Россия фарфоровая

Известно, что в ряду многих изобретений человечества, таких как порох, бумага, шелк, появившихся в Китае, стоит и фарфор. Но Китай, долгое время закрытый от европейской цивилизации, хранит много тайн, и поэтому до сих пор точно не известно время создания фарфора. Раскопки в долине реки Хуанхэ на территории Китая свидетельствуют о том, что фарфор использовался китайцами уже во втором тысячелетии до н.э. Однако считается, что настоящий фарфор, производимый в промышленных масштабах, появился в Китае примерно в VI-VII веках н.э. во времена династии Тан (618-906).

Блюдо для подношений, Китай, династия Тан, VIII век

В зависимости от состава фарфоровой массы фарфор разделяют на твёрдый и мягкий, которые к тому же требуют и разной температуры обжига. Не вдаваясь в подробности, какие виды фарфора существовали в те времена, отметим, что «настоящий» твердый китайский фарфор был создан в Китае в период правления монгольской династии Юань (1271-1368). В это время в Китае побывал итальянский путешественник Марко Поло, который в 1295 году вернулся в Венецию и привез первый образец китайского фарфора — белую вазу. Так европейцы познакомились с «белым» фарфором.

Ваза, Китай, династия Юань, XIV век

Интересно происхождение самого названия. По-китайски фарфор обозначается иероглифом — . Так как впервые фарфор завезли в Европу через Италию, то за ним закрепился термин «порцелан» от итальянского слова «porcellino» — по ассоциации с так называемой белоснежной морской раковиной «поросёнок». Английское название фарфора — «china» свидетельствует о месте происхождения фарфора. Русское слово «фарфор» заимствовано с языка фарси — «farfur» или «fagfur», что переводится как «сын неба» или «императорский» и означает титул императора, так как такую посуду могли позволить себе исключительно правители и члены императорской семьи. Это указывает на то, что в Россию фарфор попал посредством арабских купцов.

Кувшин с рисунком зелёного цвета, Корея, Чонсон

Несмотря на строжайший запрет разглашать иностранцам рецептуру производства фарфора, каравшийся смертной казнью в Китае, приблизительно в XV веке производство классического «белого» китайского фарфора проникло в Корею, а в XVI и в Японию. Далее в каждой стране технология развивалась самостоятельным путём. То же самое произошло и в Европе. 

Марко Поло (1254-1324)

Попав с Марко Поло в Европу, фарфор стал считаться очень ценным среди знати и богатых людей, которые были готовы за этот импортный товар платить золотом. В связи с этим встал вопрос о возможности местного производства. Так, во время правления Великого князя Тосканы Франческо I ди Медичи во Флоренции было начато производство искусственного фарфора, известного как «фарфор Медичи».

Великий князь Тосканы Франческо I ди Медичи (1541-1587)

Хотя секрет производства настоящего китайского фарфора так и не был еще раскрыт, это первый достоверно известный опыт изготовления европейцами так называемого мягкого фарфора. В 1575 году венецианский посол Андреа Гуссони сообщал в донесении, что Франческо Медичи открыл способ производства фарфора.

Блюдо, изображающее Смерть Саула, с клеймом мастерской Медичи на оборотной стороне,1575-80 гг.

Но вот наступил 1708 год, когда немецкий философ и физик-экспериментатор Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер получили полевошпатовый фарфор, посуда из которого была более тонкая, чем из фаянса, однако не менее тяжёлая. Далее после длительных экспериментов были подобраны оптимальные компоненты, в том числе и случайно найденный каолин из района Шнеберга и Ауэ, и получен фарфоровый бисквит.

Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус (1651-1708) и Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719)

После смерти Чирнхауса в 1709 году Бёттгер самостоятельно сделал второй важный шаг на пути промышленного производства нового материала, подобрав оптимальный состав глазури. В результате этого в 1710 году Август II, курфюрст Саксонский и король Польши, повелел в пустующем мейсенском замке Альбрехтсбурге заложить первую мануфактуру по производству твёрдого фарфора, где были получены образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

Табакерка производства Мейсен

Так в этом замке началось производство европейского фарфора, который получил название «мейсенский». Производство продолжалось здесь вплоть до 1863 года, когда мануфактура переехала в Мейсен-Трибишталь, где находится до настоящего времени.

Замок Альбрехтсбург в Мейсене. Старое фото

Так как потребность в фарфоре стремительно росла, то по всей Германии стали открываться небольшие частные мануфактуры, в частности, в Тюрингии предприниматель Иоганн-Вольфганг Хамманн в 1764 году решил открыть собственное дело. Каолиновые глины местечка Валлендорф не обладали безупречными свойствами, поэтому полученная из них фарфоровая масса была далека от совершенства. С 1780 года изделия Валлендорфа преобразились после того, как в качестве сырья стали использовать чешский каолин, и получили необходимую белизну, прозрачность и прочность.

Флакон для духов фирмы Валлендорф

Славы мейсенского фарфора фирма не добилась, но качество фарфоровых изделий мануфактуры Wallendorf сделало её одной из известных марок немецкого фарфора, существующей до сих пор. Нынешним клеймом валлендорфского фарфора является буква W, под которой стоит год её основания – 1764, а над – корона, которую добавили в XX веке в честь двухсотлетия фабрики.Эмблемой же саксонского фарфора с 1722 года стали прорисованные кобальтом под глазурью скрещенные синие мечи, впервые появившиеся как элементы саксонского герба. Это было связано с тем, что один австрийский предприниматель, Клавдий дю Пакье (Claudius Innocentus du Parquier), будучи курфюрстом в Саксонии, раздобыл секрет мейсенского фарфора и в 1718 году переманил ремесленников из Мейсена в Вену. Получив от императора Священной Римской империи и короля Чехии Карла VI право монопольного производства фарфора на землях Габсбургов на 25 лет, создал второй в Европе фарфоровый завод в Альзергрунде, в парке Аугартен — Венскую фарфоровую мануфактуру.

Венская мануфактура Аугартен, расположенная в бывшем дворце эпохи барокко

Выпускаемые вначале изделия, естественно, были в том же стиле, что и мейсенские, хотя и худшего качества. По причине отсутствия необходимых запасов каолина в Австрии, они были кремового цвета, имели яркую окраску глазурями и этим отличались от ослепительно-белых изделий Мейсенской мануфактуры. Поэтому к 1744 году предприятие разорилось и было выкуплено императрицей Марией Терезией Австрийской. С этого момента изделия Венской мануфактуры получили клеймо в виде национального герба Австрии, который у антикваров стал называться «венский улей».

После смерти императрицы Венскую королевскую мануфактуру отдали в 1784 году в аренду коммерсанту из Нюрнберга Конраду фон Зоргенталю, который пригласил мастера по росписи фарфора А.Котгассера и скульптора-модельера Антона Грасси. Они совершили переход от рококо к стилю неоклассицизма. Венские изделия стали конкурировать с продукцией Мейсена.

Венский фарфор, блюдо овальное «Самсон и Далила», 1826 г.

Однако из-за начавшихся в Европе Наполеоновских войн Венский фарфоровый завод вновь стал приходить в упадок. Лишь после Венского конгресса и благодаря появившемуся стилю бидермейер австрийский фарфор получил второе рождение. Этот период с 1815 года и по 1864 год принято считать самым выдающимся периодом в истории Венской фарфоровой мануфактуры.

Декоративная тарелка. Венская мануфактура

В 1866 году император Франц Иосиф I утвердил решение парламента о закрытии Венского фарфорового завода из-за его низкой рентабельности. А в 1869 году, не выдержав конкуренции с дешевыми чешскими изделиями, мануфактура была окончательно ликвидирована, несмотря на протекционистскую политику австрийских властей в отношении чешского производства. Дело в том, что в 1867 году Чехия вошла в состав Австро-венгерской империи, а первая мануфактура по изготовлению фарфора в Чехии была организована еще в 1789 году в связи с обнаруженными в районе Карловых Вар запасами каолина хорошего качества. Некоторые фабрики, например, в районе города Дуби прибегали к тому, что, либо ставили надпись: «Мейсен», либо клейма, идентичные венской мануфактуре. К тому же и в Венгрии возникло ряд частных фарфоровых производств, первое из которых заработало в 1830 году.

Ваза из мягкого руанского фарфора, конец XVII века.

Почти в это же время, но несколько позже Австрии, Франция наладила производство собственного фарфора, развитие которого связано с фавориткой короля Луи XV мадам де Помпадур. Хотя мягкий фарфор изготавливали на территории Франции на Руанской фабрике с 1673 года, а во владениях Филиппа I, герцога Орлеанского, с 1693 года в городе Сен-Клу в 10 км к западу от Парижа, но первое производство твердого фарфора было налажено на частной фабрике принца Конде в городе Шантийи только в 1730 году.

Замок Шантийи. Старая почтовая открытка

В 1740 году в Венсене в 10 км к востоку от Парижа при поддержке короля Людовика XV была основана еще одна частная мануфактура, которая начала производить твердый фарфор. Благодаря мадам де Помпадур, мануфактуру перенесли в 1756 году в Севр, а в 1759 году она стала королевской и получила всемирную известность.

Тарелка для супа из сервиза Екатерины II. Севрский фарфор, 1778 г.

И здесь не обошлось без подражания первых изделий более знаменитым мейсенским. Однако после изобретения химиком Жаком Элло оригинальной краски «королевская синяя» (bleu de roi) и «розовая помпадур» (rose de Pompadour), севрские изделия получили свой оригинальный стиль.

Севрский фарфор из собрания Павловского музея. 1782 г.

После открытия в 1767 году обширного месторождения каолина вблизи города Лимож, там с 1771 года заработала фарфоровая мануфактура братьев Грелле и Масье-Фурнера, которой 1784 году был присвоен статус Королевской и которую в 1794 году присоединили к Севрской мануфактуре.

Клейма Севрской мануфактуры

В отличие от Германии, Австрии и Франции в Англии производство фарфора никогда не принадлежало аристократам и не пользовалось покровительством монарха. Возникавшие производства в Англии в середине XVIII во время так называемой «фарфоровой лихорадки» были частными предприятиями. И несмотря на неутихающие споры по поводу первенства, считается, что первой была фабрика в Челси – «Chelsea porcelain manufactory», основанная в 1743 году двумя французами и заработавшая в 1745 году.

Тарелка фабрики «Челси» с изображением плодов индийского бобового дерева. 1755 г. 

Приблизительно в это же время начали свое производство фабрики в Ворчестере и Дерби (1751 г.), к которой в 1770 году была присоединена фабрика из Челси. В 1776 году в состав фабрики вошла часть некогда престижного фарфорового производства «Боу» (Bow), после чего компания становится известной своим высококачественным костяным фарфором.

Тарелка фабрики «Роял краун Дерби»

Через столетие, в 1890 году, королева Виктория разрешила ставить на изделиях знак короны на изделиях фабрики Дерби, которая получила статус Royal Crown Derby Porcelain Company. До этого корона на продукции фабрики Дерби красовалась в знак признания её изделий королем Франции.

Клеймо фабрики Дерби

В 1788 году изделия мануфактуры в Ворчестере привлекли внимание короля Георга III после его посещения производства, и фабрика получила название «королевской» — Royal Porcelain Works или Royal Worcester.

Тарелка мануфактуры в Ворчестере

К фарфоровым производствам, которые внесли свой вклад в историю английского фарфора также относится открытый в 1795 году завод Черчилль (Churchill), известный британским обжигом фарфора, а также Королевская фабрика Дултон (Royal Doulton), основанная в 1815 году. Этот период характерен тем, что на английских чайно-столовых сервизах преобладали пейзажные и цветочные мотивы, позаимствованные у мейсенских изделий.

Джозайя Веджвуд (1730-1795) Портрет кисти Дж.Рейнольдса

Большую роль в английском производстве изделий из фарфора сыграл потомственный гончар Джозайя Веджвуд. В 1765 году он, выполнив заказ английской королевы Шарлотты, супруги короля Георга III, на чайный сервиз из фаянса, получивший название «королевский» (Queen’s ware), основал мануфактуру «Этрурия» (Etruria), названную так в честь итальянского района Этрурия, дома этрусков, которые были известны своими художественными изделиями.

Тарелка фирмы Веджвуд из сервиза с зеленой лягушкой. 1774 г.

До этого Джозайя был известен тем, что на своей мануфактуре «Айви-Хаус» (Ivie-House) занимался экспериментами с керамическими массами и глазурями, получив фаянс, имеющий оттенок цвета «сливок»; нежно-голубую «яшмовую» керамику; керамическую массу «чёрный базальт» для изготовления предметов в античном стиле.

Томас Фрай (1710-1762)

Появление в 1748 году в Англии костяного фарфора (Bone china), известного в Китае под названием «яичная скорлупа», приписывают англо-ирландскому художнику и мастеру по керамике Томасу Фраю, который был владельцем фарфоровой фабрики «Боу» (Bow) в Лондоне и в своей эпитафии написал, что является «изобретателем и первым производителем фарфора в Англии». Его технологию, как утверждают, доработал другой английский мастер Джозайя Споуд, открывший свое производство под маркой SPODE в 1776 году, когда ушел от своего учителя Томаса Уилдона, который, в свою очередь, стал компаньоном Джозайи Веджвуда.

Клеймо фабрики Споуд

Однако именно фабрика Веджвуда (Wedgwood) долгие годы оставалась монопольным поставщиком костяного фарфора на рынок. Но надо отметить, что, хотя традиционная формула костяного фарфора выглядит как 25% каолина, 25% полевого шпата и 50% костяной золы, каждая фирма имеет свои секреты и состава и производства.

Джозайя Споуд (1733-1797)

Тем не менее, фирма SPODE вошла в историю благодаря сыну, Джозайе Споуду второму, который создал стиль, представляющий собой идеальное сочетание классического восточного дизайна с европейским пейзажем. Так в 1816 году родился Spode Blue Italian, который живет до сих пор, оставаясь бестселлером для коллекционеров и радуя многие поколения покупателей.

Чайная пара фирмы Spode «Blue Italian»

Вы спросите, а где же Россия? Появление в России первых образцов фарфора относится к XIII-XIV веку, по-видимому, в то же время, что и в Европе. Об этом свидетельствуют черепки разбитой посуды, найденные при археологических раскопках на территории Московского Кремля.

Здание гжельского фарфорового производства. Старое фото

Об изделиях гжельских мастеров известно с конца XVII века. В Гжели начали делать посуду из местной белой глины, покрывать разноцветной глазурью и расписывать красками, однако это не был еще западный, а тем более китайский фарфор. Попытки узнать секрет производства фарфора были предприняты в России в 1718 году, когда царь Петр I во время второй поездки в Европу в 1716-1717 годах познакомился с саксонским изобретением. А в 1723 году вышел царский указ о предоставлении льгот и привилегий фабрикантам, которые сумеют в России «куриозное художество ввести и распространить», в особенности с использованием местного сырья, имеющегося в Российской империи, а не привозного.

Дом №5 по Таганской улице. Старое фото (Смотреть на карте)

И в 1724 году в Москве на Таганской улице, Семёновка тож, купец Афанасий Кириллович Гребенщиков открыл первую керамическую фабрику по изготовлению курительных трубок по голландским образцам, на которой с конца 1730-х годов начал производить ценинную посуду, то есть крытую эмалью, и стал «поставщиком Ее Императорского Величества». Нынешний адрес палат Гребенщиковых — дом 5, строение 2 по Таганской улице имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

Блюдо. Майолика. Третья четверть XVIII в. Роспись подглазурная. Завод Гребенщикова.

Его сын, Иван Афанасьевич, был талантливым изобретателем и в 1747 году открыл секрет изготовления фарфора из гжельских белых глин. Но осилить фарфоровое производство самостоятельно Гребенщиковы не смогли и сосредоточились на производстве фаянсовой посуды отличного качества и разнообразного ассортимента.  Они широко использовали синий и трехцветный орнамент на бело-голубоватом оттенке эмали.

Клеймо фирмы Гребенщиковых, XVIII век

Изделия маркировались буквами РМФАГ. И хотя их мануфактура имела постоянные заказы как от богатых купцов, так и от дворян, такая посуда уже не могла удовлетворить потребности знати.

 

Продолжение следует…