Первые сказания о путешествиях новгородцев в двинскую землю датируются XI веком. В XII веке архиепископ Новгородский Иоанн основал в устье Северной Двины Михайло-Архангельский монастырь, около которого была сооружена пристань, и появилось поселение. Однако первое письменное упоминание в летописи, дошедшее до нас о Михайло-Архангельском монастыре, что расположен на мысе Пур-Наволоке, датируется 1419 годом в связи с тем, что он был разорен мурманами или норманнами, то есть норвежцами.
Известен факт, что в эти земли Двинского залива в 1553 году приплыл Ричард Ченслер по Белому морю и бросил якорь на Летнем берегу у села Нёнокса, а затем проплыл к Николо-Корельскому монастырю на острове Ягры, где пристал к берегу в бухте святого Николая. Был послан гонец к царю Иоанну Грозному, который и пригласил Ченслера в Москву. Так началась торговля между Москвой и Лондоном.
Когда в результате Ливонской войны в 1582 году Россия потеряла Ивангород, Ям и Копорье, то есть все выходы к Балтийскому морю, взор Иоанна Грозного обратился к берегам моря Белого. Холмогоры, который к тому времени уже существовал как торговый и административный центр на побережье Белого моря, не утраивал царя, и он в 1583 году издал указ о строительстве нового «города для корабельной пристани». И уже в 1584 году была сооружена на высоком берегу Северной Двины, близ Михайло-Архангельского монастыря, хорошо укрепленная деревянная крепость, названная Новохолмогорами. К 1587 году вокруг крепости был отстроен посад, учрежденный царской грамотой как Новый Холмогорский город, завершено строительство гостиных дворов, а в новый порт официально переведена вся морская торговля с иностранцами. Местные жители называли посад по Михайло-Архангельскому монастырю — Архангельским городом. С 1613 года он стал именоваться так официально, и только во второй половине XVII века за ним закрепилось более короткое название — Архангельск.
Благодаря развитию торговли с Англией и другими странами Западной Европы в начале XVII века в Архангельске сформировалась иностранная колония, а город вступил в эпоху своего расцвета, в связи с чем стали появляться и каменные здания. Первым таким сооружением был гостиный двор, построенный в 1668-1684 годы по проекту архитектора Д.Старцева, после того как сильный пожар в городе уничтожил почти все деревянные строения. Частично сохранившийся и несколько перестроенный, но сегодня отреставрированный, он передан в распоряжение Краеведческого музея города.
В 1685-1689 годах по благословению архиепископа Афанасия на территории Михаило-Архангельского монастыря был выстроен пятиглавый каменный собор, который являлся самым древним храмом Архангельска. Но в 1931 году собор, колокольня и часть монастырской стены с башнями были разобраны, а позднее вся территория монастыря была застроена жилыми домами. В начале XVIII века в центре Архангельска, был построен величественный каменный двухэтажный Свято-Троицкий собор, превратившийся в зрительную доминанту города, которому не было равных на Севере. По местному преданию место для будущего храма указал сам Петр I во время пребывания в Архангельске. Свято-Троицкий кафедральный собор в течение двух веков был духовным центром города вплоть до 1929 года, когда борьба с религией набрала особую силу в России, и он был разрушен.
Кипучая деятельность Петра I преобразила жизнь Архангельска. Так в 1693 году была основана Соломбальская казенная верфь, ставшая позднее Архангельским адмиралтейством. Остров Соломбальский, или Соломбала, отделен от города Архангельска протокой Кузнечихой, и первая попытка строительства морского галиота была здесь предпринята еще в 1581 году голландскими купцами. Царь Петр, как известно, поддерживал частную инициативу и разрешил купцам Бажениным основать первую в России частную судостроительную вервь в селе Вавчуга на Северной Двине. На этих двух верфях во времена царствования Петра I было построено около 150 судов, в том числе большие пятидесяти и семидесяти пушечные военные корабли. А в общем за время своего существования Соломбальская верфь спустила на воду 500 судов различного типа.
Для пребывания царя и его свиты на острове Маркове на Двине была поставлена небольшая деревянная изба. Здесь Петр I провел около двух месяцев. Домик Петра имел типичное для российских изб устройство и был собран из готовых венцов. Он имел всего четыре комнаты, кроме передней, коридора и кухни; наибольшей из комнат являлась передняя. Остров Марков часто затапливало весенним половодьем, и в 1710 году домик был повреждён льдинами, после чего его перенесли на форштадт Новодвинской крепости. После упразднения крепости в 1863 году домик Петра был перевезён в Архангельск, где он стоял на набережной Северной Двины, укрытый для сохранности сначала деревянным, а затем каменным «футляром». В 1934 году, благодаря стараниям архитектора Петра Барановского, он был перевезен в Москву и в 1936 году собран на новом месте, где до сих пор украшает музей-усадьбу «Коломенское».
Набережная Северной Двины – одна из главных и протяженных улиц Архангельска, берет ныне свое начало около Севердвинского моста и заканчивается около Кузнечевского моста. За время своего существования она сменила множество названий, и до 1935 года была разделена на несколько частей — Торговая набережная и Петровский бульвар. Нынешнее название набережная получила в 1993 году.
В 1708 году по указу Петра I Архангельск становится центром вновь образованной Архангелогородской губернии, а другим указом Петра I от 1722 года вся внешняя торговля из Архангельска была перенесена на берега Невы, и главный на тот момент порт России замер, уступив это право Санкт-Петербургу. И лишь с началом царствования императрицы Екатерины II в 1762 году, когда петровский запрет был отменен, Архангельск вновь возродился как крупный торговый порт и был таковым вплоть до середины XIX века. С 1794 года город застраивался по регулярному плану, согласно которому были сформированы параллельные набережной широкие улицы. В 1862 году в связи с обмелением устья Северной Двины был издан правительственный указ о закрытии главного порта в Архангельске при сохранении «при сем порте лишь гидрографической части и управления маяками и лоцией». Потеряв в очередной раз торговую привлекательность, Архангельский порт остался незаменимым для осуществления снаряжения походов в Арктику, что в итоге привело к прокладке Северного морского пути. Поэтому его по праву называют и воротами в Арктику. Пришлось это уже на начало XX века, когда возник доселе небывалый интерес к арктическим землям, где еще остались неизведанные места. После установления советской власти в России началась новая эра в освоении Арктики во второй половине 1920-х годов. Так, ледокольный пароход «Александр Сибиряков» в 1932 году впервые в истории человечества прошел Северным морским путем за одну навигацию.
Еще со второй половины XIX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Поэтому и современный Архангельск продолжает играть важную роль как крупнейший центр лесообрабатывающей и лесохимической промышленности, где расположены крупные заводы этой отрасли индустрии.
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка