В метриках Великого княжества Литовского, составленных в XV—XVIII веках, изданных от имени великого князя, за 1440 год значится запись, в которой впервые упоминается селение Сухиничи наряду с другими принадлежащими мезецким князьям поселениями, которые они выслужили у великого литовского князя Витовта. Мезецкое княжество с центром в городе Мезецке, ныне Мещовск, существовало с конца XIV века до 1504 года, входило в состав так называемых Верховских княжеств и признавало в те годы верховную власть Великого княжества Литовского. Таким образом, можно считать, что Сухиничи были основаны где-то в XV веке. В результате второй русско-литовской войны 1500-1503 годов Мезецкое княжество, которому принадлежали и Сухиничи, вошло в состав Московского государства. В 1570 году сухиничская земля, будучи уже в составе Козельского уезда, вошла в опричнину, то есть в личные владения царя Ивана Грозного. Название Сухиничи, скорее всего, происходит от топонима «сухое место». Известно, что черноземы Мещовского ополья, куда входят и Сухиничи, поставляли на рынок города Козельска много товарного хлеба. Находящиеся на возвышенности, то есть на яру, или на высоком сухом месте, Сухиничи были пригодны для просушки, хранения и переработки урожая. Кстати, имеются данные, что в самих Сухиничах были построены пять ветряных мельниц, располагавшихся вдоль нынешней улицы Ленина в районе от центральной больницы до торгового центра, и одна водяная мельница — на реке Брыни за улицей Покрышкина. О важности этих земель для Москвы говорит тот факт, что в 1592 году царь Федор I Иоаннович передал Сухиничи в управление Вознесенскому монастырю, который, как известно, располагался в Московском Кремле. К моменту же секуляризационной реформы императрицы Екатерины II земли Сухиничей в 1764 году принадлежали уже Дорогошанскому монастырю, который в свою очередь с 1724 года вместе с тремя другими был приписан к Свято-Георгиевскому Мещовскому монастырю. И хотя при императоре Павле I Мещовский монастырь был возрожден, Дорогошанский монастырь был упразднен, а его земли вместе с приписанными крестьянами отошли казне. Таким образом после 1764 года сухинические земли стали государственными и были приписаны к Московской экономической коллегии, а сами Сухиничи получили наименование экономического, свободного от крепостной зависимости села. После этого Сухиничи превратились в крупный торговый, cкладской и перевалочный пункт в торговле между южной и центральной частями европейской России не только для купечества Калужской губернии, но и других областей России, имеющих торговлю с иностранными государствами, не имея до XIX века статуса города. И только в 1840 году по указу императора Николая I был учрежден безуездный город Сухиничи Калужской губернии «не для нужд административного управления, а в видах промышленных». К 1860 году в Сухиничах насчитывалось 945 зданий, из них, правда, только пять каменных, было две церкви, одна часовня и две школы. Первым храмом считалась церковь, построенная в 1745 году и освященная в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. А главный каменный собор в честь Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1770 году тульским купцом Харитоном Антиповичем Пастуховым. Вообще, к концу XIX века в Сухиничах благоустроенными были только две главные улицы: центральная Болховская улица, ныне Ленина, и Соборная, ныне улица Кравченко, да Яковлевская площадь, на которой располагались оба храма, часовня недалеко от здания городской Управы и деревянное здание больницы. Значимым событием в истории Сухиничей стало железнодорожное строительство в России и пришедшие в 1898-1904 годах в город две железные дороги: ветка Смоленск-Раненбург Рязанско-Уральской железной дороги и ветка Москва-Брянск Московско-Киево-Воронежской. Теперь вместо телег различных конструкций, служивших средством доставки продуктов и различных изделий, торговля и промышленность получили новый вид транспорта и дополнительный толчок развитию. В Сухиничах появились и до сих пор существуют две крупные железнодорожные станции: Сухиничи-Главные — по главному ходу из Москвы в Киев и далее и Сухиничи-Узловые — для поездов, следующих из Тулы на Смоленск, Минск, Калининград. После революции 1917 года город Сухиничи сначала стал центром укрупненного уезда Сухиничского округа, затем вошел в состав Смоленской области, но в конце Великой Отечественной войны вновь вернулся в Калужскую область. Сегодня Сухиничи это не только крупный транспортный железнодорожный узел, но в городе имеется несколько производств, выпускающих как электрооборудование, мебель, так и изделия швейной промышленности.
Старая почтовая открытка
Вознесенский монастырь в Москве. Старая почтовая открытка
Мещовский монастырь. Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка