Начало XIX века ознаменовано в истории России модой на хорошую столовую и чайную посуду, которую не только использовали в быту, но и коллекционировали, в связи с чем в Российской империи стали возникать частные предприятия по производству фарфоровых и фаянсовых изделий. А наилучшие времена для развития фарфорового производства настали после окончания Наполеоновских войн, и в период правления императора Николая I, по данным статистики, насчитывалось 36 таких производств.
А.Г. Попов (1770-1860)
Так, в 1811 году решил основать свое производство московский купец первой гильдии Алексей Гаврилович Попов, имевший к тому времени опыт торговли фарфором. Для этого предприимчивый купец выкупил производство у бывшего комиссионера фабрики Гарднера Карла Яковлевича Мелли, который еще с 1804 года имел свой собственный завод в Вербилках по соседству с фабрикой Гарднера, но не проявлял особого энтузиазма в его развитии.
Горбуново — нынешний район города Хотькова. Старая почтовая открытка
Попов перевел производство из Вербилок в свое имение в селе Горбуново Московской губернии того же Дмитровского уезда и к 1814 году построил здесь 6 горнов, где стало работать 283 вольнонаемных рабочих. Дело в том, что по своему положению Алексей Гаврилович не мог иметь крепостных, и ему приходилось нанимать рабочую силу. С этим была связана дороговизна продукции завода Попова, первоначально подражавшей европейскому фарфору и копировавшей его.
Скульптура «Коломбина и Панталоне» мейсенского фарфора (мастер И.И.Кендлер) и завода А.Г. Попова
Тем не менее в 1815 году журнал «Северная почта» писал: «Фабрика купца Попова, хотя существует и не так давно, как фабрика гг. Гарднеров, но достигла также большого совершенства в своих изделиях. Как состав массы, так равно живопись делает честь вкусу фабриканта и умению его сделать все свои украшения в своих произведениях так, что они составляют одно целое, прельщающее взоры знатоков».
Орден Св.Владимира
И лишь в 1825 году, когда купец первой гильдии А.Г.Попов, будучи московским городским головой, стал кавалером ордена Святого Владимира, что давало право получить дворянское звание, и, соответственно, владеть крепостными, он переселил в село Горбуново крепостных крестьян из других своих имений, стал использовать их труд и тем самым снизил стоимость своих фарфоровых изделий. А благодаря неуёмной натуре Алексея Попова завод развивался активными темпами, с каждым годом численность работающих увеличивалась, а ассортимент продукции расширялся.
Марки завода Попова
Чтобы составить конкуренцию заводу Гарднера Попов решил производить посуду, которая бы удовлетворяла вкусы ещё большего круга потребителей. Так появилась так называемая «трактирная посуда» Попова, которая стала пользоваться успехом в чайных заведениях по всей России. В трактирах, где в первую очередь требовалась посуда не дорогая, а прочная и привлекательная, подавали чай в красивых и прочных изделиях завода Попова. Такую посуду закупали не только трактиры, но и обычные семьи с небольшим достатком. А высокая прибыль теперь достигалась не за счет высокой цены, а с помощью объёмов производства.
Работа С.Н.Глинке, посвященная выставке
Расцвет завода Попова пришелся на тридцатые годы XIX века. Начиная с 1831 года, когда на первой Всероссийской мануфактурной выставке произведений отечественной промышленности фарфор Попова был удостоен золотой медали, Алексей Гаврилович стал участвовать во всех выставках российских мануфактурных изделий.
Чайная пара и тарелка производства завода А.Г.Попова
Удивительная способность Попова заключалась еще и в том, что он не просто производил фарфор, а, как бы сейчас сказали, занимался научными исследованиями. На его предприятии была получена новая формула фарфоровой смеси, и разработаны новые фирменные краски, которые давали яркий и праздничный рисунок. Изобилие цветов и позолоты делали поповский фарфор узнаваемым, а сочетание сплошного фона и цветочных композиций в крупных медальонах — «мушелях», отличным от продукции конкурентов. Дошло дело до того, что европейцы стали подделывать поповский фарфор на своих фабриках.
Популярные бытовые фигурки, изготовленные на заводе А.Г.Попова
Помимо посуды, завод Попова славился фарфоровыми статуэтками, посвящёнными народным забавам и профессиям. Мастера поповской фабрики делали как отдельные фигурки, так и сложные групповые композиции, уникальность которых заключалась в их реалистичности, отсутствии надуманных поз, чем и привлекали коллекционеров, а ныне ценятся в их среде.
Алексеевская церковь в Хотьково. Старое фото
После смерти Алексея Гавриловича в 1860 году (точная дата не известна) предприятие перешло по наследству к детям. Похоронили А.Г.Попова в селе Горбуново под Алексеевской церковью, построенной на его деньги в честь его небесного покровителя – святителя Алексия, митрополита Московского, которая сегодня восстановлена и является достопримечательностью города Хотькова. Ну а дети, а затем и внуки не смогли продолжить фарфоровое дело должным образом. Завод несколько раз перепродавался, переходя от одного купца к другому, пока не был закрыт в 1875 году, а на его месте возникла ткацкая фабрика. Технологию производства красок купили братья Корниловы из Петербурга, а формы — представители завода И.А.Иконникова из села Елизаветино Богородского уезда Московской губернии.
Марка и клеймо завода И.А.Иконникова
Вообще, в Московской губернии в середине XIX века насчитывалось более двух десятков небольших производств, изготовлявших фарфоровую и фаянсовую посуду для местного употребления, а всего в России их количество уже достигало 146. Сегодня даже трудно перечислить существовавшие тогда заводы.
Н.М.Сипягин (1785-1828)
Фарфорово-фаянсовое производство в селе Елизаветино наладил Иван Алексеевич Иконников в 1865 году на заводе, арендовав его у владельца В.Н.Сипягина. Сама фабрика, первоначально основанная действительным камергером Всеволодом Андреевичем Всеволожским и действительным статским советником Иваном Петровичем Поливановым, существовала здесь с 1813 года. По сведениям за 1813-1814 годы на фабрике имелось 2 горна при 70 рабочих и производилось более сорока тысяч единиц фарфоровой посуды.
В.Н.Сипягин (1819-1893)
В 1820 году фабрика перешла к участнику Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанту Николаю Мартемьяновичу Сипягину, женатому на дочери Всеволожского. Генералу было не до производства фарфора, и некоторое время фабрика бездействовала, а после того, как в 1850 году производство было возобновлено сыном Сипягина, Всеволодом Николаевичем, она функционировала как фирма Сипягина до 1855 года, после чего сдана в аренду.
Скульптура император Александр II в шинели и каске. Завод Сипягина
Благодаря приобретению поповских форм, на заводе Иконникова изготовлялись разного рода фарфоровые и фаянсовые изделия, в том числе и фарфоровые фигурки, которые в художественном отношении отличались высоким качеством. В 1872 году на Политехнической выставке в Москве завод Иконникова даже был награжден большой серебряной медалью, после чего марка на изделиях делалось красной краской с надглазурной надписью: «И.А.Иконникова» и с изображением большой серебряной медали. На заводе работало уже двести человек, а изделий вырабатывалось на сумму в 350 тысяч рублей.
Однако в 1879 году, по данным книги «Фарфор и фаянс Российской империи», составленной А.В.Селивановым в 1903 году, завод был закрыт, не выдержав конкуренции вследствие понижения в 1878 году таможенного тарифа на привозные изделия из-за границы.
Магазин братьев Корниловых в доме Меншикова на Невском проспекте, 64. Старое фото
Фирма братьев Корниловых, купившая у завода Попова технологию производства красок, к 1875 году уже сама как сорок лет занималась производством фарфора в Санкт-Петербурге и с удовольствием поглощала другие производства или их технологические приемы. Случались неудачные приобретения, как получилось с заводом барона Корфа, где вырабатывали относительно дешевый фаянс хорошего качества, и удачные, когда после пожара 1838 года на фарфоровом заводе Ф.С.Батенина, существовавшего с 1811 года и хорошо узнаваемого среди огромного количества частных фарфоровых заводов XIX века своими изделиями, расписанными архитектурными видами Петербурга, он был приобретен. Все оставшиеся после закрытия батенинского завода материалы были проданы заводу Корниловых, куда перешли и многие мастера.
Фарфоровые изделия завода Батенина с видами Петербурга
В ряду таких приобретений стоит и петербургский фарфоровый завод Бенуа, основанный в 1888 году Е.А.Бенуа, изделия которого создавались, скорее всего, для души и вряд ли приносили существенный доход. Однако, будучи частной фирмой, завод братьев Корниловых не мог не заботиться о прибыли. Поэтому ещё в 1844 году был заключен контракт с известным французским керамистом Дартом, обладавшим необходимыми навыками в фарфоровом деле, который на заводе братьев Корниловых построил горн и опробовал новые способы обжига.
Ваза с видом Биржи Петербурга. Завод братьев Корниловых
Корниловы всегда шли в ногу со временем, используя технические и научные достижения как отечественных конкурентов, так и опыт зарубежных предприятий. Так, в 1851 году братья составили собственную смету на покупку сырья и материалов по образцу, опробованному в Англии. В отличие от завода Гарднера они использовали глину из разных уголков России, а также каолин из Англии и Франции, а из Финляндии везли полевой шпат и кварц.
Тарелка и чайная пара производства завода братьев Корниловых
В 1881 году на заводе братьев Корниловых стали широко использовать известный в Европе со второй половины XIX века метод деколя, или «переводных картинок», то есть печатания рисунков на клеевой бумаге и перевода их на изделие. Это позволило сократить затраты, увеличить количество выпускавшихся изделий и существенно удешевить их. В 1885 году на заводе внедрили электромагнитное очищение глиняной массы от железистых включений, что существенно улучшило качество фарфора, а использование ручной машины для подъема и перемещения из цеха в цех фарфоровой посуды значительно экономило время и сокращало бой посуды.
Фигурки, изготовленные на заводе братьев Корниловых
Скульптуры и вазы не входили в массовый ассортимент продукции этой фирмы, они изготавливались в ограниченных количествах, и поэтому их и мало сохранилось и дошло до наших дней. Но сохранившиеся экземпляры говорят о высоком художественном уровне и мастерстве, и поэтому высоко ценятся собирателями фарфора и антикварами. Предприятие братьев Корниловых, прежде всего, выпускало для потребителя среднего достатка красивые и удобные вещи повседневного обихода, попросту говоря, посуду.
Марки завода братьев Корниловых
Получив впервые в 1843 году на Мануфактурной выставке в Москве почетное звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества», завод братьев Корниловых подтверждал этот статус в 1861 и 1882 годы. После этого Корниловы стали получать особые заказы от Императорского Двора, что значительно повысило статус предприятия. На заводе размещали «доделки» взамен утраченных предметов для многих известных императорских сервизов, потому что фарфор Корниловых даже превосходил по своим техническим характеристикам изделия Императорского фарфорового завода. Известны, например, «доделки» для собственного сервиза императорского дворца «Коттедж» в Петергофе, для ординарного сервиза Гатчинского дворца и многие другие. А для дачного дворца «Ореанда» Великого князя Константина Николаевича в Крыму, который, правда, сгорел в 1881 году, выполнили набор посуды.
Вид дворца Великого князя Константина Николаевича. Старая почтовая открытка
Корниловы обошли по своему качеству и лучшую продукцию многих фарфоровых заводов Европы, поэтому им поручали такие «доделки» и к европейский сервизным ансамблям. Известны «доделки» завода братьев Корниловых к сервизу с синей лентой и орнаментом «глаз куропатки», изготовленному на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1782 году, или к сервизу с рельефными белыми цветами на голубом фоне, сделанному на английском заводе Коалпорт (Coalport) в 1820-х годах.
Чашка с блюдцем из банкетного сервиза Великого князя Александра Николаевича
Дошло дело до того, что завод Корниловых взялся за изготовление художественно оформленных унитазов, вылепив их вручную. По заказу Хозяйственного управления императорского двора на фабрике произведено 10 унитазов, которые впоследствии стали привычным предметом императорских дворцов. А в 1907 году для модной столичной гостиницы «Европейская» на Невском проспекте изготовили ванны в стилистике итальянского рококо.
На крыше гостиницы «Европейская» в Петербурге. Старая почтовая открытка
Совершенствуя на своем заводе состав фарфоровой массы, Корниловы обратили внимание на такие свойства получаемых изделий, как малая восприимчивость к переменам температуры, и стойкость глазури по отношению ко многим кислотам, что натолкнуло их на мысль изготавливать медицинский фарфор. Все эти ступки с пестиками для порошков, банки для мазей и больничные миски стали производить в огромных количествах. Сохранился специальный справочник завода братьев Корниловых, изданный в 1889 году: «Указатель фарфоровой посуды для аптекъ и лабораторш». А благодаря неспособности фарфора проводить электрический ток — диэлектричности, на заводе братьев Корниловых была налажена целая линия по выпуску электротехнического фарфора, который использовался для производства изоляторов.
Разновидность аптекарского сосуда — альбарелло
Возвращаясь к началу деятельности братьев Корниловых, надо отметить, что, как и многие пришедшие к мысли о собственном производстве фарфора купцы, братья Саввин и Василий Корниловы первоначально занимались его торговлей. А вот супруга Саввина, купчиха 2-й гильдии Мария Васильевна, овдовев, решила в 1835 году обустроить собственный фарфоровый завод на правом берегу Невы. Место расположения завода она выбрала в Северном районе Петербурга, близ деревни Полюстрово, что обещало хорошие перспективы по многим причинам, прежде всего, удобством транспортировки товаров и рынком сбыта.
Завод братьев Корниловых (рисунок рекламного вкладыша)
Со сбытом продукции у братьев Корниловых проблем никогда не было в силу большого опыта уже имевшегося в этой сфере у их родителей. Еще до организации завода семья Корниловых владела несколькими магазинами и в столицах, и в провинциальных городах России, в том числе в Нижнем Новгороде, Томске, а позднее и в других. В Санкт-Петербурге у них были фирменные магазины в Гостином дворе и на Невском проспекте, 64, а в Москве на Кузнецком мосту в доме Хомякова.
Доходный дом Хомякова на Кузнецком мосту. Старая почтовая открытка
К управлению заводом Мария Васильевна привлекла своих пятерых сыновей, которые в 1839 году, за восемь лет до смерти матери, вступили в совладение предприятием, таким образом сосредоточив капитал в кругу своей семьи. Но главным деятелем на заводе всё же считался Михаил, второй по старшинству из братьев Корниловых, к которому и перешел весь завод в 1869 году, а позже — к его жене и детям, а с 1893 года компания преобразовалась в «товарищество».
Фарфоровые изоляторы для ЛЭП
На рубеже XIX-XX веков «Товарищество братьев Корниловых» по масштабу производства и качеству относительно недорогой продукции для зажиточного класса, как писалось в Историко-статистическом обзоре промышленности России за 1886 год, было одним из лидеров среди частных российских предприятий, составляя конкуренцию в первую очередь фирме Кузнецовых.
Завод «Пролетарий» . Фото конца XX века
Но завод братьев Корниловых не пережил революционные времена начала XX века в том виде, в котором существовал до этого, и в 1918 году был национализирован, а в 1921 году, получив новое название «Пролетарий», полностью перешел на производство только электротехнического фарфора. До 1927 года последний владелец завода, Николай Михайлович Корнилов, проживал в квартире при заводе и до 1927 года оставался плавным инженером предприятия. В 1989 году завод вошел в состав объединения «Энергомаш», и был переименован в «Корниловский фарфоровый завод», однако в 2003 году был официально ликвидирован.
Продолжение следует…