«Я теперь в Венеции, куда приехал третьего дня из Вены. Одно могу сказать: замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видел. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни. Вместо улиц и переулков каналы, вместо извозчиков гондолы, архитектура изумительная, и нет того местечка, которое не возбуждало бы исторического или художественного интереса. Плывешь в гондоле и видишь дворцы дожей, дом, где жила Дездемона, дома знаменитых художников, храмы… А в храмах скульптура и живопись, какие нам и во сне не снились. Одним словом, очарование». (24 марта 1891).
Вид на пьяцетта Сан-Марко с гондолой. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
И потом: «…Брожу по знаменитой площади Святого Марка. Площадь гладка и чиста, как паркет. Здесь собор святого Марка – нечто такое, что описать нельзя, дворец дожей и такие здания, по которым я чувствую подобно тому, как по нотам поют, чувствую изумительную красоту и наслаждаюсь».
Площадь Святого Марка в Венеции. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.
А «…лошадей в Венеции нет, и потому тишина здесь, как в поле. Вокруг снуют гондолы…» В письме же к М.П.Чеховой (25 марта 1981) замечает, что «…дурак тот, кто не едет в Венецию. Жизнь здесь дешева. …В десять раз дешевле Крыма…»
Арка Роландино на площади Сан-Доменика. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
(28 марта 1891) Чеховым. «Я в Болонье (Bologna), городе, знаменитом своими аркадами, косыми башнями и картиной Рафаэля «Цецилия». Сегодня едем во Флоренцию».
Река Арно с тремя мостами во Флоренции. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
(29 марта 1891) «Я во Флоренции. Замучился, бегаючи по музеям и церквам. Видел Венеру Медичейскую… Небо пасмурно, а Италия без солнца, это все равно, что лицо под маской. …Хорош памятник Данте».
Памятник Данте у базилики Санта-Кроче. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
(1 апреля 1891) Чеховым. «Приехавши в Рим… был я в храме Петра, в Капитолии, в Колизее, на Форуме, был даже в кафешантане…
Капитолий Колизей Форум
Старые почтовые открытки начала двадцатого века
Мне странно, что Левитану не понравилась Италия. Это очаровательная страна. Если бы я был одиноким художником и имел деньги, то жил бы здесь зимою. Ведь Италия, не говоря уж о природе ее и тепле, единственная страна, где убеждаешься, что искусство в самом деле есть царь всего, а такое убеждение дает бодрость».
А в письме дяде того же дня: «Итак, привет Вам из Ватикана и из храма св.Петра!»
Замок Ангела на реке Тибр в Риме с видом на собор св. Петра в Ватикане. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
«Приехал в Неаполь… Везувий прячет свою вершину в облаках и бывает хорошо виден только по вечерам. Мы остановились на набережной, и нам видно все: море, Везувий, Капри, Сорренто…
Королевский дворец в Неаполе на фоне Везувия. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
Замечательная панорама. Нечто подобное я видел в Гонг-Конге… В Неаполе замечательный акварий. Есть даже акулы и спруты», — из письма Чеховым (4 апреля 1891).
Зоологическая станция Антона Дорна в Неаполе. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
(7 апреля 1891) Чеховым. «Вчера был в Помпее и осматривал ее. …Осмотрев Помпею, завтракал в ресторане, потом решил отправиться на Везувий. Такому решению сильно способствовало выпитое мною отличное красное вино. До подошвы Везувия пришлось ехать верхом. Сегодня по этому случаю у меня в некоторых частях моего бренного тела такое чувство, как будто я был в третьем отделении и меня там выпороли».
Памятник королю Виктору Эммануилу в Генуе. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
(12 апреля 1891) Чеховым. «Я еду в Ниццу по берегу моря. Только что миновал Геную». В тот же день Чеховым: «Я прибыл во Францию. Остановились в отеле на берегу моря. Тепло. Вчера играл в рулетку и проиграл 8 франков. Слушал оперетку; баритон постилал себе постель и поставил под кровать посудину; публика смеялась. …Много русских».
Отель Beau Rivage. Современное фото
В первый свой приезд в Ниццу Чехов с Сувориным останавливались в отеле Beau Rivage на набережной Эта-Уни (Quai des Etats-Unis), которая является продолжением Английской набережной (Prom. des Anglais), а в следующие приезды, Антон Павлович снимал номер в более скромном Pension Russe по адресу rue de Gounod 23. Этот отель тоже сохранился, но сменил и хозяев и название – теперь он «Оазис».
Терраса перед зданием казино и оперным театром в Монте-Карло. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
(13 апреля 1891) Чеховым. «Пишу Вам из Монте-Карло, из самого того места, где играют в рулетку. Черт знает, какая зажигательная игра».
Монте-Карло. Зал для игры в рулетку. Монако. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
(15 апреля 1891) «Игра завлекает страшно. …Начал я играть в 5 часов, а к 10 часам у меня осталось только одно: удовольствие от мысли, что я купил себе обратный билет в Ниццу. …Около казино с рулеткой есть другая рулетка – это рестораны. Дерут здесь страшно и кормят великолепно. Что ни порция, то целая композиция».
Монте-Карло. Казино. Кафе около Отеля Париж. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
(19 апреля 1891) Чеховым. «Вместо того чтоб ехать в Милан, как я писал, мы поехали в очаг цивилизации – Париж».
Вид на улицу de l’Opera и театр Гарнье. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
(21 апреля 1891) Чеховым. «Сегодня Пасха. …Приехал я в Париж в пятницу утром и тотчас же поехал на выставку. Да, Эйфелева башня очень, очень высока. …Масса движения. Улицы роятся и кипят. Что ни улица, то Терек бурный. Тротуары заняты столиками, за столиками французы, которые на улице чувствуют себя, как дома. …Был на картинной выставке (Salon) и половины не видел благодаря своей близорукости. Кстати сказать, русские художники гораздо серьезнее французских. В сравнении со здешними пейзажистами, которых я видел вчера, Левитан король».
Эйфелева башня в Париже. Старая почтовая открытка 1911 года
(3 мая 1891) А.И.Урусову: «Пока мы не виделись, я успел побывать в Италии, в Париже, Ницце, Берлине, Вене… В Париже видел голых женщин».
Юмористические сценки с дамами. Старая французская почтовая открытка начала двадцатого века
(4 мая 1891) Брату И.П.Чехову: «Я вернулся и уже пребываю на даче». И чтобы понять впечатления Чехова от этого путешествия, образ мыслей и чувств, основы его морали, можно привести его же слова: «И, боже ты мой господи, до какой степени презренна и мерзка эта жизнь с её артишоками, пальмами, запахом померанцев! Я люблю роскошь и богатство, но здешняя рулеточная роскошь производит на меня впечатление роскошного ватерклозета. В воздухе висит что-то такое, что, Вы чувствуете, оскорбляет вашу порядочность, опошляет природу, шум моря, луну». «…Пора домой. Хочется работать». Ваш Antoine».
Отель «Оазис», бывший Pension Russe по адресу rue de Gounod 23 в Ницце. Современное фото
Тем не менее, как мечтал и писал Антон Павлович в одном из своих писем, осень и зиму 1897–1998 годов он жил в Ницце, а потом в Париже; зиму 1900-1901 годов Чехов снова находился в Ницце на лечении, потом посетил вновь Италию. И наконец, в мае 1904 года Чехов покинул Ялту и вместе с женой уехал в Баденвайлер, знаменитый курорт на юге Германии, где 2 июля (15 июля по новому стилю) 1904 года писатель скончался.
Баденвайлер. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
Спустя 4 года, в 1908 году, в Баденвайлере был воздвигнут памятник Антону Павловичу Чехову, который явился первым официальным памятником русскому писателю за пределами России. Он был сооружен почитателями творчества Чехова, в число которых входил и известный режиссер Московского Художественного Театра К.С. Станиславский.
Памятник А.П.Чехову в Баденвайлере
Однако во время начавшейся Первой мировой войны памятник отправили на переплавку для военных нужд. И только в 1992 году остров Сахалин подарил городу Баденвайлеру чеховский бюст взамен утраченного памятника. Его автором стал сахалинский скульптор Владимир Чеботарев. Памятник установили на прежнем постаменте и на прежнем месте.
Баденвайлер. Современное фото
А в 1998 году был открыт музей А.П.Чехова в Баденвайлере, который стал местом международных встреч для всех, кто интересуется русской литературой. Называется музей «Чеховский салон» (Literarisches Museum Badenweiler Tschechow-Salon), и таким образом продолжает традиции литературных салонов, популярных в XIX веке.