В Париже есть две триумфальные арки, связанные с именем блистательного Короля-Солнца Людовика XIV — Ворота Сен-Дени (La Porte St-Denis) и Ворота Сен-Мартен (La Porte St-Martin). Обе арки видны на представленной почтовой открытке начала двадцатого века.
Начиная с античности и до начала XX века включительно, Париж всегда был окружен крепостными стенами, за исключением периода с 1670 года до 1785 год. Город стремительно рос, и старые стены становились тесными для Парижа. Поэтому в 1670 году по королевскому ордонансу Людовика XIV крепостная стена «Желтых канав» Людовика XIII разрушается, а на её месте прокладываются широкие, обсаженные деревьями дороги. Сегодня трудно поверить, что когда-то Большие бульвары Парижа, как и Бульварное кольцо в Москве, являлись границей города.
Старая почтовая открытка начала двадцатого века
В 1672 году на дороге, ведущей от Сен-Дени к острову Сите, в честь военных побед короля Людовика XIV на Рейне, во Фландрии и Германии, строится триумфальная арка Сен-Дени на месте прежних въездных ворот в город. Королю-Солнце с его армией менее чем за два месяца удалось взять более 40 крепостей на Рейнской границе. Ворота Сен-Дени находятся также и на пути из Лувра к аббатству Сен-Дени, где под сводами базилики Святого Дионисия хоронили французских монархов. Ворота Сен-Дени – первая триумфальная арка, являющаяся образцом французского классицизма. Проект ворот Сен-Дени разработал известный французский архитектор Франсуа Блондель, вдохновленный классическими формами триумфальных арок Римской империи. Сейчас арка Сен-Дени возвышается в центре небольшой площади на пересечении Больших бульваров и улицы Сен-Дени, которая за пролетом арки превращается в улицу предместья Сен-Дени. Эта улочка — одна их старейших в Париже. Но сегодня она растеряла свое средневековое очарование и превратилась в один из парижских «кварталов красных фонарей».
Еще одним свидетельством военных побед Людовика XIV является вторая установленная в Париже в его честь триумфальная арка – Ворота Сен-Мартен. Она расположена в начале одноименного бульвара и была построена через два года после возведения арки Сен-Дени – в 1674 году. Ворота Сен-Мартен построены в честь взятия Людовиком XIV Безансона. Именно об этом гласит выбитое золотом в верхней части южного фасада арки посвящение. Ворота Сен-Мартен представляют собой трехпроходную триумфальную арку — два пеших прохода и один конный.
Старая почтовая открытка начала двадцатого века
Проект арки разработал Пьер Бюлле — ученик Франсуа Блонделя, архитектора Ворот Сен-Дени. Он спроектировал ворота в грубовато-мужественном стиле рустик. Над триумфальной аркой также потрудился и целый ряд выдающихся французских скульпторов эпохи Короля-Солнце: барельефы выполнены Мартеном Дежарденом, Этьеном Леонгром и Пьером Легро. Барельеф, расположенный под посвящением королю, представляет взятие Безансона и распад Тройственного союза. Сам Людовик XIV изображен в виде обнаженного греческого героя Геракла в роскошном парике. Барельеф, находящийся на противоположной стороне фасада, представляет взятие Лимбурга и свидетельствует о сокрушительном поражении немецкой армии.
Ворота Сен-Мартен и Сен-Дени стали прообразами грандиозных триумфальных арок Наполеона, которые возводились в ознаменование побед его «Великой армии». Теперь же все они являются напоминанием о великих победах блистательного французского монарха и императора.
Однако под этими величественными сооружениями в дни побед проходили не только французские войска. После битвы за Париж, которая была одной из самых кровопролитных в кампании 1814 года, в 2 часа ночи 19 марта 1814 года по старому стилю капитуляция Парижа была подписана, и к 7 часам утра, по условию соглашения, французская регулярная армия покинула Париж. Акт о капитуляции подписал маршал Мармон. В полдень русская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в столицу Франции Париж именно через ворота Сен-Мартен. Кстати, император Александр I въехал в Париж верхом на жеребце по кличке Эклипс, который был подарен ему Наполеоном в честь заключения Тильзитского мира.
Воспоминания современников позволяют получить точную картину победного шествия. Первыми шли несколько эскадронов кавалерии, затем Александр I в сопровождении прусского короля и австрийского фельдмаршала Карла Шварценберга. За ними двигалась колонна, состоящая из отборной инфантерии, кавалерии и артиллерии императорской гвардии. Последний раз вражеские войска были в Париже только во время Столетней войны в XV веке.
Старая почтовая открытка начала двадцатого века
Наполеон узнал о капитуляции Парижа в Фонтебло, где поджидал подхода своей отставшей армии. Он сразу же решил стянуть все имеющиеся войска для продолжения борьбы, однако под давлением маршалов, учитывающих настроения населения и трезво оценивающих соотношение сил, 4 апреля 1814 года Наполеон отрёкся от трона.Война закончилась. Наполеон был сослан на остров Эльба в Средиземном море, и свергнутая французской революцией власть Бурбонов была восстановлена.
Старая почтовая открытка начала двадцатого века
Наступило лето, русские войска стали возвращаться домой, в Россию. Император Александр I решил отметить всех участников взятия французской столицы — от солдата до генерала. Как пишут А.Кузнецов и Н.Чепурнов в своей книге «Наградная медаль», 30 августа 1814 года манифестом императора Александра I была учреждена наградная серебряная медаль, на лицевой стороне которой помещено погрудное, вправо обращенное, изображение Александра I в лавровом венке и в сиянии расположенного над ним лучезарного «всевидящего ока». На оборотной стороне, по всему обводу медали, в лавровом венке прямая пятистрочная надпись: «ЗА — ВЗЯТИЕ — ПАРИЖА — 19 МАРТА — 1814». Но она не была никому вручена. С восстановлением династии Бурбонов русский император счел негуманным выпуск в свет этой медали, которая бы напоминала Франции о былом крушении ее столицы. И только спустя 12 лет медаль была роздана участникам кампании 1814 года по велению нового императора Николая I, который «…накануне годовщины вступления русских в Париж, 18 марта 1826 года, повелел освятить эту медаль на гробнице своего брата Александра I».
Медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года»
Выдача ее участникам началась 19 марта 1826 года и затянулась до 1 мая 1832 года. Всего было выдано более 160 тысяч медалей. Поэтому на портретах Военной галереи героев войны 1812 года в Зимнем дворце, которые были написаны Джорджем Доу до 1826 года, эта медаль отсутствует среди прочих наград. Носили медаль на груди на впервые введенной комбинированной Андреевско-Георгиевской ленте. Медаль, принадлежащая знаменитому партизану 1812 года, генерал-лейтенанту Денису Давыдову, хранится в Военно-историческом музее города Санкт-Петербурга.