Город Белый сегодня является одним из самых маленьких городов Тверской области, хотя с 1708 по 1929 год — со времен петровской административной реформы деления России, он был центром Бельского уезда Смоленской губернии. А крепость Белая известна еще с XIII века как город-крепость Смоленского княжества. Расположен город по обоим берегам извилистой реки Обши, которая делит его на две части – южную левобережную, возвышенную и холмистую, и северную правобережную, низменную и с ровным рельефом. В XIV веке, а точнее в 1355 году, крепость была занята Литвой, хотя и скоро отбита, но в последующие сто лет стала разменной монетой в торгах между русскими и польско-литовскими правителями. И все же в результате русско-польской войны, начавшейся в 1654 году, Белый вошел в состав русского государства. В период вхождения в Речь Посполитую 2 мая 1625 года город получил от польского короля Сигизмунда III привилей на Магдебургское право. Вместе с этим, городу был дарован и герб. Но первый русский исторический герб города Белого был утверждён 10 октября 1780 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Смоленского наместничества. С городом Белым связана такая история, относящаяся к окончанию Смутного времени на Руси. Когда войска князя Дмитрия Пожарского в 1613 году подошли к крепости Белой, то иноземцы, бывшие на польской службе, сдали город и перешли на русскую сторону, образовав роту так называемых «бельских немцев». В состав этих «немцев» в основном входили шотландцы и ирландцы. Среди них был и Георг (Джордж) Лермонт, в православии Юрий Андреевич, который стал родоначальником дворянского рода Лермонтовых, предком Михаила Юрьевича Лермонтова. Ранняя планировка города вокруг крепости определялась направлением главных дорог, связывавших Белый с крупными соседними городами, а петляющее русло реки обусловило сложную форму большинства кварталов. Так, направление двух главных улиц правобережья определяли дороги на Торопец и на Ржев. А в южном направлении шла главная улица левобережья, которая после поворота переходила в Смоленский тракт. Регулярный план города был утвержден императрицей Екатериной II в 1769 году одним из первых в России в связи с сильными пожарами 1748 и 1762 годов, а затем и в 1766-1767 годах, которые уничтожили значительную часть городской деревянной застройки. Одним из проектов был проект, выполненный осенью 1767 года архитектором Обуховым. Всего же было исполнено пять проектов, на основании которых был разработан и утвержден план архитектора П.Р.Никитина Екатериной II в качестве образцового для Твери. Но при осуществлении регулярного плана проект подвергся значительным изменениям. В 1754 году в городе была построена первая каменная Никольская церковь, а в 1806 году было завершено возведение нового Троицкого собора на месте старого деревянного. Строительство трех новых каменных церквей на месте прежних: Воскресенской в 1807 году и двух кладбищенских – Ильинской, Благовещенской Пресвятой Богородицы в 1814 году, Петра и Павла в 1817 году, стало важным событием для облика города. Все перечисленные церкви не сохранились, кроме церкви Петра и Павла, которая возвращена общине в 2010 году, и где ведётся медленный ремонт. Каменное гражданское строительство получило развитие лишь во второй четверти XIX века, и это действительно изменило архитектурный облик Белого, придало ему городской вид. На этой старинной почтовой открытке, например, изображен дом купца В.Грекова, на первом этаже которого расположен магазин компании Зингер. Сам же купец Греков, судя по сохранившимся почтовым открыткам, владел в городе Белом издательством. К середине XIX века тринадцать улиц в Белом имели каменное мощение, а город освещался 48 фонарями. Через речку Обшу имелся плашкоутный мост, который только в 1905 году заменили чугунным. Железная дорога город Белый обошла стороной. При прокладке рижской магистрали в 1901 году появилась железнодорожная станция Нелидово, основным назначением которой было обслуживать уездный город Белый, расположенный несколькими километрами южнее. Сама станция Нелидово обязана своим названием роду Нелидовых-Отрепьевых, происходящих от Владислава с Нилка, который прибыл вместе с литовским князем Дмитрием Ольгердовичем на помощь великому князю Димитрию Донскому воевать против Мамая и остался на русской службе. При перекрещении он стал называться Владимиром Нелидовым. От него в четвертом поколении Давид Борисович Нелидов получил от великого князя московского Иоанна III, по случаю, прозвище Отрепьев. А громкую известность роду принес Юрий Богданович Отрепьев, принятый в монашество с именем Григория, большинством историков признанный как Лжедмитрий I. И только в 1795 году по резолюции Сената последние Отрепьевы получили право называться своим прежним старинным названием Нелидовы. И возможно поселок, появившийся вокруг станции Нелидово, так и обслуживал потребности города Белого, если бы в XX веке не обнаружили у Нелидова залежи каменного угля. Получив статус города, Нелидово оттянул всю промышленную и деловую активность из города Белого, возможно, вместе с населением. Однако и Нелидово в XXI веке переживает сегодня не лучшие времена с закрытием в 1996 году последней шахты.
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка