Про дату возникновения города Орла и его название до сих пор идут споры как среди жителей и краеведов города, так и ученых-историков, поэтому будем придерживаться официальных источников. Итак, археологическими исследованиями установлено, что поселение на территории современного города Орла существовало еще в домонгольский период и в XII веке входило в Черниговское княжество, которое, в свою очередь, в XV веке являлось частью Великого княжества Литовского, пока в XVI веке не перешло под юрисдикцию Русского государства. После венчания Ивана Грозного на царство в 1547 году царь решил укрепить свои южные границы. С этой целью, используя заключенное перемирие с польским королем Сигизмундом II Августом и тот факт, что в 1565-1566 годах татары на русские земли не нападали, царь Иван Грозный предпринял инспекционную поездку по южным окраинам своих владений. Этот объезд русских городов отмечен в «Полном собрании русских летописей», и Орел там не упомянут. В то же время в дошедших до нас Дополнениях к Никоновской летописи за 7074-7075 (1565-1566) годы в Синодальном и Александро-Невском списках говорится: «Того же лета повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси поставлен бысть город на поли на реке Орлее». Таким образом между реками Окой и Орлом, впоследствии официально переименованной в Орлик, был основан в 1566 году город-крепость Орёл. Название же город получил по древнему названию реки Орлик, хотя и существует романтическая легенда, связывающая название города с птицей орёл, которая продолжает жить на гербе города. Недавно основанный город в начале XVII века оказался в центре вооруженных конфликтов. В Смутное время он был занят сторонниками Лжедмитрия I, становился опорным пунктом Лжедмитрия II, был одним из центров восстания Болотникова, а в 1615 году вообще был разрушен отрядами польско-литовских войск в ходе интервенции Речи Посполитой и восстановлен только к 1636 году. Но с расширением Русского государства город Орёл уже в середине XVII века утрачивает свое оборонное предназначение, крепость окончательно упраздняется к 1702 году, и важное значение получает пристань на реке Оке. Орёл приобретает статус центра по торговле хлебом и пенькой и сохраняет его до середины XIX века. Во время петровской административной реформы Орёл становится уездным городом Киевской губернии, затем с 1727 по 1778 годы — Белгородской губернии, а с 1778 года приобретает статус губернского города одноименной губернии. Указом императрицы Екатерины II от 16 ноября 1779 года был утверждён первый регулярный план Орла, который разделил город реками на три части. Было предусмотрено в каждой части города организовать в центре торговые площади, а далее создать прямые, широкие улицы, на которых сооружать только каменные дома. В итоге город был значительно расширен. На старой почтовой открытке изображены так называемые Московские ворота, которые были сооружены в 1786 году специально для визита императрицы Екатерины II в Орёл. Они обозначали северную границу города и простояли вплоть до 1927 года. К началу XIX века в Орле насчитывалось 20 церквей, 2 монастыря, 3 тысячи домов при численности населения около восьми тысяч человек, то есть типичный дворянско-купеческий губернский город. Кафедральным собором города являлся ныне утраченный Петропавловский собор, заложенный в 1797 году в день коронации императора Павла I. Из-за нехватки средств окончание строительства приходится на 1841 год, а колокольни собора на 1843 год. В 1867 году на службе в Петропавловском соборе присутствовал император Александр II, а в 1904 году – император Николай II с сыном Алексеем. Одним из старейших каменных зданий города Орла является ныне восстановленный Богоявленский собор, находящийся на стрелке исторического центра города, где когда-то стояла Орловская крепость, около Красного моста, который раньше назывался Мариинским. Первоначальная деревянная Богоявленская церковь на этом месте была построена в 1636 году по указу царя Михаила Федоровича при восстановлении города после его разорения польско-литовскими отрядами. Потом рядом возвели церковь святых Бориса и Глеба, и вокруг двух храмов возник мужской монастырь. После пожара 1680 года монастырь перенесли выше по Оке и переименовали в Успенский, а на этом месте к 1714 году выстроили каменный собор в стиле Нарышкинского барокко. В 1837 году храм расширили и перестроили уже в стиле классицизма. А в начале XX века построенная заново в неорусском стиле, накренившаяся колокольня придала комплексу черты третьего архитектурного стиля, характерного для русского храмового зодчества. В Орле для некогда крепостного театра графа С.М.Каменского, созданного в 1815 году, было построено в 1862 году новое каменное помещение. Трехэтажное здание театра по проекту начинающего архитектора А.К.Винберга располагалось у входа в городской сад, неподалеку от Петропавловского собора. Зал вмещал 750 зрителей, имел великокняжескую и губернаторскую ложи, а на театральном занавесе красовалось изображение города с надписью: «Не для одной забавы». К сожалению, в 1927 году здание сгорело и восстанавливать его не стали. В 1868 году через Орёл прошли Московско-Курская и Риго-Орловская железные дороги, и в 1870 году был построен первый Орловско-Витебский вокзал с корпусами для локомотивного депо. В своем произведении «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунин описал вокзал Орла: «…тот самый Орёл, которого я еще почти никак не представляю себе, но который уже одним тем удивителен, что там, вдоль вокзала, — великий пролет по всей карте России: на север — в Москву, в Петербург, на юг — в Курск и в Харьков, а главное — в тот самый Севастополь…». Орел быстро превратился в транспортный железнодорожный узел, особенно после того, как в 1870 году железнодорожные пути протянулись из Орла на восток, через Елец и Липецк до Грязей, а позже и до Царицына, отобрав первенство перевозок хлеба и других товаров у судоходства по Оке. В 1854 году в Орле был основан первый «Чугуноплавильный завод братьев Перелыгиных», который с 1901 года принадлежал помещику М.Хрущеву, а ныне называется «Текмаш». А с прокладкой железной дороги в городе стали появляться и другие заводы, такие как механический завод братьев Кале по производству и ремонту двигателей, а также чугунно-литейные заводы купца Мещерина. В 1895 году по инициативе бельгийского предпринимателя Ф.Ф.Гильона в Орле была построена электростанция, что позволило в 1898 году открыть трамвайное движение в городе. Это сделало Орёл вторым городом в России после Киева с таким видом городского общественного транспорта. В связи с развитием в Орле торговли и промышленности ускоренными темпами в городе начали работать отделения крупных государственных и коммерческих банков. Первоначально орловский коммерческий банк располагался в доме купца Васильева. Но в 1899 году архитектором С.К.Родионовым было построено новое здание банка в русском стиле, существующее и сегодня, в котором размещается Главное областное управление Центрального банка России. В итоге в начале XX века Орёл был не только торгово-купеческим городом, но и промышленным, где на двухстах предприятиях трудилось более двух тысяч рабочих. А для подготовки квалифицированных кадров в Орле с середины XIX века постоянно расширялась городская сеть учебных заведений. К 1917 году в городе имелись 3 мужские и 4 женские гимназии, кадетский корпус Бахтина, Александрийский институт благородных девиц, духовная семинария, женская учительская семинария, женская частная прогимназия, 2 реальных училища, мужское коммерческое училище, 2 духовных училища, Епархиальное женское училище и фельдшерско-акушерская школа. На старой почтовой открытке представлена Орловская первая классическая гимназия, образованная из Главного народного училища 17 марта 1808 года и размещенная в каменном двухэтажном здании, которое было выстроено в 1796 году специально для этого училища. Выпускники классических гимназий имели право поступления в университет. В наши дни в здании гимназии по адресу Воскресенский пер.,3 располагается исторический факультет Орловского государственного университета.
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка