Предложенный чаеторговцем А.С.Губкиным принцип сортировки чая, названный «нормировкой», был подхвачен другими солидными чаеторговыми фирмами, в том числе и фирмой Константина Абрамовича Попова.
Константин Абрамович Попов
(1814–1872)
Родился К.А.Попов в 1814 году в посаде с красивым названием Большие Соли, который сейчас называется поселком Некрасовское, является районным центром Ярославской области и находится между Костромой и Ярославлем. Посад этот был известен с незапамятных времен своими соляными промыслами. Отец Попова был местным торговцем, даже имел небольшой завод сальных свечей, но, перебрав разные занятия, достаточных денег заработать не смог. Он умер, когда Константину было 4 года. После смерти отца Константин Попов в 1827 году в возрасте 13 лет покинул семью, где, в основном, помогал старшим братьям заниматься хозяйственными и домашними делами, и приехал в Санкт-Петербург, начав работать у земляка Алёкина — чайного и винного торговца. В 1830 году получил место приказчика в чайном магазине сына Алёкина на Большой Садовой, где заработал свой первый небольшой капитал.
Дом купца Котомина. Старая почтовая открытка начала XX века (смотреть на карте)
В 1833 году Константин Абрамович познакомился с московским купцом П.Г.Пономаревым и перешел работать в его петербургский магазин. Понамарев помог ему в изучении чайно-торгового дела. А в 1842 году на Невском проспекте в Санкт-Петербурге Константин Попов открыл свой первый магазин чая в доме купца К.Б.Котомина, у Полицейского моста.
Семён Абрамович Попов
(1817–18756)
Его поддержал младший брат Семён, который стал у него работать приказчиком, а сам Константин записался в 3-ю гильдию петербургского купечества. В этом же году для ведения дел было зарегистрировано товарищество чайной торговли «Братья К. и С. Поповы». Кстати сказать, Полицейский мост или Зелёный, по цвету его окраски, — это первый мост по Невскому проспекту из центра города. В советское время назывался Народным, но в конце XX века ему вернули прежнее название Зелёный.
Старая почтовая открытка начала XX века (смотреть на карте)
Изучив принципы чайно-торгового дела и осознав, что центром российской чайной торговли является Москва, К.А.Попов надумал открыть магазин-склад в Москве. Сначала он съездил в Москву для переговоров с крупными чаеторговцами-оптовиками А.П.Шестовым и П.П.Усачевым и договорился приобретать у них товар в Москве по цене значительно ниже, чем на бирже в Петербурге.
И в 1843 году в Москве Попов открыл чайный магазин в угловом доме на пересечении Кузнецкого Моста с улицей Рождественкой.
Угол Кузнецкого моста и Рождественки. Старая почтовая открытка начала XX века (смотреть на карте)
А вскоре он и сам перебрался в Первопрестольную, оставив брата Семена руководить магазином в Петербурге. Дело в Москве расширилось в том числе и потому, что Константин Абрамович удачно женился на Глафире Мусатовой, дочке табачного фабриканта, породнившись, таким образом, еще и с кондитерским фабрикантом Алексеем Ивановичем Абрикосовым, женатым на её сестре Аграфене.
Алексей Иванович Абрикосов
(1824-1904)
В 1850 году Константин Абрамович попросил брата посадить в петербургской лавке надежного приказчика, а самому перебраться в Москву, чтобы помогать в фирме. В том же году Семён Абрамович переехал в Москву, а Константин Абрамович приписался к московскому купечеству и в 1851 году стал купцом 1-й гильдии.
Это позволило начать закупать чай не у посредников, а напрямую в Кяхте, открыв там свое представительство.
Упаковка цибиков в Гостином дворе Кяхты для отправки в Россию. Старое фото
После неожиданной смерти Семёна Абрамовича в 1856 году партнерами Константина Абрамовича в товариществе стали его племянник Константин Семенович Попов и свояк жены Попова – Алексей Иванович Абрикосов. И если Константин Семенович, по отзывам А.И.Абрикосова, был в молодости enfant terrible, то после смерти своего отца он показал свою деловую хватку и проявил себя как энтузиаст чайного дела.
Константин Семенович Попов
(1850-1919)
В 1862 году, когда Китай открыл свободный доступ к своим товарам и Российская империя наладила торговые отношения с Китаем, Поповы по инициативе А.И.Абрикосова были в числе первых торговцев, кто стал закупать китайский чай в Ханькоу. Чай доставлялся через Одессу морем, а не гужевым транспортом через Сибирь, и обходился дешевле, чем в Кяхте. Но Константин Абрамович пошел еще дальше и, съездив в Китай, поручил своему доверенному лицу Е.Е.Окулову арендовать одну из чайных фабрик на лучших плантациях в местечке Цуньян, в 60 милях от Ханькоу, а через год еще одну фабрику – Фучан. В итоге после Московской выставки 1865 года, на которой были представлены различные сорта чая с собственных китайских плантаций, популярность торгового дома «К. и С. Поповы» выросла многократно.
Особняк на Смоленском бульваре. Старое фото (смотреть карту)
После смерти бездетного Константина Абрамовича в 1872 году его племянник, Константин Семенович Попов, унаследовал огромное состояние и, женившись, построил для своей семьи великолепный особняк на Смоленском бульваре в стиле неогрек по проекту архитектора А.И.Резанова. Сегодня эта великолепная городская усадьба больше известна как особняк Маргариты Морозовой, перестроенный для неё архитектором В.А.Мазыриным по заказу её мужа, Михаила Абрамовича Морозова, купившего это владение у К.С.Попова. Благодаря Маргарите Морозовой здесь собирался кружок московской интеллигенции, который посещали художник Валентин Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый, которые посвящали хозяйке стихотворения и рисовали портреты хозяев.
В эти же годы Константин Семенович Попов на Кузнецком мосту приобретает участок земли с двумя домами, принадлежавшими к тому времени банкирскому дому И.В.Юнкера, и в 1877 году здесь появляется по проекту того же архитектора А.И.Резанова здание Пассажа. Фасад здания богато украшается лепным орнаментом в духе итальянского ренессанса и барокко, окна второго этажа обрамляют полуколонны тосканского ордера, а первый этаж облицован чёрным лабрадоритом. Имея пять этажей, пассаж Попова оказался доминантой Кузнецкого моста на долгие годы. Здание Пассажа сдавалось в аренду: здесь разместились многочисленные магазины, ателье, музей, библиотека, фешенебельные квартиры и даже первая телефонная станция в Москве. В советское время в этом здании находилась государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ).
Старая почтовая открытка начала XX века
Расширение бизнеса продолжилось, и в 1883 году фирма Поповых была преобразована в паевое товарищество «Братья К. и С. Поповы» с основным капиталом 1,5 миллиона рублей, разделенным на 300 паев по 5 тысяч рублей каждый. Не менее 200 паев находилось в собственности Поповых и их родственников Абрикосовых. Съездив несколько раз в 1889, 1891 и 1893 годах на плантации Китая, Японии, Индии и Цейлона, где Константин Семенович наблюдал за выращиванием семян и рассады, учился искусству обработки чайного листа, Попов решил попробовать выращивать собственный чай в Российской империи. Для этого он приобрёл около трёхсот гектаров в Салибаури, Капрешуми и Чакве в Батумском округе тогда Кутаисской губернии под чайные плантации.
Китайский специалист Лау Джон Джау с орденом Св.Станислава III степени. Старое фото
Для закладки чайной плантации Попов из Китая на Кавказ привез черенки чайных кустов, семена и пригласил специалиста Лау Джон Джау с десятью помощниками. Чтобы знать самому и впоследствии убедить общественность в том, что выращенный в России на Кавказе чай ничем не уступает по своим вкусовым и химическим свойствам чаю, привезенному из Китая и Индии, Попов обратился к известному ученому-химику И.А.Каблукову, который в этот период изучал химические свойства чая, опубликовав любопытное научное исследование: «Заключение по способам получения кофеина из чайных отходов». В итоге в 1900 году в Париже на Всемирной промышленной выставке русский чай фирмы Попова, выращенный в том числе и на Чаквинских плантациях, получил первое место и Большую золотую медаль как лучший чай в мире.
Здесь надо отметить, что компания «Братья К. и С. Поповы» еще с 1898 года имела звание «Поставщика двора Его Императорского Величества», что давало право изображать государственный герб России на своей упаковке, этикетках и рекламе. А после триумфа 1900 года фирма «Братья К. и С. Поповы» стала поставщиком и ряда европейских королевских и императорских дворов. И все же торговый дом «Братья К и С. Поповы» специализировался на продаже чая внутри России, имея к началу XX века более 100 магазинов по всей стране, в том числе 8 магазинов в Москве. Вообще, в это время Россия занимала второе место в мире после Британской империи среди других стран — потребителей чая, отличаясь тем, что, помимо байхового чая, в Китае производился исключительно для России так называемый кирпичный и плиточный чай и другими иностранными компаниями не закупался.
Чайный караван в Монголии по дороге в Россию. Старое фото
Например, во Франции, несмотря на близость Англии, чай считался в XIX веке исключительно русским товаром. Такое мнение у французов, привыкших пить кофе, утвердилось из-за того, что первоначально чай во Францию попадал исключительно из России для удовлетворения спроса приезжих русских. Однако поставки российского кяхтинского чая за границу носили довольно случайный характер и были правительственной заботой, для чего еще в 1826 году был установлен возврат пошлин при отпуске чая за пределы Российской империи. Но в 1862 году, когда по новым соглашениям для европейских стран открылся свободный доступ к китайскому кантонскому чаю, а в 1879 году был построен Суэцкий канал, российская чаеторговля столкнулась с острой конкуренцией на европейских рынках.
Этикет на ящике чая фирмы «Братья К. и С. Поповы»
Тем не менее, торговля чаем шла бойко, ассортимент постоянно расширялся, и фирма «Братья К. и С. Поповы» по товарообороту, организации торговли и капиталу относилась к самым крупным фирмам, входя в первую пятерку в России и занимая в предвоенный 1913 год 17-е место в мире. Помимо представительств в Лондоне, Гамбурге, Цюрихе, Триесте и других, в 1915 году «Братья К и С. Поповы» открыли американское отделение в Нью-Йорке, которое возглавил их представитель Гейман Данельсон.
Этикет на ящике чая фирмы «Братья К. и С. Поповы»
Успех фирмы Поповых заключался в высокой компетенции как самого Константина Семеновича в выборе чая, в следовании традициям чайной торговли, так и сотрудников, при подборе которых Попов руководствовался их добросовестностью, честностью и потом уже деловыми и практическими навыками. К.С.Попов не придумывал небывалых сортов чая и не старался привлечь клиента витиеватыми названиями, к которым обращались фирмы мелкие. «Братья К. и С. Поповы» продавали только уже развешенный и расцененный чай без названий, по номерам от № 1 до № 824.
Реклама чая фирмы «Братья К. и С. Поповы»
Надо отметить и тот факт, что рекламе фирма Поповых придавала особое значение: по данным финансовой отчетности, вместе с арендой помещений реклама занимала 2-3 место среди статей расходов после жалованья рабочим и служащим. При этом К.С.Попов отказался от предложения Владимира Ивановича Абрикосова производить литографские работы за границей и открыл собственную типографию на Малой Красносельской улице в Москве на территории фабрики товарищества «А.И.Абрикосова сыновей».
Фабрика товарищества «А.И.Абрикосова сыновей» на Малой Красносельской улице. Старое фото
После революции 1917 года и национализации предприятия в 1918 году товарищество Поповых продолжило свою деятельность в составе единого органа управления «Центрочай». Но в 1919 году при невыясненных обстоятельствах неожиданно умер К.С.Попов. Его приемный сын Николай Константинович продолжал заниматься семейным чайным делом, но уже не в качестве владельца компании, а как ученый-химик. По образному выражению одного из членов правления «Центрочая» — это была работа в условиях, когда «завтра ваше имущество могло стать не вашим». 1939 год Николай Константинович Попов не пережил.