Бежица сегодня – это один из районов города Брянска, а когда-то был самостоятельным городом. При археологических раскопках в этой местности, проведенных еще в XIX веке, были обнаружены остатки древнерусского селения XI-XII веков. Современное поселение Бежичи на правом берегу Десны выше устья Болвы возникло позднее, уже в XV-XVI веке. Впервые Бежичи упоминается как село с двумя церквями — Троицкой и Иоанна Богослова разоренное во время Смуты в документах начала XVII века. Из исторических источников известно, что селом Бежичи в середине XVII века владели Зиновьевы, потом Безобразовы, в XVIII—XIX веках оно переходило от Замятиных к Тютчевых, потом Львовым, при которых в XIX веке был построен сахарный завод. Это село дало название городу Бежица при строительстве Орловско-Витебской железной дороги. В 1868 году было открыто движение по железной дороге и возникла железнодорожная станция, названная первоначально Губонино по фамилии промышленника и землевладельца, купца 1-й гильдии П.И.Губонина, активного участника строительства Орловско-Витебской железной дороги, а затем переименована в станцию «Бежицкая» и наконец Бежица.
Поселок Бежица появился при Брянском рельсопрокатном, железоделательном, сталелитейном и механическом заводе, заложенном в 1873 году, так называемый Брянский машиностроительный завод – БМЗ, а ныне ОАО БМЗ. Его история берет начало от лесопильного завода по производству шпал, построенного купцом Губониным в 1865 году в лесном массиве, для нужд строящейся Орловско-Витебской железной дороги. Заводские корпуса Брянского завода, возведенные в 1880-90 годы, до настоящего времени формируют облик всего заводского комплекса.
Около завода сначала возникает беспорядочная застройка, но параллельно со строительством завода и его расширением осуществлялось строительство и рабочего поселка. Был сформирован прямоугольный в плане участок с несколькими улицами вдоль железной дороги, с восточной стороны ограниченный Базарной улицей, ныне улицей Ульянова, проходящей вдоль заводской территории, а с запада – Церковной улицей, ныне улицей 3-го Интернационала.
В северной части рабочего поселка был разбит большой парк, упиравшийся с одной стороны в железную дорогу, вокруг которого построены деревянные одно-двухэтажные общественные сооружения: больница, училище, детский сад. К концу XIX века преимущественно деревянная застройка Бежицы начала дополняться капитальными каменными зданиями и прежде всего для учебных заведений. Так, в 1895 году на деньги княгини А.Д.Тенишевой построено кирпичное здание ремесленного училища, а также комплекс, включавший женскую гимназию и начальную школу. Сейчас здесь располагается Брянский государственный технический университет (БГТУ).
В 1884 году по проекту Александра Гренера на средства работников и акционеров Брянского завода при активном участии все той же княгини Тенишевой была построена церковь Преображения Господня. Этот храм своими размерами превосходил городской Новопокровский собор Брянска. Церковь отличалась оригинальной архитектурой в стиле эклектики и строительным материалом. Для ее строительства были использованы рельсы, обложенные внутри дубовыми досками, а снаружи — кирпичом. Её называли «большой» или «железобетонной».
В ходе поездки по стране, которую император Николай II предпринял в 1915 году, посещая некоторые заводы, выполнявшие государственные военные заказы, Николай Александрович 20 апреля 1915 года посетил и Бежицу. Побывав на заводе, Николай II пешком проследовал в Преображенскую церковь, где он приложился к святому кресту и выслушал краткий молебен.
В двадцатые годы прошлого века, когда Бежица получила статус города и уездного центра, Преображенская церковь считалась неофициальным городским собором. Однако в 1929 году была закрыта, использовалась как кинотеатр, а в 1935 году разобрана. Однако история храма имеет продолжение. В 1994 году был заложен фундамент новой Преображенской церкви, и в 2006 году во вновь построенном храме совершена первая Божественная Литургия. Сегодня в новом храме Преображения Господня для всеобщего поклонения выставлена святыня Бежицы – чудом сохранившаяся икона Божией Матери «Споручница грешных».
Перед Первой мировой войной Бежица представляла собой хорошо озелененный поселок с широкими улицами и добротными домами, с несколькими учебными заведениями, общее число учеников в которых составляло около двух тысяч, а также обширным парком. А Бежицкий завод, как градообразующее предприятие, являлся одним из промышленных гигантов России. Поэтому после революции 1917 года в 1925 году Бежица получила статус города и с 1936 по 1943 год даже называлась Орджоникидзеградом. Объединение же города Бежица с Брянском в один город произошло 2 июня 1956 года по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР.
Водонапорный бак и модельный склад. Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Главная Вокзальная улица. Старая дореволюционная почтовая открытка
Церковь Преображения Господня. Старая дореволюционная почтовая открытка
Император Николай II на платформе 20 апреля 1915 года. Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка