Город Кострома, основанный Юрием Долгоруким в 1152 году, расположен при впадении реки Костромы в Волгу. Единого обоснования происхождения названия города не существует. Наиболее вероятно, что это гидроним. В связи с распрями между сыновьями владимирского великого князя Всеволода Большое Гнездо мы имеем первое летописное упоминание о городе Костроме от 1213 года. Кремль, который находился по левому возвышенному берегу устья реки Костромы, был заложен здесь в 1416 году. Успенский собор стоял в Костромском кремле и был известен как место, где находится святыня Костромской земли — Феодоровская икона Богоматери, приписываемая евангелисту Луке. Собор был разрушен в 1930-е годы вместе с другими кремлёвскими постройками. После недавно проведенных археологических раскопок началось воссоздание Успенского собора.
Икона же Богоматери с 1991 года находится в Богоявленском соборе женского Богоявленско-Анастасиинского монастыря, ставшего кафедральным собором Костромской епархии. Монастырь этот основан учеником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой. Каменное строительство началось с закладки Богоявленского собора в 1559 году, и поэтому первоначально назывался просто Богоявленским. После неоднократных пожаров монастырь был в 1863 году приписан к Анастасьину монастырю и получил название Богоявленско-Анастасьина. После революции 1917 года монастырь был закрыт и возрожден 20 июля 1990 года как Богоявленско-Анастасиин женский монастырь определением Священного Синода Русской православной церкви.
На правом берегу реки Костромы расположен мужской Ипатьевский монастырь, упомянутый впервые в летописи в 1432 году. Но считается, что обитель была заложена татарским вельможей Четом в 1330 году, который стал родоначальником знатной русской фамилии Годуновых. По легенде захворавший Чет остановился на ночлег в месте впадения реки Костромы в Волгу, где ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий. Благодаря этому явлению Чет чудесным образом исцелился, принял решение принять православие и крестился под именем Захария, а на этом месте повелел основать иноческую обитель.
В 1560 году в монастыре на деньги Годуновых возвели пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами, посвященными апостолу Филиппу и священномученику Ипатию. Еще четверть века спустя он был окружен каменными стенами толщиной в полтора метра, и Ипатьевский монастырь стал крепостью, защищающей подступы к городу. В 1612 году в монастыре скрывался от поляков малолетний Михаил Романов с матерью-монахиней Марфой, а 14 марта 1613 года в Троицком соборе бояре призвали Михаила Федоровича на царство. С тех пор монастырь в Костроме называют колыбелью дома Романовых. Прекративший свое существование как монастырь после революции 1917 года, монастырь с 1958 года являлся государственным историко-архитектурным музеем-заповедником. Возрождение монастыря началось с 1992 года.
В 1708 году по указу царя Петр I Кострома стала провинциальным городом Московской губернии. В 1781 году императрица Екатерина II утвердила генеральный план застройки Костромы, по которому началось строительство новых гражданских зданий – была закончена соборная колокольня, создавшая вокруг себя пространственную городскую среду, став главной доминантой города, возведены новые торговые ряды. По этому плану возникла центральная площадь города, названная первоначально Екатеринославской, а в 1835 году указом Николая I переименованная в Сусанинскую.
В 1851 в центре Сусанинской площади был открыт памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину, созданный скульптором В.И.Демут-Малиновским. Хотя памятник именовался Сусанинским, и Н.Некрасов писал в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: Стоит из меди кованный, Точь-в-точь Савелий-дедушка, Мужик на площади. «Чей памятник?» — Сусанин.., композиция представляла собой стелу, на вершине которой располагался бюст юного царя Михаила Фёдоровича в шапке Мономаха и бармах, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест, а внизу у колонны из красного гранита на цоколе размещалась фигура коленопреклоненного молящегося народного героя в крестьянском костюме. В годовщину революции 1917 года памятник был разрушен, как «оскорбляющий чувства народа». В 1967 году новый памятник Ивану Сусанину, автором которого являлись скульптор Н.А.Лавинский при участии академика Н.В.Томского и архитекторы М.П. Бубнов и М.Ф.Марковский, был поставлен неподалеку от прежнего места расположения.
Сусанинская площадь – это центральная площадь Костромы, интересная тем, что сохранила до наших дней архитектурный ансамбль, состоящий из зданий постройки начала XIX века. Это и дом Борщева, и пожарная каланча, и гауптвахта, и здание присутственных мест, которые отлично гармонируют друг с другом. Самое высокое здание площади – это, конечно, здание пожарной части, построенное архитектором П.И.Фурсовым в стиле классицизма в 20-е годы XIX века. Дом сенатора и генерал-лейтенанта Сергея Семеновича Борщова – самое представительное здание площади, похожее больше на дворец, чем на особняк, построен в классическом стиле архитектором Н.И.Метлиным, примерно, в те же годы, что и каланча. Недаром здесь останавливался царь Николай I и будущий император Александр II.
В Костроме к празднованию 300-лети дома Романовых был открыт музей. Здание Романовского музея было специально спроектировано и построено для размещения коллекции, собранной членами Костромской губерской ученой архивной комиссии (КГУАК) под руководством историка Н. Н. Селифонтова. Оно представляет собой кирпичный прямоугольный в плане дом, вытянутый своим фасадом вдоль улицы, в псевдорусском стиле. Здание имеет симметричную композицию и вызывает ассоциации с русской архитектурой XVII–XVIII веков. В настоящее время в музее как постоянная экспозиция размещена коллекция предметов, посвященная боярским родам Годуновых и Романовы, а также картинная галерея, включающая работы художников Е.В.Честнякова и Б.М.Кустодиева.
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка