Как уже было рассказано, караимские купцы открывали в Москве табачные лавки, магазины, и к ним на работу приезжали земляки, некоторым из них удавалось начать собственное дело. Так в 1867 году на фабрику С.Габая поступил приехавший то ли из Евпатории, то ли из Керчи Илья Давидович Пигит. Проработав несколько лет на фабрике земляка, дослужившись до директора, он постиг азы табачного бизнеса, и в 1891 году решил открыть свою фабрику, назвав её «Дукатъ».
Илья Давидович Пигит с женой Верой Исааковной Катлама. Старое фото
Существует две версии происхождения этого названия. Первая и наиболее распространенная версия гласит, что название «Дукат» состоит из сочетания двух фамилий табачных фабрикантов Иосифа Дувана и Абрама Катыка. Но сведений о сотрудничестве Ильи Пигита с вышеназванными купцами найти до сих пор никому не удалось, тем более что у них было собственное табачное производство — папиросно-гильзовая фирма «А. Катыкъ и К°», о которой разговор еще впереди.
И хотя многие владельцы табачных фабрик в те годы занимались благотворительностью, но вкладывать капиталы в своего конкурента они стали бы вряд ли. Однако некоторые исследователи полагают, что, возможно, Катык и Дуван были инвесторами Ильи Пигита в его первых проектах, и он из благодарности увековечил их имена в своем самом успешном деле. И все-таки наиболее вероятна вторая версия, которая была рассказана дальней родственницей Ильи Давидовича: «Пришел Илья к своей сестре Еве и говорит: «Фабрика уже построена, а названия нет». А она сидит и перебирает дукатики и нанизывает их на монисты, как это принято у женщин. И она говорит: «Вот дукат — золотая монета. Назови, как дукат». Была такая версия — ее бабушка мне рассказывала. Ну почему Пигит должен был называть фабрику в честь своих оппонентов?».
Дом Пигита и церковь святого Ермолая на Большой Садовой. Старая почтовая открытка начала XX века
Так это было или иначе, а сорокалетний И.Д.Пигит, причисленный к московскому купечеству второй гильдии, в 1891 году открыл табачную фабрику «Дукатъ» на улице Петровка в доме Рудаковой. Через 12 лет производство было перенесено в Чухинский переулок, который с 1913 года стал называться Тверским-Ямским, а сейчас это улица Гашека. Есть сведения, что сначала Пигит хотел разместить фабрику на Большой Садовой улице, дом 10, но не получил разрешения от властей на строительство промышленного объекта, так как неподалеку располагалась церковь святого Ермолая, и построил там жилой доходный дом, где сам и поселился.
В своем табачном бизнесе Пигит сделал ставку на массовый выпуск дешевых сортов табака, махорки и папирос, рассчитанных на широкие слои населения, при их отличном качестве. И вскоре фабрика оказалась одной из ведущих табачных предприятий Москвы, где в итоге работало 1000 рабочих, а общий выпуск продукции достигал 32000 пудов в год. В 1907 году Илья Пигит для расширения бизнеса подал прошение в Министерство торговли и промышленности для утверждения проекта устава товарищества на паях под названием «Товарищество табачной фабрики «Дукатъ» в Москве», которое и было организовано в 1910 году на основе «Торгового дома И.Пигит и компания».
Б.И.Катлама
С 1909 года управляющим фабрикой был Борис (Борух) Исаакович Катлама, брат жены Ильи Давидовича, Веры (Берухи) Исааковны, который работал у Пигита с 1895 года. Для реализации продукции у фабрики было несколько фирменных магазинов в Москве под таким же названием «Дукатъ». Это магазин на Большой Никитской улице в несохранившемся доме № 32; на Кузнецком Мосту в пассаже Солодовникова, где торговал старший брат Ильи, Садук; на Петровских линиях в доме действительного статского советника Якова Соломоновича Полякова; на Петровке в доме почетной потомственной гражданки Марии Ивановны Рудаковой; на Арбате в доме Бобовича и магазин в Пресненской части, где хозяйкой была жена Пигита – Вера Пигит. Торговые точки находились также и в Петербурге, на Дворянской улице в доме Субботина, Самаре, Симбирске, Оренбурге и Юрьеве, всего в 50 городах России вплоть до таких отдаленных как в Ташкенте, Чите и Харбине.
Здание фабрики Дукат. Старое фото
Илья Давидович постоянно совершенствовал свое производство, и перед самой войной, в 1913 году, успел построить новый пятиэтажный корпус в Тверском-Ямском переулке, который, кстати, дожил в своем первозданном виде до столетнего юбилея фабрики в 1991 году, когда был снесен. В 1914 году И.Д.Пигит по состоянию здоровья покинул пост директора, продал Товариществу свой пай и из пайщика превратился в кредитора своего предприятия. Директором же стал бывший управляющий Б.И.Катлама, который к этому времени проживал в собственном доходном доме на Большой Пресненской улице (Красная Пресня, 28), построенном по проекту Эдмунда Юдицкого. Этот архитектор построил и дом Пигита на Большой Садовой, 10.
Доходный дом Бориса Катламы на Большой Пресненской улице второй слева. Старое фото
Через год Пигит умирает и оставляет завещание, по которому половину наследства получили его ближайшие родственники и старейшие сотрудники фабрики, а вторая половина предназначалась для создания и содержания в первые 12 лет училища в Москве имени И.Д.Пигита по подготовке опытных специалистов табачной промышленности. Право на наследство получило всего 141 человек. Самую большую долю, 17 600 рублей, – директор фабрики Б.И.Катлама.
Реклама продукции фабрики «Дукатъ»
В 1913 году фабрика «Дукатъ» приняла участие в организации синдиката, создаваемого в Англии под руководством Русско-Азиатского банка при участии Русского для Внешней торговли банка для объединения табачных фабрик в «Русскую табачную компанию». Но Первая мировая война помешала завершить процесс образования международного синдиката. Тем не менее, когда в 1918 году фабрика «Дукатъ» была национализирована, и её директор Б.И.Катлама эмигрировал вместе с женой Ольгой и тремя детьми во Францию, семья не бедствовала, так как за ней сохранялись заводы в ставшей независимой от Советской России Эстонии. В Таллин переехала жить и вдова Ильи Пигита, Вера Исааковна.
Угол Тверской улицы и Гнездниковского переулка с рекламным щитом фабрики «Дукатъ». Старое фото
Московская же фабрика «Дукатъ» перешла в ведомство Главного управления государственной табачной и махорочной промышленности «Главтабак». С 1920 по 1931 год фабрика подчинялась Московскому Совнархозу и входила в «Моссельпром» под названием «Государственная табачная фабрика «Дукат»№1». В тридцатые годы XX века на «Дукате» стали выпускать новую продукцию – сигареты без фильтра, овальной и круглой формы. Это были хорошо известные сигареты второго класса «Друг».
Этикетка сигарет «Друг». Упоминание в кино (смотреть)
В 90-е годы XX века было создано совместное предприятие на базе «Дуката» с участием нескольких иностранных партнеров, одним из которых была знаменитая американская фирма Liggett Group Inc. Совместное предприятие, получившее название «Лиггетт-Дукат», было сначала реорганизовано в акционерное общество, затем продано английской компании Gallaher Group, выкупившей фабрику у Liggett Group, а производство переведено в район Орехово-Борисово, где построена новая фабрика. Фабрика «Лиггетт-Дукат» влилась в структуру компании JTI (Japan Tobacco International) и является второй после «Петро» крупнейшей фабрикой JTI в России и в мире, а также третьей среди всех табачных предприятий на территории России и СНГ. На данный момент у табачной фабрики «Лиггетт-Дукат» появился новый владелец — ООО «РусЭко», что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Еще одним успешным табачным промышленником Москвы был Абрам Ильич Катык. Выходец из караимской семьи города Херсона, он в 1877 году вместе с младшим братом Иосифом приехал в Москву и устроился, как и многие другие караимы, на табачную фабрику С.Габая. В возрасте 30 лет он получил патент купца 2-й гильдии и основал Торговый дом «А.Катыкъ и К°», и вскоре преобразовал его в Товарищество «А.Катыкъ и К°», вкладчиками которого были указаны Иосиф Ильич Катык и Арон Катык. В Товарищество вошла и гильзовая фабрика, организованная вместе со своим братом Иосифом.
Абрам Ильич Катык (1860-1936)
Существует версия, что в том же 1891 году, что и И.Д.Пигит, Катык совместно с другим караимским предпринимателем Дуваном организовал табачную фабрику «Дукатъ», и что название это образовано из их фамилий — ДУвана и КАТыка. Не правда ли странно? Но точных сведений, увы, нет. Скорее всего, фабрика была одна и та же, возможно, что Катык с Дуваном как-то участвовали в качестве спонсоров Пигита. К тому же фамилия Дувана больше не фигурирует ни в управлении делами, ни в качестве владельца, ни фабрики «Дукатъ», ни фабрики «Катыкъ» в Москве. Да и точных инициалов этого Дувана история не указывает.
Но за то в Киеве в 1892 году была открыта небольшая фабрика по производству папиросных гильз неким А.И.Дуваном. Вполне возможно, что как в случае с фабрикой С.Габая компаньоны уехали из Москвы, Дуван тоже решил уехать в Киев и там начать свое собственное дело. Сведения о жизни и деятельности Авраама Исааковича Дувана довольно скупы, хотя сама фамилия Дуван была весьма известна, многочисленна и почитаема. С 1889 года семья Дуванов была причислена к потомственному почетному гражданству города Евпатории. Один из Дуванов, Семен Эзрович, был гласным городской думы Евпатории, а в 1906 году стал ее главой. В его честь названа центральная улица города.
Улица Крещатик в Киеве. Старая почтовая открытка начала XX века
Дуван в Киеве, отказавшись от услуг надомников, сделал ставку на машинное производство гильз. В 1901 году у него на фабрике работало уже 14 машин «на электрической энергии». Но Дуван шел не только по пути повышения рентабельности производства, он как никто другой, по-видимому, понимал огромное значение рекламы в любом деле. Поэтому он снабжал коробки с гильзами небольшими миниатюрными вкладышами, в которых знакомил покупателя, который вряд ли был библиофилом, с историческими анекдотами, побасенками, стихотворениями и изречениями великих людей. А в конце таких книжиц А. Дуван сообщал адреса 65 магазинов в разных городах России, где можно было приобрести папиросные гильзы его фирмы. Афоризмы были, например, такие:
«Люди более склонны говорить нелепости, чем слушать и молчать» — Петр III.
«На белом свете лишних людей много, нужных мало, необходимых вовсе нет» —
фельдмаршал граф И.И.Дибич.
«Настоящая правда всегда неправдоподобна; чтобы сделать ее чуть-чуть лишь правдоподобною, нужно непременно примешать к ней лжи» — Ф.М.Достоевский.
Васильковская улица в Киеве. Старая почтовая открытка начала XX века
Находилась же гильзовая фабрика А.И.Дувана в Киеве на Большой Васильковской улице, 84 в доме Лейшке, а магазин — на Крещатике, 8, в доме Пастеля.
Здание гильзовой фабрики «А.Катыкъ». Старая почтовая открытка начала XX века
Московская же гильзовая фабрика Товарищества «А.Катыкъ и К°» располагалась на Таганке, на улице Воронцовской, 35, в собственном доме Абрама Ильича, который разместил здесь контору, а рядом были склады и собственно производство. Возвели здание гильзовой фабрики на Воронцовской улице в 1902 году по проекту архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина, придав фасадам готические формы. Сегодня здесь расположены офисы коммерческих фирм и популярный в Москве пивной ресторан «Старина Мюллер».
Главное здание Нижегородской ярмарки. Старая почтовая открытка начала XX века
В 1904 году был организован второй производственный участок на Лужнековской улице в Пятницкой части. А 1908 году был открыт еще филиал гильзовой фабрики Катыка в Нижнем Новгороде, которым заведовал караим Й.Е.Аппак.
Абрам Ильич Катык не отставал от своего киевского конкурента Дувана и в области рекламы, самолично придумывая слоганы для буклетов и плакатов. Сегодня эти шедевры рекламного искусства могут шокировать, особенно учитывая нынешние жесткие законы, направленные против курильщиков. Он, кстати, оказался новатором, предложив демонстрацию рекламных роликов перед началом киносеансов в открывавшихся в то время московских синематографах. С этой целью заказал фильм о своей фабрике, что было по тем временам очень дорого.
Расцвеченные кадры фильма «Старая Москва» (смотреть)
После революции 1917 года на базе его фабрики и табачного производства Бостанжогло образовали фабрику «Красная звезда», папиросы которой очень ценились в двадцатые годы в Москве, так как производились из табака высокого качества урожая прежних лет. Абрам Катык поступил на советскую службу и стал коммерческим директором в Совпольторге. Но вскоре он был уволен и остаток жизни провел в крайней нужде, проживая по адресу Б.Молчановка, 17, кв. 3, пока не умер своей смертью в 1936 году.
Улица Большая Молчановка в Москве. Дом №17 пятый слева. Старое фото
В феврале 1930 года в Москве, на Воронцовской улице, на территории табачной фабрики «Красная звезда» начали рыть котлован, а уже 1 октября 1930 года вступил в строй новый часовой завод. Так начал осуществляться, принятый в 1929 году на V съезде Советов, план первой пятилетки, который предусматривал строительство в течение этих пяти лет более 1200 заводов, в число которых входил и будущий 1-й Часовой завод.