оварская слобода в Москве сформировалась в XVI веке, когда царь Иван Грозный ввел опричнину. К северо-западу от Кремля был построен Опричный двор, и вся территория от Остожья до современной Большой Никитской улицы была причислена к опричнине, то есть вошла в личный удел царя. Здесь вдоль старой Волоцкой дороги, ведущей в Великий Новгород, которую впоследствии назвали Поварской улицей, стали селиться горожане, обслуживающие царский двор. Поварская слобода была обширной и, по существу, объединяла многих мастеровых для обеспечения царского двора.
Поварская улица от Арбатских ворот до Кудринской площади. Мичуринский план Москвы 1739 года
есмотря на то, что площадь Арбатских ворот не относилась непосредственно к Поварской слободе, рассказ о церквях, расположенных в районе Поварской улицы, начнем с этой площади. Сегодня – это пересечение Поварской улицы, улиц Нового Арбата с Воздвиженкой и Арбата, Никитского бульвара и Арбатской площади. На этом перекрестке до конца XVIII века стояли Арбатские ворота Белого города, которые по указу императрицы Екатерины II были разобраны вместе с остальными крепостными сооружениями, а на их месте разбиты бульвары. Когда в 1792 году здесь сломали последний участок стены Белого города, Арбатская площадь стала одной из самых больших площадей на бульварном кольце, и открылся вид на церковь Святых Бориса и Глеба, о которой пойдет речь.
Ярмарка на Арбатской площади. Художник А.П.Розанов
Церковь Святых Бориса и Глеба первоначально относилась, конечно, к посадской части Москвы, так как располагалась внутри Белгородской стены. Впервые она упоминается в летописи в 1493 году, когда великий пожар, разгоревшийся от копеечной свечки, перекинулся и на Кремль. Именно тогда великий князь Иван III повелел отнести посадские дворы подальше от стен Кремля. Так, кстати, появилась Красная площадь в Москве, и поэтому церковь Бориса и Глеба была старше Красной площади. Существует даже версия, что именно в ней в 1453 году во время богослужения великий князь Василий II узнал от гонцов о гибели своего врага Дмитрия Шемяки в Новгороде. Тогда получается – церковь эта была ровесницей падения Константинополя!
Великоий князь и государь Василий III Царь Иван IV
Церковь от того пожара тоже пострадала, и только в 1527 году на ее месте был поставлен по приказу великого князя Василия III каменный храм. Его возвели на старой Волоцкой дороге в Новгород, известной еще с XII века, которая потом сместилась к Никитской улице. Церковь эту особенно чтил сын Василия III – Иван Васильевич Грозный. Как повествуют летописи, отправляясь на Ливонскую войну или на Новгород, царь Иван IV слушал здесь обедню, затем молебен и получал напутственное благословение.
Князь Дмитрий Пожарский
В 1612 году у Арбатских ворот князем Дмитрием Пожарским был разбит укрепленный лагерь, где разместились стрельцы, осаждавшие Кремль. Этот исторический эпизод Смутного времени известен как Московская битва или битва на Девичьем поле. Таким образом, у церкви святых Бориса и Глеба решалась судьба Москвы: здесь было остановлено войско литовского гетмана Яна Ходкевича, который шел на помощь блокированному в Кремле польско-литовскому гарнизону.
Граф Алексей Петрович Бестужев
К началу петровского времени храм хорошо послужил и пережил с москвичами разные времена. В нём находились усыпальницы таких именитых фамилий России, как Мусиных-Пушкиных и Бестужевых. Мусины-Пушкины пристроили к приходскому храму придел в честь Воскресения Словущего, а Бестужевы – Казанский придел. В 1762 году приходской священник подал прошение о перестройке церковного здания в связи с тем, что церковь «от многих лет построенная, пришла в крайнее обветшание и починить ее стало неудобно». Граф Алексей Петрович Бестужев, бывший канцлер при императрице Елизавете, реабилитированный к тому времени, согласился дать деньги на строительство нового здания Борисоглебской церкви.
Архитектор К.И.Бланк
Новая церковь с приделами Казанской Божией Матери и Воскресения Словущего заложена на этом месте в 1763 году и освящена в 1768 году, и в нее перенесли святыни старого храма. Строилась она по проекту архитектора Карла Ивановича Бланка по высказанному желанию и на средства графа А.П.Бестужева, где он и был впоследствии похоронен. Храм был одним из лучших образцов барокко в Москве. Окрашенная первоначально в ярко-красный цвет, церковь будто бы пылала на солнце. Главной святыней храма оставался древний образ святых Бориса и Глеба с житием. Её прихожанами были многие жители прилегающего аристократического Арбата.
Церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади из альбома Н.Найденова
Московский пожар Отечественной войны 1812 года чудом не тронул Борисоглебский храм, но революционные преобразования 1917 года не пощадили. В феврале 1930 года Борисоглебский храм закрыли, а приходскую общину перевели в другой Борисоглебский храм на Поварской улице. Снесли арбатскую церковь Бориса и Глеба по официальной версии «в связи с расширением Арбатской площади, для упорядочивания движения транспорта». Сегодня перед кинотеатром «Художественный» на том месте, где стоял подлинный храм Святых Бориса и Глеба, установлен памятный знак.
Памятный знак у кинотеатра Художественный. Современное фото (См. на карте)
ледующая по ходу из центра на Поварской улице церковь Симеона Столпника, которая впервые упоминается в 1625 году, во времена правления царя Михаила Фёдоровича Романова. В документах она значится как церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, что «за Арбатскими вороты в Поварской улице».
Вид на церковь Симеона Столпника с улицы Болшая Молчановка в начале XX века. Старое фото
По одной из версий, на этом месте существовала деревянная церковь еще во времена царя Бориса Годунова, которая была освящена ко дню его венчания на царство. Случилось это 1 сентября 1598 года, в день Семёна-Летопроводца, или день Симеона Столпника, или просто Семёнов день, когда на Руси отмечался Новый год. Дошедший же до нас храм построен в 1679 году на месте прежнего во время правления царя Фёдора III Алексеевича, сына царя Алексея Михайловича.
Царь Фёдор III Алексеевич
Так как Поварская слобода обслуживала царский двор, то поэтому, по-видимому, из царской казны в 1676 году были выделены деньги. Построили церковь в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами из большеразмерного кирпича за 3 года. Главный престол храма освящён в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, а приделы – во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца; последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.
Церковь Симеона Столпника из альбома Н.Найденова
Небольшая церковь Симеона Столпника на Поварской улице за счёт внешнего убранства выглядит высокой и очень нарядной. Это достигается несколькими рядами кокошников и узорчатыми тонкими барабанами под небольшими луковками пяти куполов, устремлёнными вверх. Ещё большую нарядность придает широкий резной фриз, выполненный из целых кирпичей, поставленных под углом друг к другу. С западной стороны шатровая колокольня соединена с церковью широкой трапезной с двумя одноглавыми приделами.
Шатровая колокольня церкви Симеона Столпника. Старое фото (См. на карте)
Когда при Петре I Поварская слобода была упразднена, то Поварская улица с прилегающими переулками стала превращаться в аристократический район, и к началу XIX века здесь проживали уже не простолюдины, а московская знать, и храм стал среди них популярен. Церковь Симеона Столпника на Поварской улице стала излюбленным местом венчания состоятельных москвичей. Возможно, это произошло в связи с тем, что в ней венчался в 1801 году граф Николай Петрович Шереметев на своей крепостной актрисе Прасковье Ивановне Жемчуговой-Ковалевой. Хотя венчание было тайным, но Москва слухами полна — все равно это наделало много шума в высшем свете.
Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева.
Портреты работы Н.И.Аргунова
Во время Отечественной войны 1812 года храм Симеона Столпника сначала был разграблен французами, а затем сильно обгорел во время пожара. После освобождения Москвы от наполеоновских войск церковь полностью восстановили только к 1818 году. Однако уже в 1816 году здесь венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина. Прихожанином этой церкви в середине XIX века был и Николай Васильевич Гоголь, когда жил в доме Толстых на Никитском бульваре. Священник церкви Симеона Столпника причащал умирающего писателя в феврале 1852 года.
Писатель Н.В.Гоголь
Нельзя не упомянуть и о том, что в декабре 1918 года в этой церкви венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, с Юрием Мамонтовичем Нееловым, сыном артиста Мамонта Дальского, который был адъютантом командующего 16-й армией РККА. Через два года она разошлась с Нееловым и вышла замуж за Е.А.Шиловского, который послужил прототипом мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова. На Елене Сергеевне, которая была третьей женой писателя, Булгаков женился в 1932 году.
Строительство Калининского проспекта у церкви Симеона Столпника. Старое фото
В 1930-е годы церковь была закрыта и постепенно разрушалась, а в 1966 году при прокладывании нового проспекта им. Калинина, сегодня это улица Новый Арбат, её должны были снести. Но, благодаря самоотверженным действиям архитектора Л.И.Антропова, церковь удалось спасти и поставить на государственную охрану как памятник архитектуры. Реставрационные работы, выполненные под руководством О.Д.Савицкой, придали церкви вид напоминающий так называемые «огненные» храмы, то есть такие, которые богато украшены заостренными кверху кокошниками и напоминают языки пламени.
Вид церкви Симеона Столпника в 70-80-е годы. Старое фото
После реставрационных работ в ней разместили выставочный зал Всероссийского общества охраны природы, где стали проходить различные, в том числе, и художественные выставки; долгое время работала выставка аквариумных рыбок. В 1991 году храм Симеона Столпника вернули церкви, и в 1992 году возобновились богослужения. В храм возвращена чудом уцелевшая, сохраненная прихожанами храмовая икона преподобного Симеона Столпника.
Церквоь Симеона Столпника. Современное фото (См. на карте)
оварская слобода размещалась по обе стороны от Поварской улицы, между многочисленными арбатскими и никитскими улочками и переулками, и условная её граница оканчивалась у Никитских ворот, где приютилась еще одна церковь, о которой пойдет рассказ. Это церковь Преподобного Феодора Студита у Никитских ворот или Смоленской иконы Божией матери.
Карта Москвы района Поварской улицы 1859 года
Московская летопись свидетельствует, что в память об избавлении от хана Ахмата на Угре великий князь Иван III основал у Смоленских ворот женский Смоленский монастырь, в котором упоминается некая Феодоровская церковь, которая пострадала во время московского пожара 1547 года. По достоверным же источникам, новую Феодоровскую церковь приказал построить в 1624-1626 годах патриарх Филарет, отец недавно избранного царя Михаила Романова, в благодарность за избавление от польского плена.
Филарет, патриарх Московский
Он основал здесь мужской монастырь, переименовав его из Смоленского в Феодоровский в честь святого покровителя преподобного Феодора Студита, который был его святым покровителем до пострижения в монашество. Феодоровская церковь стала соборным храмом монастыря и была пятиглавой. В самом монастыре была устроена одна из первых в Москве больниц для бедных. Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, несмотря на именование церкви Федоровской. В трапезной же существовало два придела: во имя Феодора Студита и во имя Аверкия Иерапольского.
Церковь Феодора Студита в 1847-1852 годах. Старая литография
В 1709 году монастырь был упразднен, а больница переведена в Новинский монастырь. Федоровская же церковь с этого времени стала приходской. Знаменитым же храм Феодора Студита на Большой Никитской улице стал в связи с тем, что великий полководец Александр Васильевич Суворов в молодые годы был прихожанином этой церкви, а по некоторым данным его даже крестили здесь.
Его отец, Василий Иванович Суворов, который был генерал-аншефом, а в конце жизни сенатором, выйдя в отставку, поселился в 1768 году в Москве, купив дом вблизи Никитских ворот. На самом деле еще дед А.В.Суворова владел с XVII века этой усадьбой, но по каким-то до сих пор не установленным причинам её продал. Поэтому венчание В.И.Суворова с Авдотьей Феодосьевне Мануковой, матерью Александра Васильевича, проходило в церкви Феодора Студита.
В.И.Суворов в 1780 году
К тому же она здесь и была похоронена. Факт погребения самого Василия Ивановича Суворова в церкви Феодора Студита до сих пор не подтвержден документально, кроме записи москвоведа Ивана Снегирёва от 3 июля 1864 года, который отмечал в своем дневнике: «Священнику церкви Федора Студита Преображенскому указал могилу у алтаря родителей Суворова и советовал возобновить надгробия».
Церковь Феодора Студита из альбома Н.Найденова
Во время Московского пожара 1812 года церковь Феодора Студита сильно пострадала и после восстановления стала одноглавой. С 1865 по 1873 годы её снова значительно перестроили, расширив приделы, оставив в результате нетронутой только отдельно стоящую шатровую колокольню. В таком виде церковь и запечатлена в альбоме Н.Найденова, изданном в 1883 году.
Улица Герцена, 27 в 1935 году. Старое фото, где видна колокольня церкви Феодора Студита
В советский период церковь закрыли в 1922 году и разместили в ней НИИЖир Министерства пищевой промышленности СССР, но колокольня стояла еще до 1935 года, исходя из вот этой фотографии. Снесли колокольню до подклети уже в 1937 году.
Вид церкви Феодора Студита после войны. Старое фото
Во время Отечественной войны церковь Федора Студита сильно пострадала от осколков недалеко разорвавшейся бомбы. Здание церкви законсервировали, и вокруг было много споров о необходимости её восстановления.
Церквоь Феодора Студита в 1970-80-е годы. Старое фото
В итоге победила народная память о месте погребения матери полководца А.В.Суворова. Даже Никитский бульвар в 1950 году был переименован в Суворовский, пока в 1992 году бульвару не было возвращено его историческое название. Однако реальная реконструкция началась только в восьмидесятые годы прошлого века.
Церквоь Феодора Студита. Современное фото (См. на карте)
В 1991 году здание передано Русской православной церкви и в нём возобновлены богослужения. 24 ноября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II посетил церковь Феодора Студита и совершил в храме Божественную литургию.