Россия фарфоровая. Часть 6

После столичного Петербурга и экскурса в другие российские регионы возвращаемся опять в Московскую губернию и вспоминаем про то, что еще в 1724 году купец Афанасий Кириллович Гребенщиков на основе глин из Гжельского уезда начал производить в Москве свою ценинную посуду. За ним в сороковые годы XVIII века Дмитрий Иванович Виноградов изучал гжельские глины на предмет изготовления из них фарфоровой массы, потому что за много лет до этого люди знали о выходящих здесь на поверхность глиняных пластах, и организовал добычу этих глин для нужд Невской порцелиновой мануфактуры. Заниматься сельским хозяйством на глинозёме было затруднительно, а вот для гончарных дел он подходил хорошо. Археологическими находками подтверждается, что гончарное производство здесь практиковалось ещё в IX веке. А по одной из самых популярных версий само слово «гжель» происходит от древнерусского глагола «жгель», что означает жечь или обжигать, и что именно процесс изготовления керамики называют гжелью.

Царь Алексей Михайлович (1629-1676)

Духовная грамота Ивана Калиты XIV века сообщает, что местные жители Гжели занимались гончарным ремеслом. А из указов царя Алексея Михайловича за 1663 и 1666 годы известно, что Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу, и её жители были обязаны поставлять в Москву глину для производства аптекарской посуды. Возможно, и с этим тоже связана уникальность гжельского региона, которая заключается в том, что здесь никогда не было крепостного права, так как он относился к дворцовой волости. 

Гжельский фаянс

Однако до начала XIX века здесь еще не умели производить фарфор, а изготавливали майолику или полуфаянс, то есть обычную для того времени гончарную посуду, а также изразцы, кирпичи и гончарные трубы.

Вид Аптекарского приказа в Москве

Зародилось же гжельское производство фарфора в селе Игнатьево и в непосредственно примыкающей деревне Володино, которые входили в так называемый «Гжельский куст» местных керамических производств. Недаром же село Игнатьево в старину даже называли «Глинковским погостом» из-за богатых глиной почв. Архитектор, журналист и краевед Сергей Борисович Мержанов в своей статье «Неизвестная Гжель» даже отмечал особенную черту гжельской местности, как ровного и открытого пространства, которое пересекают вертикали церковных колоколен и заводских труб фарфоровых предприятий.

Георгиевская церковь в селе Игнатьево. Старое фото

Существует интересный документ: «Церковная летопись Георгиевской «на Глинках» церкви села Игнатьево Богородского уезда», из которого известно, что, например, церковь эта на Глинковском погосте в селе Игнатьево существует с 1587 года. Кроме самого села Игнатьево в приход Георгиевской церкви до 1860 года входило 10 деревень: Речицы, Жирово, Володино, Новохаритоново, Бахтеево, Турыгино, Меткомелино, Кузяево, Фрязино и Коломино. Не единожды горевшая и вновь отстраиваемая, деревянная церковь в итоге была в 1863 году возведена в камне и сохранилась действующей до наших дней.

Вознесенская церковь в селе Речицы. Старое фото

Летопись эта описывает факт, что при строительстве в 1859 году Вознесенской церкви в деревне Речицы после открытия там в 1858 году купцом Михаилом Матвеевичем Куриновым Речицкого фарфорового завода между этими соседними церквями возник раздор из-за прихожан, который был улажен только в 1864 году стараниями митрополита московского Филарета. Кроме этого, по существу, мнимого раздора в Гжели имел место и реальный раскол, ибо исстари здесь были сильны позиции старообрядчества.

И.Е.Кузнецов (1850-1919)

В 1912 году стараниями Ивана Емельяновича Кузнецова, двоюродного брата «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова, был построен старообрядческий храм в соседней с селом Игнатьево деревне Новохаритоново, что возле Егорьевского тракта, и освящен тоже во имя великомученика Георгия. До сих пор эти два храма стоят друг против друга, как бы соперничая. Сам же Иван Емельянович, набравшись опыта, работая управляющим у двоюродного брата, открыл собственное дело и владел четырьмя фарфоровыми фабриками в окрестностях Новгорода, что близ сёл Бронница и Грузино, а также на станции Волхово и Чудовским стекольно-хрустальным заводом. Он был женат на Т.М.Куриновой, младшей дочери фарфорозаводчиков Куриновых из Гжели.

Старообрядческая Георгиевская церковь в Новохаритоново

И вот около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда Московской губернии крестьяне братья Куликовы, как считается, самостоятельно вывели состав фарфоровой массы. А их дядя Павел Куликов, незадолго до этого вернувшийся с Перовской фарфоровой фабрики немца Отто, подсмотрев у них состав фарфора, в 1802 году организовал собственную фабрику. Так это было или иначе, но секрет выработки фарфора Куликовым сохранить не удалось, но зато от них пошло фарфоровое производство Гжели.

Железнодорожный вокзал станции Гжель. Старое фото

Как бы там ни было, но то ли в 1816, то ли в 1824 году, точно не известно, в уже упомянутой деревне Кузяево братьями Новыми было основано одно из старейших предприятий по производству изделий из фарфора и фаянса. Три брата Новых — старший Иван, средний Тихон и младший Семён — на протяжении первых десятилетий поочерёдно руководили семейным производством, создавая чайную посуду в стиле ампир и стремясь подчеркнуть её элитарный статус. И хотя ассортимент продукции был достаточно широким, производственные процессы на этой фабрике осуществлялись кустарным методом: большую часть изделий в те времена изготавливали не в гипсовых формах, а на гончарных кругах.

Чайные пары завода Батьев Новых

В середине XIX века по воле судьбы владение фабрикой перешло вдове Семёна Агафье Новой, которая вскоре вышла замуж за купца Якова Герасимовича Храпунова, отец которого тоже занимался производством фарфора до 1840 года. По легенде, Герасим Храпунов в результате промышленного шпионажа выведал секрет производства фарфора у Куликовых. Но его предприятие было скромным, нарастить объемы продукции не получалось, и дело пришлось закрыть.

Таким образом в 1850 году Яков Храпунов возглавил предприятие братьев Новых и переименовал фабрику в «Храпунова-Новаго в деревне Кузяево», сохранив таким образом память о прежних владельцах. 

Кружки фабрики Храпунова-Новаго

Новые владельцы фабрики нашли собственную нишу — потребителем их товара стала провинциальная интеллигенция. Некоторые дошедшие до нас экземпляры чайной посуды говорят о том, что на фабрике Храпунова-Новаго был свой особенный, ни на кого не похожий стиль, а другие изделия просто являлись копиями завода в Вербилках как периода Гарднера, так и Кузнецова. Возможно, это было сделано по некоему соглашению сторон. Не отказывался Храпунов и от малой пластики, которой были характерны яркие цвета. 

В 1901 году фабрика перешла в собственность сыновей Якова Храпунова-Новаго, Андрея и Ивана, которые переименовали её в «Фарфоровую фабрику братьев И. и А. Храпуновых-Новых» и к 1902 году модернизировали, механизировав ручной труд и тем самым улучшив условия труда. Перед самой революцией 1917 года они продали свою фабрику обществу «Демократическое товарищество», которое переименовало её в завод «Товарищество быв. Храпуновых», и под этим названием в 1920 году завод был национализирован и стал называться «Кузяевский фарфоровый завод».

В годы советской власти завод не подвергался реконструкции и продолжал специализироваться на выпуске, в основном, чайной посуды, которая изготавливалась как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Изделия Кузяевского фарфорового завода

В декоре присутствовали и розы-агашки и виноградные гроздья с золотой отводкой, отсылающие к гжельской стилистике. К сожалению, в 2001 году завод прекратил свое существование, а его промышленная база была выкуплена производственным «Объединением Гжель».

Вид Речицкого фарфорового заводв в 1884 году. Старое фото

А вот фарфоровая фабрика в селе Речицы, которую открыл купец Михаил Матвеевич Куринов в 1858 году и который построил на свои деньги там Вознесенскую церковь, внеся тогда раздор между прихожанами, существует до сих пор. Завод никогда не был большим, и о самом заводе известно немного, лишь то, что после смерти Михаила Матвеевича им владел его сын Михаил, затем внук Максим.

Изделия фабрики Куринова маркировались изображением пчелы, которая стала фирменным знаком предприятия. Во второй половине XIX века фабрика пережила кризис, который затронул тогда многие предприятия отрасли. Например, фарфоровая мануфактура, основанная в 1863 году Григорием Макаровичем Малаховым в соседнем селе Кузяево, не смогла противостоять кризису, сохранить свое производство, и была закрыта в 1885 году. 

Как и все заводы фабрика Куринова была национализирована после революции 1917 года, переименована в «Речицкий фарфоровый завод» и продолжила специализироваться в основном на выпуске электротехнического фарфора и химической посуды. 

Кувшины производства Речицкого фарфорового завода

В 1963, 1976 и в 1985 году Речицкий завод подвергался реконструкции. В результате последней на одном из участков завода начали выпуск изделий из фарфора в лучших традициях Гжели. Кризис последнего десятилетия XX века отразился и на производстве Речицкого завода и на качестве выпускаемых им изделий, однако завод не прекратил свою деятельность. Начиная с 2022 года, идет техническое обновление производства и масштабная реконструкция Речицкого фарфорового завода. В настоящее время завод выпускает как технический фарфор, так и художественные изделия с характерной гжельской росписью.

Дом Ф.И. Шелухина в селе Речицы. Старое фото

Вообще, в Гжели к середине XIX века насчитывалось 50 заводов и 30 живописных мастерских, производивших керамику. Кроме уже упомянутых достаточно крупных фабрик в это время там работали предприятия Дунашовых, Козловых, Сафронова, Тереховых-Киселёва, братьев Гулиных, Фартальных и многих других.

Чайная пара и фигурка в русском стиле фабрики братьев Козловых 

В том же селе Речицы в 1862-63 годах братьями Яковом и Сергеем Фартальными, например, было основано производство, отличающееся от других тем, что братья выпускали разнообразную керамическую майоликово-фаянсовую посуду, скульптуру и уникальные изделия ручной работы «под бронзу».  Скорее всего, это было даже два производства, которые с 1877 года существовали параллельно: одно управлялось Яковом, а второе Сергеем.

Чайная пара и фигурка «Атала и Шактас» фабрики Тереховых-Киселёва

Считается, что фамилия «Фартальный» происходит от переиначенного слова «квартальный». Это подтверждают подворные переписи села Речицы, начиная с 1850 года, в которых существует фамилия «Квартальный». Фамилия происходит от человека – старосты, которого раньше выбирали сельчане для того, чтобы, обращаясь к нему, он имел право решать спорные вопросы. Однако с 1876 года, эти односельчане стали именоваться «Фартальными». На мой взгляд, это прозвище, перешедшее потом в фамилию, ближе и по звучанию, и по написанию к слову «фарт», то есть удача, везение, или «фартовый», что значит удачливый. А везение состояло в том, что налаженный Фартальными выпуск «фаянсовых помадных и аптекарских банок» совпал с бумом парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности в Москве. 

Газетная реклама парфюмерии середины XIX века

Среди московских женщин косметика обрела столь повсеместное распространение, что в народе нередко замечали: «белила, румяна и сурьма составляли неотъемлемую часть их самих», словно краски и тени сливались с их естеством. Уже к 1850 году в Москве функционировало одиннадцать «помадных заводов», для которых требовалось все больше и больше всевозможных керамических баночек и пузырьков. Это были такие фирмы, как «А.Буис и К°», «А.Ралле и К°», «Брокар и К°, «А.Сиу и К°», парфюмерная фабрика провизора А.М.Остроумова или завод Товарищества «С.И.Чепелевецкий с сыновьями» и многие, многие другие.

Флакон “Подушечки” завод Алексея Попова; флакон «Турчанка» завод Гарднера; флакон «Розовый» завод ИФЗ

Однако кризис конца XIX века, затронувший фарфоровое производство, снизил объем продаж и прибыли семейства Фартальных. Завод Якова сохранился и перешел в 1897 году к его сыну Николаю, а вот производство Сергея было ликвидировано к 1903 году. Николай же расширил производство, увеличив выпуск фаянсовых изделий в два раза. Но в 1918 году завод был подвергнут национализации и стал называться «Гжельский керамический завод».

А.Б.Салтыков (1900-1959)

В двадцатые годы прошлого века на базе этого завода была организована Гжельская керамическая школа, которая выпускала мастеров различной специализации в этой области. А в 1929 году открылся экспериментальный керамический завод «Всекохудожник», руководителем которого был назначен Александр Борисович Салтыков, пригласивший туда многих художников. Поэтому благодаря ему и его коллеге Наталии Ивановне Бессарабовой — художнице и скульптору-керамисту, сегодня мы любуемся сине-белой красотой.

Здание живописного цеха в Гжеле. Старое фото

В 1944 году к предприятию была присоединена артель «Художественная керамика», которая располагалась в Турыгино в здании бывшего завода Дунашовых. В 1955 году присоединили артель им.С.М.Кирова. В итоге в 1972 году на базе артели «Художественная керамика» было организовано производственное «Объединение Гжель». В девяностые годы XX века предприятие сумело приспособиться к изменившейся обстановке, уловив потребность в традиционных изделиях. Территориально современное предприятие находится на месте бывшего завода братьев Фартальных, основавших его.

Здание заводоуправления «Объединение Гжель» в 1980-е годы. Старое фото

Но больше всех в производстве фарфора в Гжели преуспело семейство Кузнецовых, и не столько искусством технологий, сколько умением организовывать процесс производства фарфора и умением торговать. А зачинателем дела и основателем Кузнецовской династии был деревенский кузнец из крестьян-старообрядцев Яков Васильевич Кузнецов, который, выкупив себя у помещика, в 1810 году открыл небольшое производство по изготовлению посуды в деревне Новохаритоново. Фаянсово-фарфоровые изделия Кузнецова стали пользоваться спросом, и он вовлёк в дело своих сыновей Терентия и Анисима, которым сумел привить предпринимательскую смекалку.

Т.Я.Кузнецов (1781 — ?)

Терентий Яковлевич Кузнецов, накопив денег, купил землю на пустоши Дулёво Владимирской губернии близ деревни Ликино и в 1832 году запустил второй фарфоровый завод. В соседнем селе Коротково уже находилось и действовало фарфоровое предприятие купца А.Г.Сафонова, на котором знали особый рецепт приготовления ярких керамических красок и искусно расписывали изделия особым способом.

Вид Дулевской фарфоровой фабрики в период «Товарищества М.С.Кузнецова» в 1889 году

Загоревшись во чтобы это ни стало стать владельцем завода Сафонова, Терентий Кузнецов сначала взял его в аренду, а затем в 1851 году купил и стал его полноправным хозяином.

С.Т.Кузнецов (1806-1864)

Его сын Сидор Терентьевич в 1841 году основал филиал фарфорово-фаянсового завода своего отца на окраине Риги в предместье Дрейлингсбуш, современный район Дрейлини, на котором первоначально наладил выпуск столовой и чайной посуды из фаянса, а также телеграфных и телефонных изоляторов. Многих опытных мастеров Кузнецов перевел сюда из Гжели, соблазнив их проживающей в этих местах сильной и спаянной общиной старообрядцев, имеющей крепкие связи с лифляндскими чиновниками.

Первое клеймо Кузнецовых

В 1886 году другой предприниматель, приехавший в Ригу из Германии, а точнее из Голштинии, Якоб Карл Ессен открыл небольшое предприятие по изготовлению фарфора, кстати, не без поддержки известного уже нам гжельского купца Я.Храпунова, который взял в свои руки бразды правления после смерти учредителя в 1891 году. А в дальнейшем дело Карла Ессена продолжили Хьюго Бокродт и Юлиус Ферман, которые вывели продукцию фабрики на международный рынок, а в 1912 году в право владения вступили сыновья Якоба Карла Ессена Фердинанд и Генрих.

Рижский фарфоровый завод Ессен. Старая почтовая открытка

Интересно, что уже в советское время, в 1960 году это производство было объединено с бывшей фарфоровой фабрикой Кузнецова и получило название «Рижский фарфоровый завод» с участками №1 и №2. С 1953 года главным художником фарфоровой фабрики долгое время была Зина Яновна Улсте, продолжавшая работать на ней вплоть до её закрытия. 

Фигурка «Футболист», автор З.Я.Улсте

После распада СССР фарфоровое производство в Риге пришло в полный упадок, завод был закрыт. В 1994 году участок №2 вернул себе название «Ессен» и отделился от первого участка. Было выпущено несколько мелких серий фарфоровых изделий с клеймом фабрики Ессена, однако вскоре и этому предприятию пришёл конец. Оставшаяся заводская коллекция фарфоровых изделий 1950-1990-х годов была передана в созданный Рижский музей фарфора.

Чайные пары Рижского фарфорового завода

В 1853 году Сидор Терентьевич вступил во владение Дулёвским заводом, а Новохаритоновский завод достался сыновьям Анисима Кузнецова — Николаю и Адриану. Однако в начале 1860-х годов большой завод в Новохаритонове закрылся, и до начала XX века в деревнях Новохаритоново, Гжель и селе Речицы проживавшие там потомки и родственники Кузнецовых имели свои мелкие производства. После же смерти в 1864 году Сидора Терентьевича завод в Дулёво перешел во владение Матвея Сидоровича Кузнецова, который в 1883 году и создал мощное «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» с правлением в Москве на улице Мясницкой.

Правление и магазин М.С.Кузнецова на Мясницкой улице в Москве

Было объединено семь производств: заводы Дулёвский, Рижский, Тверской (бывший Ауэрбаха) а ещё заводы в Будах и Славянске на Харьковщине, в Вербилках (бывший Гарднера) в Рыбинске Ярославской губернии, основанный в 1884 году купцом П.А.Никитиным, и в селе Песочня (бывший купца С.И.Мальцова) Калужской губернии. А еще был завод в Волхове, основанный в 1878 году, и в Бронницах Новгородской губернии, приобретенный у П.К.Рейхеля в 1892 году, а также предприятие в Грузино, запущенное в 1900 году.

 

Начиная с 1889 года и по 1917 год, Товариществом М.С.Кузнецова использовались общие клейма с добавлением букв, обозначавшие на какой фабрике произведено то или иное изделие.

Слияние большого количества фабрик под единым управлением отразилось в итоге на узнаваемом кузнецовском стиле, на который повлиял с одной стороны массовый характер производства, а с другой стороны то, что на каждой фабрике сложились свои традиции в изготовлении и оформлении фарфорово-фаянсовых изделий. Отсюда во многих образцах кузнецовского фарфора присутствует эклектика.

Портрет М.С.Кузнецова с фарфоровой тарелки  (1846-1911) 

Таким образом, Матвей Сидорович Кузнецов превратил семейное дело в настоящую фарфорово-фаянсовую империю, сделав изделия из фарфора доступным для широкого круга потребителей. Насытив внутренний рынок, кузнецовские изделия стали поставляться в страны Европы, Азии и даже в Америку.

Изделия чайного сервиза в стиле шинуазри Рижского завода Кузнецова

Неоднократно получая высшие награды на международных вставках, кузнецовский фарфор являлся на протяжении более столетия одной из самых ярких страниц в истории российской фарфоровой промышленности.

Реклама «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова»

Но революция 1917 года положила конец не только Российской империи, но и фарфоровой империи Кузнецовых, и все заводы перешли под управление государства. Флагманом бывших кузнецовских фарфоровых заводов выступал Дулёвский завод, который был сразу переименован в «Дулёвский фарфоровый завод им.газеты Правда», а на изделиях появились революционные символы страны, имеющие агитационную направленность.

Изделия, автор эскиза росписи художник Петр Леонов

В 30-е годы прошлого века главным художником завода стал выдающийся мастер П.В.Леонов (1910-1982), который привнес народные традиции в оформление фарфоровой продукции.

Столовый Дулёвский сервиз середины XX века 

Во время Великой Отечественной войны в Дулёво выпускали изоляторы, аптекарскую и госпитальную посуду, необходимую для фронта, а выпуск обычной посуды сократился. Однако уже к 1950 году предвоенный ассортимент был восстановлен, и завод стал как прежде производить как столовую и чайную посуду для массового потребления, так и высокохудожественный фарфор, с большим успехом выступая на международных выставках.

Фасад завода «Объединение Гжель», 2020 год

С 1991 года Дулёвский завод находился в собственности трудового коллектива, а в 2012 году перешёл в частную собственность под руководством новых собственников предприятия Э.Н.Живцова и В.В.Безденежных, и на сегодняшний момент является самым крупным заводом России по выпуску фарфора.