Считается, что Арзамас заложен по приказу царя Ивана Грозного во время его третьего похода на Казань в 1552 году на месте древнейшего мордовского поселения эрзя, которое до этого называлось «мордовским арзамасовым городищем». По предположению нижегородского писателя П.И.Мельникова-Печерского, это «есть тот самый город Арса, о котором упоминает в IX веке Ибн-Фоцлан». Так или иначе, а арзамасский летописец Н.М. Щегольков, ссылаясь на мещанина Мерлушкина, писал, что «по преданию, во время переправы через Тешу царь «свиделся» с мордвой. Царь спросил, чего хочет мордва. Эрзяне попросили, чтобы эту местность закрепить за ними и их потомством, чтобы в их поселении жили русские торговцы. И, наконец, чтобы татары, осевшие по Теше, покинули мордовские пределы. Грозный дал слово, что исполнит просьбу, и объявил эрзянам свою волю о постройке крепости. В присутствии царя тут же начали расчистку леса, копание рва и основание острога». Мерлушкин же описал и то, что жители со своими предводителями братьями Арзаем и Масаем встретили царя с покорностью и дарами. Царь, по преданию, крестил мордву, выбрал меж ними старшин, Арзая и Масая, и объявил свою волю: заложить здесь город. На самом деле, первое документальное известие об Арзамасе упоминается в Духовной грамоте Ивана Грозного и относится к 1572 году. По одной из версий, с именами Арзая и Масая связывают и название города Арзамаса. Другая версия объясняет название «Арзамас» слиянием двух слов, «Эрзя» и «Маз», что означает «красивое или главное» поселение мордовского племени Эрзя. Также существует мнение доктора филологических наук А.И.Попова, который в 1968 году связывал название города «с мордовским личным именем Арземас или Орземас, которое неоднократно встречается в писцовых книгах и других источниках среднего Поволжья, особенно в XVII веке. …имя Арземас имеет в основе эрзянское арсемс, мокшанское арьсемс: думать, желать, пожелать и, следовательно, может быть переведено на русский язык как желанный. С племенем эрзя оно не имеет ничего общего». В итоге, начало городу Арзамасу, как и многим русским городам ХVI века, положила военная пограничная крепость на высоком правом берегу реки Теши. Вокруг острога, заложенного по приказу Ивана Грозного, расположились Мельничная и Выездная слободы, а на холме за речкой Сорокой в 1555 году был основан мужской Спасский монастырь, который сегодня является старейшим памятником и центром духовной культуры города. Постройка кирпичного монастырского Спасо-Преображенского собора относится к началу 1640-х годов. При Иване Грозном в 1580 году был основан и Свято-Николаевский женский монастырь, находящийся сегодня на Соборной площади города Арзамаса. Первой церковью монастыря является церковь Николая Чудотворца, которая после пожара отстроена в камне в 1683 году и восстановлена в 1723 году после очередного пожара. В 1738 году был выстроен каменный двухэтажный храм в честь Богоявления, на первом этаже которого разместилась больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также восстановлена в камне Никольская церковь. На территории города было основано еще три монастыря в XVII веке, но по разным причинам они были упразднены еще в XIX веке. И все же к началу XIX века в городе существовало 4 монастыря и 36 церквей, поэтому его сравнивали с Москвой, говоря: «Арзамас городок — Москвы уголок». На месте нынешнего кафедрального собора в честь Воскресения Христова, по приданию, стояла основанная еще царем Иваном Грозным в 1552 году первая церковь Арзамаса во имя Архистратига Божия Михаила. После победы над Наполеоном арзамасцы решили построить новый собор «в благодарность Господу Богу за победу Державы Российской…» В построенном на народные деньги соборе хранилась реликвия — знамя Арзамасской дружины Государственного ополчения. Несмотря на то, что до XVIII века все постройки города были деревянными, арзамасская крепость была главным опорным пунктом оборонительной системы на юго-восточных границах Русского государства и входила в засечную черту — оборонительную линию, тянувшуюся от Оки до Волги. Крепость имела четверо ворот: Настасьинские, Кузнецкие, Стрелецкие и Спасские, и к середине XVII века в её оборонительную систему входили 12 сторожевых башен и средний острог, находившийся в середине основного острога. Простояла крепость вплоть до большого городского пожара 1726 года, после которого уже больше не восстанавливалась. Окрепнув, Московское государство стало отодвигать свои границы на юг и на восток. В связи с этим с конца XVI века московские государи решили раздавать служилым людям и дворянам поместья, в том числе и в Арзамасском уезде. Это вызвало недовольство среди некогда свободных местных жителей, и поэтому они становились активными участниками крестьянских войн XVII-XVIII веков. По Арзамасскому краю прошли такие возмущения, как народное восстание под руководством Ивана Болотникова, участие в народном ополчении Минина и Пожарского, крестьянская война под предводительством Стеньки Разина, а через сотню лет и под руководством Емельяна Пугачева. Так сложилось, что русские города в прошлом разбивались на части или районы; одни имели номерное обозначение, а другие отражали род занятий или фамилии жителей, а также географические признаки. Арзамас разделился на две части: Нагорную и Нижнюю. Названия одних улиц подсказаны начальной историей города: Пушкарская, Бутырская слободы, улица Стрелецкая. С географией связаны названия Песочной, Лобковской, Рамзайской или Ново-Московской и Старо-Московской улиц, которые выходили на Московский тракт, а наименования площадей: Соборная, Благовещенская, Троицкая, Спасская — с приходскими церквями. В своей статье «Об архитектуре нынешнего времени» Н.В.Гоголь писал: «Город нужно строить таким образом, чтобы каждая часть, каждая отдельно взятая масса домов представляла живой пейзаж… я думал, что весьма не мешало бы иметь в городе одну такую улицу, которая бы вмещала в себе архитектурную летопись». Такой улицей является одна из центральных улиц города – Гостиный ряд, которую по определению многих архитекторов называют «энциклопедией провинциальной архитектуры» и считают одной из главных ценностей Арзамаса. После большого пожара началась основательная кирпичная застройка этой улицы, начавшаяся с дома №7 посадского человека, построенного в 1727 году. С тем, что следующий каменный дом на улице появился только в 1767 году, сказался указ от 1714 года императора Петра I, запрещавший строить каменные здания в провинции. Имен архитекторов, застроивших улицу Гостиный ряд, не сохранилось, за исключением двух: городского архитектора Семена Соколова и гражданского строителя А.С.Плотникова. Один оформил фасады Гостиного, Сенного и Мучного рядов, перестроил гостиницу братьев Подсосовых в 1823-1829 годы, а второй был автором проекта одного из последних строений на улице — лавки купца Муравина в стиле задания нижегородской Городской Думы. В итоге получилось удивительное смешение архитектурных стилей, о которой мечтал Гоголь, а опытный глаз отыщет в Гостином ряду и формы классицизма, и элементы барокко, и замысловатые линии модерна. В советское время улица носила название «Кооперативная», что, впрочем, продолжало отражать её назначение. После того как Арзамас перестал играть роль сторожевой крепости на окраине Русского государства, город в конце XVIII века превратился в крупный транспортный узел и важный торговый центр. Связав Москву и Нижний Новгород с южными и юго-восточными губерниями, через Арзамас прошли такие торговые тракты, как Саратовский, Симбирский, Тамбовский, а также дорога на Макарьевскую ярмарку. Начался «Золотой век» Арзамаса, который краеведы определяют с 1775 по 1850 годы. Одной из главных статей дохода была продажа в Москву поташа, необходимого при изготовлении стекла, мыла и окраски тканей. Помимо поставок сельскохозяйственной продукции такой, например, как арзамасский лук, во время «Золотого века» в Арзамасе функционировало 14 кожевенных заводов и 10 скорняжных мастерских, 4 мыловаренных, 2 салотопных и 7 кирпичных заводов, а в западной части Арзамасской провинции дымили чугунные заводы купцов Цыбышевых и завод И.И.Белянинова, а в селе Никольском работал железоделательный завод унтер-офицера флота князя Петра Черкасского. Интересен факт, что в окрестностях Арзамаса выращивали много гусей особой арзамасской породы, которые славились своей яйценоскостью и изрядным весом. Такая популярность арзамасского гуся, его задорный характер и вкусное мясо определили, по одной из версий, название петербургского литературного кружка «Арзамас», основанный А. С.Шишковым, в который входили как литераторы В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, дядя Пушкина, Василий Львович, да и сам молодой А.С.Пушкин, так и политические и общественные деятели С.С.Уваров, Д.Н.Блудов, Д.В.Дашков и будущие декабристы Н.И.Тургенев, Н.М. Муравьев, да и многие другие. Гусь был выбран в качестве символа общества и изображен на эмблеме и печати «Арзамаса», и самого гуся традиционно подавали к столу в конце заседания кружковцев. Вообще с Арзамасом связаны имена таких русских писателей, как Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, П.И.Мельников-Печерский, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, М.С.Жукова, К.Паустовский, А.Серафимович, В.Маяковский, А.П.Гайдар и другие. Когда в 1779 году Арзамас стал центром уезда, то строительство в городе, как и других уездных городах империи, приобрело плановый характер. С 1781 года начинает осуществляться утвержденный в Петербурге план регулярного переоборудования города. Центральные улицы, в том числе и улица Гостиный ряд, оформились однотипными кирпичными зданиями со сквозной галереей по первому этажу, вытеснив деревянные лавки. Эти аркады в конце XIX века в целях расширения торговых площадей были, к сожалению, хозяевами заложены кирпичом. Во второй половине XIX века Арзамас начал терять свое экономическое значение. Торговля сокращалась из-за того, что выгодное положение города в узле грунтовых дорог закончилось в связи со строительством железных дорог, и к началу XX века Арзамас представлял картину полного запустения. Историк города Н.М.Щегольков записал: «опустели и поросли быльем все сходившиеся в Арзамасе тракты… Дошло до того, что появление на базаре или в Гостином ряду приезжего человека становилось событием». Возможно, что поэтому в эту уездную глушь в 1902 году был выслан А.М.Горький. С вводом в эксплуатацию в 1901 году железной дороги, соединившей Арзамас и Нижний Новгород, и строительством железнодорожной станции с вокзалом в Арзамасе экономическое положение стало постепенно улучшаться. В 1914 году железная дорога соединила Арзамас с Москвой, а чуть позднее и с Казанью, чем завершилось строительство Московско-Казанской железной дороги. Сегодня Арзамас — это один из наиболее развитых промышленных городов Нижегородской области и одновременно город-музей, насчитывающий более 130 памятников истории, культуры и архитектуры.
Панорама города. Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Арзамас. Общий вид. Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка