Интересно, что точное место зарождения искусства парфюмерии до сих пор историками не определено. Одни считают, что это произошло на Ближнем Востоке, в Древней Месопотамии, в долине рек Тигра и Евфрата, где когда-то располагались царства Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии. Другие утверждают, что впервые парфюмерные средства упоминаются в древнеегипетских летописях, или что сосуды, содержавшие древние благовония, обнаружены в гробнице фараона Тутанхамона. Итальянскими же археологами, например, были найдены благовония, которые изготавливались на островах Кипр и Родос задолго до н.э.
Амфориск с изображением юноши и женщины. Ок. 425-400 гг. до н. э. Лувр.
Так или иначе, с возникновением и распространением христианства искусство изготовления благовоний проникло из восточной части Средиземноморья в Европу, сначала на территорию Древней Греции, затем Древнего Рима, а в Средневековье достигло Франции и Германии. В это время придумали и освоили способ дистилляции ароматических веществ, а благодаря великим географическим открытиям расширился ассортимент ароматов. Установлено, что уже в XII веке люди использовали душистые средства при стирке белья, а в XIV веке в обиход вошли жидкие духи, состоящие из эфирных масел и спирта.
Иоганн Мария Фарина (1685-1766)
В эпоху просвещения парфюмерия стала использоваться особенно активно. Считается, что 310 лет назад, в 1709 году, итальянец Джованни Паоло Феминис создал настойку на основе монастырского рецепта, куда входили бергамот, лаванда, розмарин и виноградный спирт. А его племянник, Иоганн Мария Фарина, получивший разрешение на проживание и работу в Германии, наладил в Кёльне ее промышленное производство, назвав эту настойку «Eau de Cologne» — «Кёльнская вода».
«Eau de Cologne» от фирмы Farina
Надо отметить, что Фарина обладал удивительным деловым чутьем, и поэтому ему принадлежит нововведение — защита авторских прав. Он запатентовал свое творение от возможных подделок. Настойка под названием о-де-колон так понравилась немецким аристократам, что вскоре сам Фарина с удовлетворением писал, что нет ни одного европейского королевского двора, которому он бы не поставлял свой товар. Например, прусский король Фридрих II не считал зазорным преподнести этот одеколон в подарок русской царице Екатерине II.
Популярный «Eau de Cologne 4711» от фирмы Maurer & Wirtz
Страстной поклонницей новинки из Кёльна была любовница Людовика XV мадам Дюбарри. Но особый спрос на одеколон возник во времена Наполеона. Известна страсть Бонапарта к «Кёльнской воде», а каждый, кто пользовался ей, чувствовал себя приближенным к великому императору. Именно Наполеону приписывают известную фразу: «Если бы Бог одобрял ванну, он бы не придумал одеколон».
Наполеон I Бонапарт (1769-1821)
Во времена промышленной революции производство парфюмерии в Европе приобрело невиданный размах. В 1830 году был открыт метод экстракции. Применявшиеся растворители стали легко выделять нужные компоненты из эфирных масел. В XIX веке парфюмерная индустрия в Европе обязана таким именам, как Пьер Герлен, Франсуа Коти, Эрнест Дальтрофф и другие.
Парфюмерная же отрасль в России начала развиваться гораздо позже, чем в западной Европе. Большинство знаменитых парфюмерных производств расположились в Москве, появившись вначале как аптекарское или фармацевтическое дело. Начинали обычно такие парфюмерные лаборатории с производства мыла, мазей, крема, пудры, постепенно переходя к изготовлению спиртовых эссенций, а позже и парфюмерии – одеколонов и духов. Всех не перечислишь, но попробуем рассказать о самых-самых.
К таким российским парфюмерным фирмам относится петербургское «помадное заведение» «Иван Герке и К°», основанное в 1792 году, парфюмерная фирма «Луи Буис и К°», существовавшая с 1817 года в Москве и поставлявшая парфюм ко двору Александра I и Николая I, фабрика «Товарищество Остроумова», принадлежавшая родоначальнику мировой лечебной косметики и косметологии провизору Александру Остроумову, «Товарищество В.К.Феррейна», аптека №1 которого на Никольской улице была самой крупной в Европе, «Завод царского мыла», начавший свою деятельность с производства фармацевтических товаров товарищества «Р.Кёллер и К°». Высоко ценилась в России и за рубежом парфюмерная продукция фабрики «С.И.Чепелевецкий с сыновьями» Самуила Чепелевецкого или Эмиля Степановича Бодло, основателя торгового дома «Э.Бодло и К°», открывшего производство в Мещанской части Москвы под названием «Виктория Региа» по имени самой большой в мире амазонской кувшинки и придумавшего известный одеколон «Лила Флёри»♫, что в переводе означает «цветущая сирень». Композитор Оскар Кнауб этому аромату даже посвятил одноименный вальс♫.
И говоря о высоких образцах парфюмерного искусства, мы все-таки мысленно переносимся во Францию. Надо признать, что как в области моды, так и в области парфюмерии главным пристрастием русских людей было именно «всё французское». Считается, что первым иностранцем, рискнувшим открыть в Москве в 1843 году крупное парфюмерное производство, стал французский подданный Альфонс Ралле, хотя еще с 1817 года, как сказано выше, в Москве была зарегистрирована фирма «Луи Буис и К°», просуществовавшая до конца XIX века под названием «А.Буис и К°».
Газетное рекламное объявление фирмы «Луи Буис и К°»
По крайней мере, в журнале «Нива» №26 от 1870 года читаем: «Кто из москвичей не любовался изящной выставкой благовонных товаров в зеркальных стеклах магазина А.Буиса и К°, в доме Беккерса, на Кузнецком мосту? Но многие ли знают, что владелец этого магазина основал первую в России паровую парфюмерную и мыльную фабрику и развел в прилежащих садах собственные плантации цветов. …Эта фабрика, принадлежащая «товариществу для выделки благовонных товаров» под фирмою А.Буисъ и К° действует с 1863 года и располагает 17-ю машинами для приготовления щелоков…» Но все-таки, строго говоря, вся продукция, производимая до Альфонса Ралле в России, не могла быть отнесена к парфюмерным изделиям.
Альфонс Ралле (1819–1894)
Номенклатура фабрики Ралле включала, прежде всего, одеколоны и духи, а потом уже туалетное мыло, пудру и помады, которые в то время изготовлялись по рецептам и из сырья в основном, привезенным из-за границы. Вначале предприятие Ралле размещалось в бывшей усадьбе князя Николая Степановича Всеволожского в Хамовниках, в Теплом переулке (улица Тимура Фрунзе), и всего там работало сорок человек. За 12 последующих лет маленькое производство разрослось до двух десятков зданий, а 1899 году были построены новые корпуса на Бутырском хуторе. На Вятской улице по проекту архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио возникло новое фабричное здание в стиле модерн, оборудованное по последнему слову тогдашней техники.
Фабрика «А.Ралле и К°». Старая почтовая открытка начала XX века
В 1855 году фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества. В этом же году фирма «А.Ралле» объединилась с хрустальной фабрикой Жозефа Фредерика Дютфуа, предоставив Ралле возможность изготавливать собственные оригинальные флаконы, а Дютфуа стать совладельцем. Но, прежде всего, ноу-хау распространялось на парфюмерную продукцию. Так, Альфонс Ралле первым придумал «зимние духи», которые на морозном воздухе приобретали особый аромат. Дамы называли их «Духи для меха» или «Парфюм де фурор». Они наносили их на перчатки, шляпки и меха. Во все времена женщины стремились производить фурор!
Вид Фабрики «А.Ралле и К°» начале XX века.
Через год из-за болезни лёгких Ралле продал принадлежащие ему паи своим компаньонам – французам Бюжону и Бодрану, и уехал во Францию. В результате образовался «Торговый дом А.Ралле и К°», который просуществовал до 1897 года, когда умер Дютфуа, и его паи были куплены Леоном Ширисом, а фирма преобразована в «Товарищество Высшей парфюмерии А.Ралле и К°». Управляющим фирмой был Эдуард Бо, русский полу-француз, сын наполеоновского солдата Жана-Батиста Бо, попавшего в плен в 1812 году.
Смежное производство стеклянных флаконов наладил сын Дютфуа – Арман Фридрихович, который с 1860 года заведовал заводом по производству парфюмерной, аптекарской и химической стеклянной посуды в Бутырках. В результате продукция фирмы «Ралле» стала привлекать покупателей изысканной упаковкой товара. Хотя флаконы для духов были стандартной высоты 17 и 18,5 см, они при этом имели разнообразную конфигурацию, а разные ароматы отличались формой притертых пробок.
Флаконы фирмы «А. Ралле и К°»
В 80-е годы XIX века в магазинах товарищества «Ралле» можно было приобрести «более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю», таких как «Нильская лилия», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще много других под разными романтическими названиями. Чтобы разобраться во всем многообразии производимой парфюмерии, фирма «Ралле» рекламировала продукцию, размещая ее в периодических изданиях и издавая «Энциклопедию женских рукоделий», в красках рассказывая о качестве и преимуществах своего товара.
А расцвет парфюмерного дела фирмы «Ралле» пришелся на начало ХХ века, когда главным парфюмером был один из директоров фирмы знаменитый Адольф Лемерсье, и под его наставничеством с 1898 года работал Эрнест Эдуардович Бо, младший сын директора-распорядителя. В 1907 году Эрнест Бо меняет Лемерсье на его посту и становится ведущим парфюмером «Ралле».
Эрнест Бо (1881-1961)
К этому времени на фабрике выпускалось более 160 видов духов, а всего своим клиентам российская фирма «А.Ралле и К°» предлагала 675 различных наименований парфюмерной продукции, причем отличались они высочайшим качеством и доступны были разным слоям населения. Для сравнения: прейскурант известной французской фирмы «Е.Пино» содержал на тот момент всего 80 наименований.
Магазин «Ралле» на Никольской улице в Чижевском подворье. Старая почтовая открытка начала XX века
В начале ХХ века товарищество владело тремя магазинами в Москве, а также в столичном Петербурге и других городах России. Фирменные магазины товарищества «Ралле» располагались в самых престижных районах Москвы – в Верхних торговых рядах (ныне ГУМ), в пассаже Солодовникова (на месте нового здания ЦУМа), а также в знаменитом Чижевском подворье, что на углу Никольской улицы и Богоявленского переулка.
В наши дни здесь находится аптека, справа и слева от входа в которую можно увидеть сохранившиеся барельефы девушки с тюльпаном — символом фабрики «А.Ралле и К°», созданные французским архитектором Оскаром-Жаном Францевичем Дидио специально для магазинов «Ралле».
Магазин «Ралле» на углу в пассаже Солодовникова. Старое фото начала XX века
Отдельного рассказа заслуживает Эрнест Эдуардович Бо, этот русский француз, который в 1912 году к столетию Бородинской битвы создал аромат «Букет Наполеона», имевший «по собственным его словам, невероятный успех». В следующем году Эрнест Бо представил новый аромат «Букет Екатерины», названный так в честь Екатерины Великой и приуроченный к трёхсотлетию династии Романовых.
Духи «Букет Наполеона»
Во время Первой мировой войны Бо ушел на фронт, а после революции эмигрировал во Францию. В 1918 году Бо в составе частей союзников оказался на русском Севере: в Архангельске и Мурманске. В своих мемуарах Бо писал: «Меня часто спрашивают, как мне удалось изобрести «Шанель №5»? Отвечаю: я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной службы прошла на Севере, за полярным кругом. Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти».
Коко Шанель (1883-1971)
Вернувшись с фронта, Бо поступил на завод «Ралле» в Грассе, недалеко от Канн, где продолжил заниматься парфюмерией. Там он был представлен великим князем Дмитрием Павловичем Романовым Коко Шанель, для которой и создал духи. Существует много версий их создания, почему они называются «Шанель №5». Одна из них гласит, что, Эрнест представил на выбор Коко около десятка ароматов, та выбрала аромат под номером 5, объяснив это тем, что она представляет коллекцию платьев пятого числа пятого месяца, и флакон помечен номером 5.
Духи Шанель №5
Уже в XXI веке ранний образец аромата «Ралле №1» был подвержен химическому анализу, а именно он считается близким к не сохранившемуся аромату «Букет Екатерины». Так как «Букет Екатерины» из-за начавшейся в 1914 году войны не имел такого коммерческого успеха, какой имел аромат «Букет Наполеона», то, возможно, «Шанель №5» был разработан на основе «Букета Екатерины». Тем не менее, создателя знаменитейших духов «Шанель №5» ставит Эрнеста Бо в ряд с величайшими парфюмерами мира.
В 1917 году производство «А.Ралле и К°» было национализировано, переименовано в «Государственный мыловаренный завод №4» и объединено с фабрикой его бывшего главного конкурента Брокара. Оба завода попали под управление жены В.М.Молотова, Полины Жемчужиной, при которой в 1922 году под давлением работников предприятия бывшее «Товарищество Высшей парфюмерии А.Ралле и К°» получило наименование «Свобода», а бывшее «Товарищество Брокар и К°» ― «Новая заря». В 1930 году все парфюмерное производство фабрики «Свобода» было передано «Новой Заре». А «Свобода» сконцентрировалась на производстве мыла, зубных паст, средств для бритья и кремов.