасова. Старое фото
Кессонный потолок особняка Г.Тарасова. Современное фото
Особняк Гавриила Тарасова в ежегоднике «Московский архитектурный мир» за 1912 год назван «сказкой былых времен». Жолтовский осуществил безупречную стилизацию фасадов здания и внутреннего дворика с фонтаном в виде чаши, которую поддерживают три морских конька, под средиземноморскую архитектуру эпохи Ренессанса.
Внутренний дворик особняка Г.Тарасова с фонтаном. Современное фото.
Наиболее широкую известность из всей семьи купцов Тарасовых получил Николай Тарасов, сын Лазаря и племянник Гавриила, Михаила и Александра, тоже перебравшийся в Москву. Получив наследство от отца, он в 23 года стал самым юным членом дирекции «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых». Николай занимался не только семейным мануфактурным делом, но и перспективным бизнесом — нефтяными разработками в Баку, и считался уже нефтепромышленником. Но хорошо образованный совладелец нефтяных промыслов и ватной фабрики в Армавире по духу был аристократом и имел тонкую, поэтичную натуру. Поэтому Николай Тарасов не спешил обзавестись собственным особняком, собрать картинную галерею или библиотеку, хотя имел для этого все возможности.
Н.Л.Тарасов (1882-1910)
Во время пребывания в 1906 году в Берлине он, посетив спектакль МХТ, оказал благотворительную помощь труппе театра в размере тридцати тысяч рублей. Дело было в том, что, несмотря на первые триумфальные гастроли Художественного театра за рубежом, труппа попала в затруднительное финансовое положение. За этот поступок Станиславский и Немирович-Данченко включили Николая Тарасова в пайщики и сделали членом дирекции МХТ.
Вместе с другом Никитой Балиевым в 1908 году Николай Тарасов основал русский театр миниатюр, театр-кабаре «Летучая мышь», на базе капустников актеров МХТ, арендовав подвал в доме-сказке Перцова, расположенного на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, что напротив храма Христа Спасителя. Поклонник искусств, Петр Николаевич Перцов, незадолго до этого построил доходный дом для одарённых художников и артистов.
Старая почтовая открытка начала двадцатого века.
Театр-кабаре «Летучая мышь», можно сказать, возник как закрытый ночной клуб актёров МХТ, руководителем и конферансье которого стал Н.Ф. Балиев. Ироничным девизом кабаре было четверостишье:
Кружась летучей мышью
Среди ночных огней,
Узор мы пестрый вышьем
На фоне тусклых дней.
Николай Ефимович Эфрос (1867-1923) — русский театральный критик, журналист и историограф Московского художественного театра назвал Тарасова «баловнем жизни». Рассказывая в своей книге «Театр «Летучая мышь» Н.Ф.Балиева» о судьбе Тарасова, он писал, что Николай не умел «радоваться жизни… Тарасов носил в себе жажду этой радости — и никогда не мог ее утолить. Он понимал эту радость и не мог ее испытать… Первый среди гостей, всегда на том же месте, с цветком в петлице похожий на героя из уайльдовского романа. Его тонкими вкусами, его чувством художественного такта умерялись ошибочные увлечения других, удерживались на пути благородства и тонкой изысканности». Тарасов так и не нашел для себя настоящего дела.
Памятник на могиле Н.Тарасова. Современное фото.
Жизнь Николая Тарасова закончилась трагически: он застрелился в возрасте 27 лет в воскресенье 31 октября 1910 года из-за ощущения собственной вины. Он посчитал себя виновным в двух других самоубийствах — его возлюбленной Ольги Грибовой и её проигравшегося в карты любовника Журавлева. На просьбу Грибовой помочь вернуть карточный долг Журавлева он ответил отказом. Н.Л.Тарасов похоронен на Армянском кладбище в Москве у церкви Святого Воскресения (Сурб Арутюн). Сохранилось надгробие, созданное в 1912 году автором памятника Гоголю скульптором Н.Андреевым, со стилизованными под византийское искусство фигурами плакальщиц.
Памятник дружбе христианских народов Армении и России. Современное фото.
Из рассказов старожилов известно, что до революции в Пресненском районе жило много армян, он богат на исторические армянские места, поэтому недаром здесь находится и армянское кладбище. В 1997 году у Никитских ворот в сквере у Храма Вознесения Господня был открыт памятник дружбе христианских народов Армении и России — «Единый крест», созданный скульптором Ф.М.Согояном в соавторстве с сыновьями. На камне высечены слова «Благословенна в веках дружба народов России и Армении».