Один из древнейших русских городов – Кара́чев возник на территории славянского племени вятичей. Хотя первое письменное упоминание о Карачеве, согласно Ипатьевской летописи, относится к 1146 году, существует мнение, что он на 100 лет старше. Предположение основано на том, что к моменту описания Карачева он уже был довольно значительным городом Северского княжества. В Ипатьевской летописи упоминается Карачевский детинец, который располагался на высоком правом берегу реки Снежеть в южной части современного города. Сегодня на месте древнего городища находится собор Михаила Архангела, история которого восходит к XII веку. Одним из храмов древнего кремля Карачева был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты. После Смутного времени в 1621-26 годы на месте разрушенного храма был сооружен деревянный храм во имя Архистратига Михаила, просуществовавший до середины XVIII века. В 1745 году он был заменён каменным. В последующие годы были устроены приделы: Страстной Богоматери в 1768 году, Димитрия Ростовского в 1809 году, Богоматери «Взыскания погибших» вместе с трапезной в 1844 году и, наконец, придел во имя Великомученика Георгия Победоносца в 1848 году. Главной святыней храма Михаила Архангела является икона Божией Матери «Страстная», которая первоначально находилась в Карачевском Введенском монастыре, после упразднения которого в ХVIII столетии перешла в соборный храм. Почитание иконы связано с избавлением императрицы Елизаветы Петровны от болезни глаз. После моления перед этой иконой императрица получила благодатное исцеление. Закрытый в 1938 году храм был возвращен верующим в 1989 году, когда в нём начались восстановительные работы. О происхождении названия города Карачева, который в древнерусских летописях писался как Корачев, существует несколько версий. По мнению академика Д.С. Лихачева, название города имеет в своей основе праславянское слово «кърк», славянское «корка» или «корач», от которого происходит слово Корачун – божество, связанное с днем зимнего солнцеворота, способное вызвать плодородие и урожай в новом году. Второй вариант – название города имеет тюркскую основу «кага» — черный, и тогда «Карачев» в переводе с тюркского означает «чёрный лес», однако название города утвердилось ещё задолго до татарского нашествия. Есть еще интересный вариант, предложенный на основе былин и преданий, что якобы конь Ильи Муромца окарачился в этих местах при свисте Соловья-разбойника. Первоначально Карачев находился на территории Черниговского княжества, которое в 1239 году было опустошено монголо-татарами и распалось на ряд самостоятельных княжеств. В результате этого в 1246 году Карачев становится самостоятельным центром удельного Карачевского княжества. Однако в середине XIV века попадает под власть Великого княжества Литовского. В 1500 году Карачев входит в состав Московского государства и становится сторожевым городом-крепостью, охраняя южную границу со стороны Крыма. В результате административной реформы Петра I в 1708 году Карачев в 1719 году был приписан к Киевской губернии, потом вошел в состав Севской провинции, а с 1727 года — в состав Белгородской губернии. При императрице Екатерине II Карачев в 1871 году получил свой герб и новый архитектурный план застройки, утвержденный императрицей для уездных городов России. В 1778 году Карачев становится вплоть до революции 1917 года уездным городом Орловской губернии. В состав Брянской губернии, которая с 1944 года стала областью, город вошел в 1920 году. Главной улицей Карачева была Козельская улица (ныне Советская), с которой начинался торговый путь на город Козельск и дальше шел в Москву. Она была застроена кирпичными одно- и двухэтажными купеческими особняками, и здесь находилась Городская дума, а также уездное полицейское управление и типография. Второй центральной улицей была Большая Дворянская улица (ныне Первомайская), где располагался Общественный банк, казначейство, городская и земская управы, почта, суд, Никольская и Благовещенская церкви, при которых существовали приходское и церковно-приходское училища. Заметим, что после завоевания Крыма и создания Новороссии в конце XVIII века Карачев утратил свои оборонительные функции и зажил гражданской жизнью. В городе получило развитие пеньковая промышленность, продукция которой удовлетворяла не только потребности уезда, но и вывозилась за его пределы. В 1868 году через Карачев прошла Орловско-Витебской железная дорога, которая соединила Орёл с Брянском, и в городе была открыта железнодорожная стация. Это подтолкнуло экономическое развитие Карачева. К тому же на второе место по значению после пеньковой промышленности вышла маслобойная, а конопляное масло стало одним из главных предметов экспорта города. После революции в Карачеве были построены шпагатная и картонная фабрики, ряд фабрик по первичной обработке волокна, а также маслозавод, обозный завод, получило развитие мебельное производство. Из более десяти церквей сохранилась половина, но только три из них действующие — это уже упомянутый собор Михаила Архангела, церковь Всех Святых и церковь Николая Чудотворца. Сегодня практически в самом Карачеве, в селе Бережок, находится Воскресенская церковь, располагавшаяся с XVI века на территории так называемой «Тихоновой пустыни». Пустынь являлась Воскресенским мужским монастырем, основанным преподобным Тихоном Карачевским, который по записи в сходнике Воскресенского монастыря умер 1 августа 1609 года. Монастырский храм Воскресения, построенный в начале XVIII века на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, в 1745 году числился уже каменным. В 1764 году монастырь по распоряжению правительства был упразднен и возрожден в 2004 году. Церковь Воскресения, по архитектурному решению напоминающая «Нарышкинское барокко», все это время была приходской и своим нарядными деталями хорошо вписывалась в оживленный шум летних ярмарок, проходивших здесь в XIX веке.
Вид на собор Михаила Архангела. Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Церковь Казанской иконы Божией Матери (не сохранилась). Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Воскресенская церковь. Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка