Слово «канал» происходит от латинского слова «canalis», что дословно в переводе означает «труба» или «жёлоб». Сегодня это слово имеет несколько значений, но мы рассмотрим его в смысле «channel», то есть «водный канал» или искусственный водоток. Водные каналы имеют разные предназначения — от подачи воды для использования в сельском хозяйстве и быту, до, наоборот, отвода влаги в мелиоративных целях, чтобы избавиться от её излишков; для сокращения пути между двумя пунктами при перемещении грузов и людей и до обеспечения разведения рыбы или уводе отработанных потоков воды у ГЭС.
Потребность в каналах у человечества была всегда, однако не всегда это технически возможно было осуществить. Тем не менее, например, известно о канале фараонов в Древнем Египте. По описанию Аристотеля, идея строительства этого канала относится ещё к XIII веку до н.э. Согласно археологическим данным, этот канал на протяжении столетий функционировал периодически. Последний, кто описывал остатки канала фараонов, засыпанного арабами в 767 году по приказу второго аббасидского халифа аль-Мансура – основателя города Багдада, был Наполеон Бонапарт во время своего Египетского похода в 1798-1801 годах.
Арки акведука под Римом. Старая почтовая открытка на карте
Гидротехнические сооружения, создаваемые в Древнем Риме, назывались акведуками от латинского «aquae ductus», что в буквальном переводе — «водопровод», и предназначались они для доставки воды в древние города из отдаленных источников. Римские акведуки по большей части проходили в трубопроводах и тоннелях под землей, но для пересечения долин они выходили на поверхность в виде арочных мостов, в связи с чем, в нашем понимании, слово «акведук» ассоциируется именно как мост.
Схема Римского акведука
На территории современной России самой древней искусственно созданной водной системой можно считать водоток Дейма, протекающий по территории Гвардейского и Полесского районов Калининградской области. Пришедший в XIII веке в Восточную Пруссию Тевтонский орден придавал большое значение использованию реки Деймы в качестве водного пути для выхода по нему в залив и реку Неман. В связи с этим орден проводил дноуглубительные работы на реке, а в 1395 году по приказу магистра Тевтонского ордена Конрада фон Юнгингена было прорыто новое русло реки Деймы, которое начиналось в 7 км от Лабиау, ныне Полесск, и заканчивалось в Тапиау, нынешний город Гвардейск. Сегодня пойменные луга под Гвардейском являются остатками старого русла реки. Это и был первый канал.
Мост через Дейму в Лабиау (Полесске). Старая почтовая открытка на карте
В итоге Дейма, которую называют теперь то рекой, то каналом, судоходна на всём протяжении и, благодаря сети других судоходных каналов, соединяет реку Преголя с рекой Неман. В эту сеть входят такие каналы, как Немонинский, Полесский, Приморский и Головкинский.
Луиза Катарина фон Рауттер (Трухзес) (1650-1703)
Строительство этих каналов было осуществлено в правление курфюрста Бранденбургского Фридриха III в 1689-1697 годах благодаря графине Луизе Катарине фон Трухзес (Luise Katharina von Rautter (Truchseß zu Waldburg)) и под её руководством, и тогда они имели, естественно, немецкие названия. Так, Немонинский канал назывался Малый Фридрихсграбен (Kleiner Friedrichsgraben), Полесский — Большой Фридриксграбен (Großer Friedrichsgraben), Приморский – Зекенбургский (Seckenburger), а Головкинский канал – Тимбер канал (Timber).
Мост через Дейму в Тапиау (Гвардейске). Старая почтовая открытка на карте
Все эти водотоки вместе с протекающими здесь речками составили водную систему Фридрихсгарбен, которая сейчас, по данным государственного водного реестра России, относится к Балтийскому бассейновому округу. С 2013 года на каналах бассейна Калининградской области проводились работы по укреплению береговых откосов и очистке дамб от растительности. К 2020 году были завершены восстановительные работы левобережной дамбы реки Немонин и правобережных дамб рек Шлюзовой, Немонин, Ржевки и Луговой. Протяжённость всех реконструированных гидротехнических сооружений составила более пятидесяти километров.
Карта водных путей системы Дейма
Историю же водных каналов, построенных в России, следует отсчитывать с того момента, когда царя Петра I заинтересовали гидротехнические сооружения, увиденные им в Голландии. Таким первым искусственным водотоком в России стала Вышневолоцкая водная система, строительство которой осуществлялось по указу царя Петра I с 1703 года в целях снабжения строительными материалами, а потом промышленными и продовольственными товарами новой столицы Санкт-Петербурга из центральной России. Эта водная система связала реку Волгу с Балтийским морем.
Император Петр I (1672-1725)
Первоначальный расчет шлюзов голландскими мастерами под присмотром царского стольника князя М.П.Гагарина сделал водный тракт практически несудоходным. И хотя движение судов по Вышневолоцкой водной системе было официально открыто в 1709 году, более или менее нормально она заработала только в 1722 году после воплощения технических идей выдающегося гидротехника-самоучки Михаила Ивановича Сердюкова, который, на самом деле, был не то калмыком, не то бурятом по имени Бароно Силингиновым, родившимся в 1678 году в Монголии.
М.И.Сердюков (1678-1754)
Чтобы исправить ошибки голландских мастеров и обеспечить необходимый уровень воды в системе, он, помимо реконструкции шлюзов и постройки Цнинского канала прямо в городе Вышний Волочок, предложил создать водохранилище с системой бейшлотов, попеременно накапливая там воду и выпуская её для проводки больших караванов барок. Такое инженерное решение — перевод водного пути на периодический режим работы, было в России применено впервые.
Ванчаковская линия и Цнинский канал. Старая почтовая открытка на карте
Еще в 1719 году по указу Петра I Сердюков получил Вышневолоцкий канал в частное управление и стал ответственным за работу всей системы, поддерживая ее в рабочем состоянии и получая небольшой доход с каждого проходящего по ней судна. В результате Вышневолоцкая система включала приток Волги — реку Тверцу, Гагаринский или Тверецкий канал, речку Цну с Цнинским каналом, озеро Мстино и речку Мету. Через Мету суда попадали в озеро Ильмень и далее по Волхову, Ладожскому озеру и Неве достигали Петербурга. Началась активная торговля с Европой российскими товарами, в том числе уральским металлом, а также транзитными товарами из Средней Азии.
Тверецкий канал. Старая почтовая открытка
После того как в 1741 году все работы были окончательно завершены, императрица Елизавета Петровна пожаловала Михаила Ивановича Сердюкова в потомственные дворяне. В Вышнем Волочке сохранился дом М.И.Сердюкова, известный как «Домик Петра», — это здание, в котором достоверно бывал Петр I.
Дом М.И.Сердюкова в Вышнем Волочке. Старая почтовая открытка
В 1774 году государство выкупило право на владение этой водной системой у внука Сердюкова, который потерял к ней интерес. Впоследствии на некоторых участках Вышневолоцкой системы провели реконструкцию, которая была связана с тем, что многие суда, шедшие по ней, не доходили до места назначения – Петербурга, из-за бурных вод Ильмень озера и особенно Ладожского озера. Чтобы избежать плавания низкобортных барок по озеру Ильмень было построено два сохранившихся до наших дней канала: в 1798-1803 годах — Сиверсов канал, соединивший Мсту и Волхов, и в 1826-1836 годах — Вишерский канал между реками Мстой и Вишерой на замену более раннему мелководному Сиверсову каналу.
Схема Вышневолоцкого водораздельного участка
Частые штормы на Ладожском озере приводили к крушению сотен кораблей с грузами. И первое улучшение водного транспортного потока было предпринято еще Петром I, который сам заложил строительство Ладожского канала 4 апреля 1719 года в обход бурных вод Ладоги. Этот канал, длиной 111 км, глубиной 2,1 метра, по проекту должен был быть ниже уровня Ладожского озера, не иметь шлюзов, начинаться около города Новая Ладога и заканчиваться в Шлиссельбурге у истока реки Невы. Но из-за нерадивых частных подрядчиков, канал строился долго, пока Петр I, наказав нерадивых строителей, не взял строительство канала под государственную опеку.
Шлюзы Ладожского канала у Шлиссельбурга. Старая почтовая открытка на карте
И несмотря на это, строительство было закончено уже после смерти Петра I, и канал получил название Петровский. Но, когда движение по каналу открыли 30 марта 1731 года, оказалось, что не учли гидрологию местности, и без шлюзов обойтись нельзя. Поэтому в 1732 году правительством было принято решение построить шлюзы с обеих сторон канала — в Шлиссельбурге и Новой Ладоге, которые в процессе эксплуатации канала неоднократно модернизировались вплоть до 1842 года.
Шлюзы Ладожского канала у Новой Ладоги. Старая почтовая открытка на карте
Став частью Вышневолоцкой водной системы, Петровский канал обеспечивал безопасную навигацию в обход Ладожского озера и долгие годы являлся важнейшей транспортной артерией. Первые проблемы с Петровским каналом появились в 1826 году, когда в тот год была сильная засуха, канал обмелел, и судоходство по нему полностью прекратилось. Чтобы обеспечить нужный уровень воды в канале, в Новой Ладоге пришлось установить мощные паровые насосы, которые перекачивали воду из Волхова в канал, и начать изыскания по решению проблемы. В результате с 1861 по 1866 годы был построен Новоладожский канал, названный в то время именем императора Александра II, который шел параллельно старому каналу, но ближе к Ладожскому озеру.
Современный вид Староладожского канала
В наши дни Петровский канал называют Староладожским, и он, к сожалению, непригоден для судоходства, зарос естественной растительностью и имеет вид подобия канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Канал Александра II или Новоладожский канал функционирует и сегодня и используется для прохождения по нему судов малого и среднего водоизмещения.
Карта Староладожского канала
Из-за порогов на реке Мсте возможность Вышневолоцкой водной системы была ограничена тем, что эксплуатировать ее можно было только в одну сторону, поэтому назад суда не возвращались: их продавали, как и другой товар, привезенный на них, в конечном пункте назначения. Поэтому еще царь Петр I приказал выяснить возможность соединения реки Тихвины и реки Сяси, впадающей в Ладожское озеро, с рекой Мологой — притоком Волги.
Схема Вышневолоцкогй водной системы
Так зародилась идея новой водной дороги от города Рыбинска на Волге по рекам Мологе, Чагодоще, Горюну, Соминке, Валченке, далее по Тихвинскому искусственному каналу, по рекам Тихвинке, Сяси, Сясьскому каналу, Петровскому каналу в реку Неву, получившей наименование «Тихвинская водная система». Но при Петре I до строительства дело не дошло, хотя в 1724 году были проведены первые натурные исследования. В царствование Елизаветы Петровны граф Шувалов в 1753 году предлагал соединить реку Сясь с Мологой, но проект водной системы был готов только в период непродолжительного царствование императора Петра III, который его и утвердил. Работы начались в эпоху Екатерины II на небольшом участке водной системы – Сясьском канале, который построили только к 1802 году.
Тихвинский канал на современной карте
В этом же году начались работы по строительству основного канала водной системы — Тихвинского канала шириной 12 м и глубиной 1,5 м. В 1811 году Тихвинская водная система, длина которой от Рыбинска до Петербурга составила 924 км, была открыта. Этот водный путь был намного короче Вышневолоцкого, длина которого составляла 1440 км, а главное, что благодаря построенным 62 шлюзам появилась возможность эксплуатировать его в обе стороны. В дореволюционный период пароходы использовались на реках Мологе и Сяси, а на остальном пути баржи перемещали при помощи конной тяги.
Пример конной тяги на канале. Старая почтовая открытка
В течение полутора веков Тихвинская водная система была просто необходима и достойно служила стране, хотя основным её недостатком была маловодность. После постройки Николаевской железной дороги потребность в ней постепенно становилась всё меньше, и уже в советский период она использовалась только для местных нужд Ленинградской области. В 1956 году Тихвинская система была официально закрыта.
Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская водные сиситемы
Параллельно строительству Тихвинской системы велись работы по прокладыванию и другого водного пути – так называемой Мариинской водной системы, которая должна была связать все тот же Рыбинск с Петербургом через Онежское озеро и приладожские каналы. Необходимость еще одного водного пути диктовалась все возрастающими потребностями Петербурга и внешней торговлей. Впоследствии именно по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу после открытия в Рыбинске хлебной биржи.
Новое здание Хлебной биржи в Рыбинске. Старая почтовая открытка на карте
Ключевым звеном Мариинской водной системы стал Вытегорский или Мариинский канал, соединявший реки Ковжу и Вытегру. Задуманное еще Петром I строительство Вытегорского канала стало осуществляться при Павле I, подписавшим об этом указ 20 января 1799 года. Первое судно по этому каналу прошло в 1808 году.
Хлебные баржи в Рыбинске. Старая почтовая открытка
Одним из приладожских каналов был Свирский, а впоследствии Старо-Свирский канал, имевший длину 53 км и сооружавшийся в 1802-1810 годах. При интенсивной эксплуатации канала из-за разрушения дамб, илистых наносов и обвалов бечевников (полосы суши вдоль берега канал для осуществления бечевой и конной тяг) глубина упала так, что только суда с осадкой менее 0,6 метра могли по нему проходить.
Памятная медаль в честь открытие новых Сясьского и Свирского каналов в 1883 году
В итоге с 1878 по 1882 год был построен продольно старому Ново-Свирский канал длиной 46,7 км, получивший название канал имени Александра III. В это же время претерпел модернизацию Сясьский или, как его еще называли, Екатерининский канал, и в 1880 году стал функционировать Ново-Сясьский канал.
Онежский обводной канал на современной карте
Для безопасного движения судов вокруг Онежского озера в 1818-1820 годах вдоль его южного берега был сооружен Онежский канал длиною 20 км на участке от реки Вытегры до урочища Чёрные Пески. Окончательно этот канал от Чёрных песков до Свири был достроен уже в 1845-1852 годах, что позволило судам следовать, вовсе не заходя в Онежское озеро.
Пример туерной тяги барж по речной системе
Заработавшая Мариинская водная система еще в 1810 году, все время подвергалась усовершенствованию: увеличивались размеры шлюзов, сокращалось количество шлюзовых камер, спрямлялись участки рек для организации туеров – буксиров, движущихся вдоль уложенной по дну цепи или троса, взамен бурлацкой или конной тяг, вместо бечевников берега укрепляли камнем или одевали в гранит.
Старая почтовая открытка
Одной из таких модернизаций явилось строительство Белозерского канала в обход Белого озера. Дело в том, что Белое озеро аналогично другим озерам, таким как Ильмень, Онежское или Ладожское, имеет большую поверхность свободной воды при относительно небольшой средней глубине, что приводит к частым штормам, что оборачивалось в те времена гибелью судов и потерей товара.
Старая почтовая открытка
Канал был построен в середине XIX века подрядчиком вытегорским купцом первой гильдии Г.В.Гладиным протяженностью порядка 67 км при ширине 32,7 м. Белозерский канал и сейчас проходит от реки Ковжа до реки Шексна вдоль западного и южного берега Белого озера, но имеет исключительно местное значение и для судов очень малых размеров, а также для занятий байдарочным видом спорта.
Карта Мариинского водного пути
Однако в связи с ростом экспорта пшеницы в Европу пропускная способность Мариинской системы была признана недостаточной, и в августе 1882 года начаты работы по строительству Ново-Мариинского канала. Каменный канал длиною 9 км прошел северо-восточнее старого. Высота раздельного бьефа нового канала (раздельный бьеф – водный участок, образованный несколькими водоподпорными сооружениями) составила 119 м над уровнем Балтийского моря — это на 9 м ниже прежнего, что привело к сокращению 9-ти шлюзных камер.
Памятник в честь окончания строительства Ново-Мариинского канала.
Фото С.М.Прогудина-Горского, 1909 год
В память окончания строительства у шлюза Св. Александра установили четырёхгранный обелиск и выбили настольную медаль из меди, диаметром 8,5 см. На аверсе медали изображены портреты Петра I, Павла I, Марии Федоровны, Александра II и Александра III и надпись: «В память открытия нового соединительного канала рек Вытегры и Ковжи Мариинского водного пути 1886», а на реверсе план и профиль старого и нового каналов.
В результате сегодня Мариинская водная система осталась единственной из трех, которая работает до сих пор после её модернизации в годы СССР под названием «Волго-Балтийский водный путь» или сокращенно «Волго-Балт».