Первое поселение у слияния рек Ливна Полевая и Ливна Лесная возникло в XII веке и впервые упоминается в летописях в 1177 году как центр удельного Ливенского княжества, входящего в княжество Рязанское. Это подтверждено раскопками древнего городища, находящегося в четырех километрах от нынешнего города Ливны. Первый город, представлявший собой небольшое укреплённое по периметру селище, каких в то время в Древней Руси было много, уничтожен по данным краеведа и писателя С.П.Волкова ордами хана Батыя в 1237 году. После уничтожения древнего города Ливны татаро-монголами, и прекращения фактически существования Черниговского княжества, земли Ливенского княжества стали частью так называемых «верховских княжеств», которые попали с 1246 года под власть младших сыновей князя Михаила Всеволодовича и их потомков, но которые исторической наукой еще малоизучены. Возрождение же города Ливны произошло в 1586 году, спустя 350 лет, по указу царя Фёдора Иоанновича южнее первого места, у впадения реки Ливны, ныне Ливенки, в реку Сосну. Указ гласил: «…на Сосне, не доезжая до Оскола два днища, поставить велено город Ливны, а на Дону, на Воронеже, не доезжая до богатого затона два днища, велено поставить город Воронеж…». Таким образом, в конце XVI века были построены крепости Ливны и Воронеж для защиты южных государственных рубежей, позднее вошедшие в Большую засечную черту. В связи с царским указом Ливны строились не стихийно, а по строго продуманному плану. Первоначальная крепость имела удачное расположение на высоком мысу, где малая речка Ливенка впадает в большую реку Сосну. Со всех сторон крепость была окружена рвом, а со стороны рек укреплена земляным валом. Это обеспечивало эффективную оборону крепости в XVI–XVII веках. С северной и западной сторон крепости к ней примыкал посад с гражданскими строениями, церквями и монастырем. С наступлением XVIII века оборонительная роль крепости отпала, и поэтому крепостные сооружения, как ненужные и обветшалые к 1780 году были окончательно снесены. В 1708 году царь Петр I разделил Россию на восемь административно-территориальных единиц — губерний. Ливенский уезд сначала вошел в состав Киевской губернии. После ряда административных преобразований XVIII века в 1778 году Ливны становятся уездным городом Ливенского уезда Орловского наместничества, которое с 1796 года стало Орловской губернией. А в 1781 году город получил собственный герб, в верхней части которого изображен герб Орловской губернии, а в нижней — три перепелки на золотистом поле, символизирующие обилие дичи в окрестностях Ливен. Весной 1774 года в Ямской слободе города Ливны возник огромный пожар, который перекинулся на деревянный город и опустошил его почти весь. После пожара по новому плану, утвержденному императрицей Екатериной II в 1780 году, началась кирпичная застройка Ливен. Каменное строительство было сосредоточено в основном в центральном районе города вдоль берега реки Сосны, в основу которого легла прокладка трех параллельных улиц с юга на север и двух, пересекающих первые под прямым углом. На месте старой крепости появилась торговая или Красная площадь, были построены административные здания, а позже организован городской сад. К началу пожара в Ливнах насчитывалось 12 церквей, включая деревянные. Многие проложенные улицы получили свои наименования по церквям, расположенным на них. Так еще в ливенской крепости находились церкви Троицкая и Воскресенская, а на посаде — Рождественская, Георгиевская, Покровская, Успенская и Сергиев монастырь. Наиболее старым храмом является построенный в XVII веке Свято-Сергиевский кафедральный собор, который некогда находился на территории Сергиевского монастыря, упраздненного еще Екатериной II в 1764 году. Сегодня на территории храмового комплекса расположены два храма и колокольня. Центральный храм имеет два престола, которые освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Одна из центральных улиц называлась Спасовой. Она протянулась от бывшей Спасовой башни крепости на север, по направлению к Москве, и скоро была переименована в Московскую. Магистраль стала активно застраиваться торговыми зданиями, домами купцов с магазинами, а также усадьбами помещиков и чиновников. После строительства на ней в 1809 году нового Троицкого собора была переименована в Соборную. Сейчас это улица Ленина, а собор, переживший революцию 1917 года и Вторую мировую войну, разобрали на кирпич. Интересен факт, связанный с исследованием местных краеведов по поводу пребывания А.С.Пушкина в городе Ливны. Дело в том, что, проезжая по Орловской губернии, в своем произведении «Путешествие в Арзрум» Пушкин упоминает город Елец, написав, что: «До Ельца дороги ужасны», а город Ливны не упоминает. Но большинство ливенских краеведов считают, что А.С.Пушкин ехал до Ельца по государственной почтовой дороге, которая проходила через Малоархангельск, Дросково, Ливны, Чернаву, и не побывать в городе или хотя бы проехать мимо он просто не мог. Исследователи ссылаются, в том числе, и на работу М.А.Цявловского «Пушкин в дороге», в которой авторитетнейший знаток жизни и творчества А.С.Пушкина пишет: «Май, 5…9. Пушкин в дороге; проезжает от Орла до Новочеркасска Малоархангельск, Ливны, Елец, Задонск, Воронеж, Казанскую, Павловск, всего 384 с половиной версты». Путь Пушкина через город, скорее всего, пролегал мимо только что освященного Троицкого собора, где ямщик повернул налево и попал на Елецкую, ныне улицу Свердлова. Так или иначе, но в Ливнах есть улица Пушкина, которая раньше называлась Красной. В начале XIX века экономическое развитие России серьезно сдерживалось недостатком кредитных учреждений. До 1861 года банковская система была представлена в основном дворянскими банками, которые выдавали ссуды под залог имений, а купечество пользовалось частным кредитом. В 1862 году в связи с утверждением нового «Положения о Городских Общественных Банках» стало возможным открыть банк в любом городе. Так в 1865 году открылся банк и в Ливнах. Всего к 1911 году в России насчитывалось 286 городских банков, из них 46 находились в губернских городах, среди которых был и Ливенский городской общественный банк, что дало развитие городскому хозяйству и предпринимательской деятельности жителей города. К середине XIX века город Ливны уже считался крупным торгово-ремесленным центром Орловской губернии. Экономическое положение города упрочилось с приходом в 1871 году Орловско-Грязской железной дороги и строительством в 1897 году ветки железной дороги Курск-Воронеж с узловой станцией Мармыжи. В начале XX века в Ливнах работало 28 предприятий, в том числе чугунолитейный завод, три мыловаренных, два мукомольных и солодовенный, а также водочный завод купца Заседателева, механические мастерские Ашмарина и крупнейшая на то время мельница Адамова. Известны были Ливны и производством своих ливенских гармошек, отличавшихся особым звуковым тоном. В начале XX века город Ливны был типичным уездным городом южной части центральной России, правда, с преобладанием купечества. При численности населения около двадцати тысяч человек десятую часть составляли купцы, которые вели предпринимательскую деятельность и заправляли всеми делами в городе.
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка. Правильно: Русско-Азиатский банк
Вид со стороны Кладбищенской, ныне улицы Кирова. Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка