Бастайский мост (Basteibrücke), перекинутый через ущелье Mardertelle, находится неподалеку от Дрездена, в восточной части Германии, вблизи границы с Чехией, на правом берегу Эльбы и считается символом Саксонской Швейцарии. Название Саксонская Швейцария (Sächsische Schweiz) возникло в XVIII веке благодаря двум швейцарским художникам: Адриану Цинггу (Аdrian Zingg) и Антону Граффу (Anton Graff), которые преподавали в Дрезденской академии искусств.
Адриан Цингг (1734-1816). Портрет работы Антона Граффа
До этого же Песчаниковые горы на Эльбе носили более прозаическое название — «Майсенское плато». Эти скалистые горы и ландшафты напоминали живописцам родную Швейцарию, и поэтому они окрестили их «Саксонской Швейцарией».
Антон Графф (1736-1813). Автопортрет
Название Бастай (Bastei), или в переводе «бастион», говорит о том, что когда-то крутые скалы являлись оборонительными стенами скального замка Нойратен (Neuraten), который впервые упоминается в 1592 году. В XIX веке оборонительная функция замка потеряла свою актуальность, а скалы стали туристической достопримечательностью. В этой связи в 1824 году и построили Бастайский мост, который сначала был деревянным, а в 1851 году перестроен в камне.
Бастайский мост и вид на плоскогорье Лилиенштайн. Современное фото. (Смотреть)
Именно потому, что эти фантастические красоты привлекли живописцев, в конце XVIII и в начале XIX века возникла так называемая «Тропа художников». Среди них был Каспар Давид Фридрих, который после посещения этих мест написал в 1823 году известную картину «Ущелье» (Felsenschlucht).
Картина «Ущелье». Каспар Давид Фридрих
Фридрих Каспар — один из лидеров романтического направления в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа, родился в 1774 году в Грайфсвальде, в Померании, в простой семье мыловара. В 1794-1798 годах он учился в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене, после окончания которой обосновался в Дрездене.
Каспар Давид Фридрих (1774-1840)
В 1821 году он познакомился с путешествовавшим по Европе В.А.Жуковским, который купил несколько картин Фридриха. Впоследствии эти картины неизменно украшали кабинет Жуковского, где бы он ни обустраивался. В связи с этим знакомством картины Фридриха Каспара еще при жизни художника были также приобретены российской императорской фамилией для своих петербургских и загородных дворцов. В 1824 году Фридрих Каспар стал профессором Дрезденской академии искусств.
Здание Академии искусств в Дрездене. Старая почтовая открытка начала двадцатого века.
Не только художников вдохновляли эти пейзажи, но и композиторов. Так красота этих мест вдохновила русского композитора Александра Скрябина во время гастролей по Германии и посещения местечка Бастай. Он написал очередную одноименную прелюдию.
Старая почтовая открытка конца девятнадцатого века.
Александр Скрябин — русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке, родился в 1872 году в дворянской семье студента Московского университета. Его отец впоследствии стал видным дипломатом, действительным статским советником, служил дипломатом в Константинополе и сына видел редко. Мать умерла, когда Александру был один год, и воспитывали Скрябина бабушка и тетя. По семейной традиции юного дворянина Скрябина отдали учиться во Второй московский кадетский корпус в Лефортове.
Старая почтовая открытка начала двадцатого века.
В 1888 году за год до окончания кадетского училища Александр Скрябин стал студентом Московской консерватории по классу композиции и фортепиано. Окончил Московскую консерваторию Скрябин в 1892 году только как пианист по классу Сафонова с малой золотой медалью, потому что из-за творческого конфликта с учителем гармонии он остался без композиторского диплома. В эти годы большинство произведений Скрябина представляли собой музыкальные миниатюры — прелюдии, этюды, экспромты, ноктюрны, а также танцевальные пьесы — вальсы и мазурки.
Старая почтовая открытка начала двадцатого века.
Вообще прелюдия была одним из самых любимых жанров композитора. Как писал первый исследователь его творчества Л.Сабанеев: «Скрябин – по существу своему, по первичному творческому импульсу – композитор фортепианный. Его пианизм, столь трудноотделимый от его фортепианного творчества, породил это творчество и сам порожден им».
А.Н.Скрябин (1871-1915)
Старая почтовая открытка начала двадцатого века.
Начиная с 1894 года, появляются лучшие скрябинские фортепианные произведения. В этот период, отталкиваясь от классического образца — 24-х прелюдий Шопена, охватывающих все тональности, он задумал написать даже два таких цикла, создав на протяжении двух лет (с 1895 по 1896 год) без малого 50 прелюдий. Но в итоге ограничился одним сочинением – опусом №11, которое включает 24 прелюдии, по праву завоевавшие широкую известность.
М. П. Беляев (1836-1903)
«По правде сказать, не все ли равно – ведь дело вовсе не в том, чтобы было во всех тональностях по две. Каждая прелюдия – маленькое сочинение, которое может существовать самостоятельно, независимо от других прелюдий», — писал Скрябин известному меценату, нотному издателю и пропагандисту новой русской музыки М.П.Беляеву, который устроил первые европейские гастроли композитора.
Автограф Скрябина на стр.30, этюда 12 op. 8. 1895 год
И, тем не менее, все сорок семь прелюдий, написанные к этому моменту, были изданы М.Беляевым в 1897 году в Лейпциге и окончательно утвердили славу Скрябина как яркого, своеобразного композитора, гениальное дарование которого находило все большее признание в Европе.
Песчаниковые горы Бастая. Современное фото. (Смотреть)
Экспромтом написанная под впечатлением видов Саксонской Швейцарии в 1895 году прелюдия №14, опус 11 в Дрездене в тональности ми-бемоль минор и драматична и бурна. Здесь слышится призыв, страсть, энергия; здесь звучание доходит до пределов фортепианных возможностей. Скрябинское предельное fortissimo — всегда какое-то демоническое сияние, а чередование диссонансов и консонансов придает музыке очень взволнованный характер. Этот эмоциональный музыкальный вихрь, кажется, сметает всё на своем пути.