Москва банная. Часть 2.

На речке Неглинке, которая в старину славилась исключительно чистой и прозрачной водой, что на ней даже не разрешали москвичам стирать белье, Селезнёвские и Сандуновские бани были не последними. По свидетельству московского краеведа, профессора истории П.В.Сытина участок, на котором теперь находится гостиница «Метрополь», оставался незастроенным до 1838-1839 годов. Он был приобретен купцом Петром Челышевым в 1839 году, где им был построен дом. Была построена и трехэтажная гостиница по проекту Осипа Бове, во дворе которой расположились знаменитые впоследствии торговые бани купца Челышева, прозванные москвичами «Челыши».

Театральный_проезд_и_Челешевская_гостиница

Вид Челышевской гостиницы со стороны Третьяковского проезда. Старое фото

Строения эти примыкали непосредственно к Китайгородской стене, где через улицу под названием «Театральный проезд» расположено здание Малого театра. Здесь река Неглинка поворачивает и течет вдоль стены Китай-города на запад в сторону Кремля к Александровскому саду, а дальше впадает в  Москву-реку.

Неглинка_Поворот Щекотовского тоннеля — самое красивое место Неглинной

Подземная Неглинка. Поворот Щекотовского тоннеля. Современное фото

Но к моменту постройки бань, Неглинка была уже убрана в подземную трубу, да и чистотой к тому времени она не отличалась, поэтому воду первоначально брали из специально вырытого колодца. А чистая вода для бассейна Челышевских бань подавалась из так называемого Сокольнического водопровода, который представлял собой водовод, дополняющий Мытищинский водопровод. Ведь бани располагались как раз между двумя водоразборными фонтанами, что были открыты на Лубянской и Петровской, ныне Театральной, площадях в середине 30-х годов XIX века.

Два_фонтана

Фонтаны Витали на Лубянской и Театральной площадях. Старые почтовые открытки начала XX века

Владимир Гиляровский писал, что в некоторых банях даже воровали чистую воду. В его книге «Москва и москвичи» описана такая история, как пруд во дворе Челышевских бань, «вдруг высох, и бани остались без воды. Но на другой день вода опять появилась — все пошло по-старому». О том, что случилось, куда исчезла и откуда снова появилась вода, на широкую публику не сообщили. О произошедшем событии не узнало и начальство, а тот, кто знал, с выгодой для себя никому ничего не сообщил. Оказалось, что на Лубянской площади, где был фонтан, и откуда брали воду водовозы, был сторож, который по мере наполнения бассейна запирал краны. Когда же нужно было наполнять Челышевский пруд,  сторож крана не запирал, и вода по трубам шла в банный пруд. Говорят, что как-то сторож остался недовольным платой за свою «забывчивость» и специально перекрыл в бане воду. Да, во все времена предприниматели пользуются «всеми правдами и неправдами, чтобы выдавливать из всего копейки и рубли».

Челыши
Проход к Челышевским баням около Китайгородской стены. Старое фото

Однако Челышевские бани не сохранились до наших дней, потому что в конце XIX века промышленник и меценат Савва Мамонтов приглядел этот участок для себя. Он выкупил Челышевскую гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей идеи строительства культурного центра, который бы включал гостиницу, театральную сцену для своей частной оперы и художественный музей. Был объявлен конкурс, в котором предпочтение было отдано проекту архитектора Вильяма Валькотта, художников Михаила Врубеля, Николая Андреева и некоторых других. Из-за обвинений в крупных растратах Мамонтову не суждено было реализовать этот проект, а новые владельцы пригласили ранее отвергнутых архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов для постройки гостиницы с рестораном. По сравнению с первоначальным проектом были сделаны существенные изменения. Однако открывшийся в 1905 году «Метрополь» для своего времени представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс.

Гостиница Метрополь. Москва

Гостиница Метрополь. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

По другую сторону Театрального проезда, между улицами Неглинной и Рождественкой, когда-то весь квартал занимал Пушечный двор, почти напротив которого с середины XIX века и существовали Челышевские бани. Но во второй половине XIX века этот квартал уже принадлежал грузинским царевичам — Ираклию и Окропиру Георгиевичам, которые здесь построили великолепные палаты. Успех же Сандуновских и Челышевских бань не давал покоя купцу Герасиму Ивановичу Хлудову, владевшему ткацкой мануфактурой в Егорьевске, и он решил тоже заняться банным делом.

Хлудов

Хлудов Г.И. (1821-1885)

Для этого он выкупил у грузинских царевичей в конце 1870-х годов все их здания вместе с землей. Здания реконструировали архитекторы В.Залесский и П.Скоморошенко, пристройки сделали по проекту архитектора С.С.Эйбушитца, а угловой дом грузинских царевичей по Неглинной улице встроили в новое четырехэтажное здание.

Рождественка

Доходный дом Хлудовых слева. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

В 1881 году открылся первый корпус торговых Китайских бань, что за пять копеек, по названию Китайского проезда, напротив которого они расположились. Хлудов продолжил строительство своих  бань, чтобы превратить их в многофункциональный комплекс, где можно было бы отдохнуть, посетить врача, массажиста, пообедать, заказав выпивку и даже заключить сделку. Комплекс строился почти 13 лет, а Герасим Иванович Хлудов неожиданно умирает, оставляя все в наследство четырем своим дочерям.

Хлудовские_бани

Хлудовские или Центральные бани. Старое фото

В 1893 году архитектор Л.Н.Кекушев, недавно приехавший из Петербурга, заканчивает строительство дома для семейства Хлудовых, выходящего одной стороной на Рождественку. За этим домом и разместились роскошно отделанные Хлудовские бани, что за пятьдесят копеек, как окрестили их москвичи. Торжественное открытие бань состоялось 28 апреля 1893 года.

Дом_Хлудовых

Доходный дом Хлудовых. Старое фото

Интерьеры бань были настолько  великолепны, что первое время народ просто шел полюбоваться ими. Банный комплекс построили в новом тогда стиле эклектики. Приходили и владельцы Сандуновских бань — Вера Фирсанова с супругом, чтобы кое-что взять на заметку. В дальнейшем в Хлудовских банях бывало немало известных людей. Одним из постоянных посетителей, говорят, был Л.Н.Толстой, частенько заходил и А.П.Чехов, хотя они и Сандуны уважали. И если Федор Шаляпин парился только в Сандунах, то его жена-балерина, Иола  Торнаги, предпочитала Хлудовские бани.

Интерьер_вход

Вестибюль Центральных бань. Современное фото

После 1917 года Хлудовым пришлось уехать во Францию, и многие помнят, что в советское время бани стали называться Центральными. Однако читаем в газете «Новое Время» от 28 марта, по старому стилю, 1906 года, выходившей в Петербурге с 1868 года под издательством М.А.Суворина, в разделе «Московская хроника»: «Сегодня бежали 4 политических арестованных, отправленных из городского полицейского дома в Центральные бани. Заняв номер, они бежали через форточку окна в то время, когда стража была у наружных дверей». Выходит, что переименовали бани еще до революции.

Интерьер_бассейн

Бассейн Центральных бань. Современное фото

Работали Центральные бани вплоть до 1990-х годов, когда неожиданно сгорели. Сегодня, после закрытия бань и реставрации помещений от последствий пожара, здесь открылся ресторан «Серебряный век». Сохранились интерьеры холла, классического зала, мавританской комнаты и бассейна. Уцелела и мраморная лестница, построенная по проекту Льва Кекушева.

Интерьер_лестница

Лестница Центральных бань. Современное фото

В начале XX века в Москве насчитывалось порядка полусотни бань, из которых наиболее известными были уже названные. А всех и не перечислишь, потому что в каждом районе была своя баня: Яузские, Волконские или Самотёчные, Суконные, Малышевские или ныне Ржевские, Астраханские, Ямские, Лефортовские, Покровские, Воронцовские, Кадашевские или позже Европейские, Рогожские, Бирюковские или Пресненские бани и многие другие. Но рассказ был бы неполным, если не вспомнить о купце Бирюкове, которого с легкой руки В.Гиляровского называли «банным королем».

Еще в 1806 году на реке Пресне были устроены пруды и сад для народных гуляний, где в 1864 году стараниями Русского Императорского общества акклиматизации животных и растений был торжественно открыт Зоосад или Московский зоопарк.

Зоологический сад в Москве. Россия

Вход в Московмкий зоопарк. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

А рядом на речке Пресне открылись городские бани. Вода в бани поступала как из самой реки, так и привозилась с ручья Студенец или точнее с ключа в усадьбе Студенец, над которым был построен в первой половине XIX века павильон Октагон.

Павильон Октагон

Павильон Октагон

Вообще этим родником пользовались многие москвичи прилегающего пресненского района, а состоятельные горожане присылали за ней своих водовозов. Интересно, что Пресненские бани в Москве сначала были государственными до середины XIX века, когда у города их купил разбогатевший Бирюков. Петр Федорович Бирюков – купец II гильдии, происходивший из рогожских ямщиков-старообрядцев, которым пришлось искать новый бизнес в связи со строительством железных дорог.  Первые свои бани Бирюков открыл у Рогожской заставы, вторые на Таганке, затем на Самотёке и в Оружейном переулке. В его управлении находились и Сандуновские бани, когда ими владела В.И.Фирсанова. Но самыми известными стали Пресненские бани, которые в народе прозвали Бирюковскими.

Пресненские_бани

Пресненские бани до революции. Старое фото

После смерти Петра Федоровича в 1895 году всё банное хозяйство перешло к его вдове Клавдии Павловне и сыновьям. Они образовали товарищество «Бирюкова П.Ф. наследники»,  переоснастили все бани, провели в них водопровод, а для Пресненских бань в 1903 году построили новое здание в модном тогда стиле модерн по проекту Ивана Машкова.  Располагалось оно на углу улицы  Большая Пресненская и Прудовой улицы (ныне это улицы Красная Пресня и Дружинниковская). Получившееся красивое здание своими фасадами с лепниной и интерьерами больше напоминало купеческий особняк. Над главным входом в подковообразную нишу было установлено керамическое панно «Лебеди» работы художника Михаила Врубеля, ставшее своеобразным символом этих бань.Панно_Лебеди

Панно «Лебеди» М.Врубеля. Старое фото

В здании было устроено два отделения: народное и дворянское, где для изысканной публики имелись буфет, чайная, библиотека, бильярдная и даже маленький зимний сад. Для обслуживания посетителей бани Бирюковы набирали дальних родственников и старообрядцев из Нижегородской губернии.

Бани_Бирюкова_1

Пресненские бани в 1905 году. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Пресненские бани после революции были переименованы в Краснопресненские и просуществовали до 1980 года. С фасадов здания сначала пропал весь декор, потом куда-то исчезло врубелевское панно. Бани понемногу ветшали, не имея должной заботы.

Краснопресненский_бани_1950

Вид Краснопресненских бань в начале 1950-х с лесов строящегося жилого дома на Кудринской площади. Старое фото

К Олимпиаде-80 было решено их снести, а этот земельный участок выделить под строительство торгового  представительства Венгрии. Новые  Краснопресненские бани построили в Столярном переулке. Но это уже другие бани. Из всех бирюковских бань до наших дней ни одна не сохранилась.

Краснопресненские_бани

Краснопресненские бани в советское время. Старое фото

Вспоминая слова Гиляровского о московских банях, что «многие из них и теперь стоят, как были, и в тех же домах, как в конце прошлого века, только публика в них другая, да старых хозяев, содержателей бань, нет, и память о них скоро пропадёт, потому что рассказывать о них некому», хочется сказать, что даже дома, в которых находились бани, порой, не сохранились, хозяева поменялись, и публика другая, но память о них в народе живет.