125 лет тому назад 8 октября, по новому стилю, 1892 года в Москве родилась Марина Ивановна Цветаева – прозаик и поэт Серебряного века, по адресу: Трёхпрудный переулок, дом 8, и прожила здесь почти 20 лет до замужества.
Марина Цветаева
(1892-1941)
Это был деревянный особняк, принадлежавший её отцу, Цветаеву Ивану Владимировичу, — ученому, профессору Московского университета, члену-корреспонденту Петербургской Академии наук, тайному советнику, директору и создателю Музея изящных искусств имени императора Александра III, а ныне это Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Старая почтовая открытка с видом Музея изящных искусств в Москве
Одной фразой Марина Цветаева определила положение отца в доме: «Он был добр, ласков…, когда бывала дома, смягчал материнскую резкость, но в целом — отсутствовал». Огромное влияние на формирование характера Марины оказала мать. Дома все постоянно слышали о Музее, знали, что и мать душою привязана к мечте и делу отца. Но после ее ранней смерти от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией, единокровными братом Андреем и сестрой Валерией остались на попечении отца, который постарался познакомить детей с классической отечественной и зарубежной литературой и искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили хорошее образование.
Тайный советник И. В. Цветаев
(1847-1913)
Может быть, поэтому Марина Цветаева начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, при этом не только на русском, но и пробовала на французском и немецком языках. Образование будущая поэтесса сначала получала в Четвёртой московской частной женской гимназии, позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии, куда вынуждена была поехать с матерью из-за её болезни, а закончила частной женской гимназией М.Т.Брюхоненко, что находилась в Москве, в Столовом переулке дом 10/2. Сейчас это здание, несколько перестроенное, принадлежит школе №110 (с 2014 года № 2123) и носит имя испанского поэта-антифашиста Мигеля Эрнандеса. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне.
Здание женской гимназией М.Т.Брюхоненко. Старое фото (смотреть)
В 1910 году она на свои собственные деньги в Товариществе типографии А. И. Мамонтова напечатала первый сборник стихов — «Вечерний альбом». В типографии Левенсона был напечатан второй поэтический сборник Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» в 1912 году. Может быть потому, что скоропечатня Левенсона, построенная по проекту Ф. О. Шехтеля в 1900 году, находилась напротив их собственного дома в Трехпрудном.
Дом Цветаевых в Трехпрудном переулке в Москве. Старое фото
По воспоминаниям старшей единокровной сестры Марины Цветаевой, Валерии: «С улицы дом казался одноэтажным… Вход в дом был со двора. У ворот наших стоял столетний серебристый тополь, его тяжелые ветви, поверх забора, висели над улицей…»
…В переулок сходи Трехпрудный,
Если любишь мои стихи…
В переулок сходи Трехпрудный,
В эту душу моей души…
…Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь еще не срублен
И не продан еще наш дом…
Можно назвать эти строки Цветаевой из стихотворения 1913 года «Ты, чьи сны еще непробудны…» пророческими. Марина Цветаева «любила и воспела» этот дом в Трехпрудном, по ее собственному выражению; он был самым «родным из ее своих мест» на свете: дом в Трехпрудном, Таруса, Коктебель…
Сергей Эфрон и Марина Цветаева. Фото 1911 года
Выйдя замуж в 1912 году, Марина Цветаева вместе со своим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном, с которым познакомилась, отдыхая в Коктебеле, в 1911 году, и дочерью Алей поселилась в 1914 году в доме № 6 по Борисоглебскому переулку. Этот дом был построен как доходный на 4 квартиры в стиле московского классицизма. Внутри дом поражает необычностью планировки: много небольших лесенок, уютные комнатки, узкие коридорчики.
Особняка в Трёхпрудном уже давно нет, его снесли в первые годы после Октябрьской революции. А дом в Борисоглебском переулке сохранился до наших дней, в нем открыт в 1992 году Дом-музей Марины Цветаевой — в столетие со дня её рождения. Экспозиция музея рассказывает о поэтессе и её семье в доме, где протекала их тихая домашняя жизнь, где в 1917 году родилась вторая их дочь Ирина. Это был очень плодотворный период в творчестве Марины Цветаевой и, пожалуй, самый счастливый период её жизни в Москве. Хотя и здесь не обошлось без жизненных казусов.
Дом-музей Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке в Москве. (смотреть)
В 1914 году Цветаева познакомилась в одном из литературных кружков с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро почувствовали симпатию друг к другу. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов «Подруга», на которые написаны ряд романсов, например «Под лаской плюшевого пледа»♫. Их романтические отношения продолжались вплоть до 1916 года. После рождения дочери в 1917 году, по воспоминаниям близких, Цветаева буквально расцвела, и у неё появилась новая муза – Сонечка Голлидей, актриса второй студии МХТ, любимая ученица Е. Вахтангова, которая часто бывала в доме в Борисоглебском переулке и любила играть с только что родившейся дочкой Ирочкой. Ей посвящен ряд стихотворений Цветаевой, одно из наиболее известных стихотворений тоже легло на музыку: «Ландыш, ландыш белоснежный» или «Моя маленькая» ♫.
Эта размеренная жизнь резко изменилась после 1917 года. Муж уезжает в Добровольческую армию, дом превращают в коммунальное общежитие, настает время неустроенности, голода, холода и нищеты. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В начале 1922 года в Москве вышел сборник «Вёрсты», а уже в Берлине — сборник «Разлука». От голода в возрасте 3 лет в Кунцевском приюте, куда вынуждена была отдать на время революционной неразберихи обеих дочерей Марина Цветаева, умирает трехлетняя дочка Ирина.
Марина Цветаева
(1892-1941)
А в мае 1922 года Цветаевой со старшей дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером и участником Гражданской войны, теперь стал студентом Пражского университета. 11 мая Цветаева с дочерью выехала из Москвы в Ригу, где сделала пересадку на берлинский поезд. После недолгого пребывания в Берлине Цветаева с дочерью приезжают в Прагу 1 августа 1922 года. Здесь начинается чешский период эмиграции Цветаевой, который продолжался более трех лет.
На вокзале их встретил ее супруг, Сергей Эфрон, проживший к тому времени уже год в Праге. Он прошел долгий и нелегкий путь от офицера Добровольческой армии через эвакуацию Крыма, Галлиполийские лагеря, до студента философского факультета Карлова университета. Можно подумать, что, приехав к мужу в Прагу и остановившись у него, они так и прожили все время в одном месте. Но, нет, переночевав у мужа в студенческом общежитии Свободарна в районе Либень, на некоторое время, они поселяются всей семьей на южной окраине Праги, в долине реки Бероунки, потом в местечке Дольни Мокропсы у знакомых студенток, позднее проживают в деревне Нове Дворы. Со 2 сентября 1923 года и до конца мая 1924 года супруги Эфрон живут в Праге-5, ул. Шведская, № 51/1373, на стене которого в 1989 году была вывешена мемориальная доска, посвященная поэтессе.
Дом c мемориальной доской в Праге-5, ул. Шведская, № 51. (смотреть)
Вспоминая эту квартиру, Цветаева писала: «В Праге у меня хорошо, огромные окна на весь город и все небо, улицы лестницами, даль, поезда, туман». Дальше опять переезд за город, во Вшеноры, из-за нехватки средств снимать квартиру в городе.
Здесь, в Праге, Цветаева знакомится со многими представителями русской эмиграции, уехавшими в Чехословакию. Одним из них был Марк Слоним, писатель и публицист, редактор журнала «Воля России», который вспоминал, как он знакомил Цветаеву с городом, архитектуру которого она определила как «смешанность и многодушие». Благодаря Слониму, Цветаева много бывала в пражских кафе, а чаще всего и в ныне существующей «Славии» напротив Народного театра.
Старая почтовая карточка с видом на Народный театр в Праге
Гуляя однажды с Марком Слонимом по столичным улочкам и выйдя на Карлов мост, Цветаева увидела статую Брунцвика. Она нашла в его облике сходство с собственной внешностью. Расспросив обо всём, что связано с рыцарем и узнав в деталях легенду о нём, Марина Цветаева создала собственную трактовку предания, переработав его по-своему. Так появился «Пражский рыцарь».
Старая почтовая открытка с видом на Карлов мост и фигуру рыцаря Брунцвика
Еще одним пражским знакомым Цветаевой был Константин Родзевич, который в то время получал профессию юриста в Карловом университете. Нового друга мужа по университету, невысокого и молчаливого Константина, Марина заметила не сразу. Все началось с прогулок, которые она так любила. Он часто сопровождал её обычно вместе с дочкой Алей по чешским холмам, лесам, долинам. «Поэма Горы» названа в честь пражского холма Петршин, который легко узнать по смотровой башне, уменьшенной копии Эйфелевой — еще одно любимое место прогулок Цветаевой. Благодаря Родзевичу появилась и «Поэма Конца».
Петршинская башня в Праге. Старая почтовая карточка
Культурная жизнь в Праге в начале ХХ века внесла большой вклад в литературу русского зарубежья. Прагу часто навещали Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, которые печатали свои произведения в пражском издательстве «Пламя». Чехословакии косвенно коснулся и творческий путь Константина Бальмонта, который много печатался в Праге, занимался переводами чешской поэзии. С 1922 года в отеле «Злата Гуса» проживал после скитаний по Европе и писатель-сатирик Аркадий Аверченко. И многие-многие другие…
Русский писатель и драматург, участник известных «Телешовских сред», Евгений Чириков тоже обосновался в Чехословакии в 1922 году на вилле Боженка во Вшенорах, где у него собирался весь цвет эмиграции, в том числе и Цветаева с Эфроном. Они переехали на этот раз во Вшеноры, подыскивая себе новую съемную квартиру после лета, проведенного в Мокропсах, в сентябре 1924 года. Здесь, в доме под номером № 23, (сегодня это улица Кветослава Машиты № 324, сам дом не сохранился), они проживут до самого отъезда из Чехии. Эта вилла была своего рода связующим центром для всех русских эмигрантов, живших в здешних местах, где устраивались литературные чтения и музыкальные вечера. Вторую половину виллы занимала вдова писателя Леонида Андреева, Анна Ильинична с детьми.
Железнодорожная станция Вшеноры. Старое фото
Непродолжительная и трудная в бытовом отношении жизнь в Чехословакии стала, однако, возможно, самой счастливой главой в судьбе Марины Цветаевой после революции. Интересен факт, что Марина Цветаева по-чешски не говорила – язык казался ей неблагозвучным, и учить его она не хотела. С местным населением она говорила по-немецки – этим языком она владела хорошо, так что чехи часто принимали ее за немку. Рождение во Вшенорах сына, названного Георгием, который стал центром ее жизни, подтолкнуло к решению переехать в Париж, где шансы найти подобающую работу были выше.
Но время, проведенное в Праге, считается необыкновенно плодотворным и ярким периодом в творчестве Марины Цветаевой. «Ни один город не врезался мне так в сердце», — писала поэтесса. Когда всей их семье пришлось срочно возвращаться из Франции в Россию, и стало понятно, что Чехия навсегда ушла в прошлое, поэтесса очень тосковала. Возвращаясь в Россию, она писала своей подруге Анне Тесковой в Прагу: «Больше всего мне бы хотелось к Вам – в Чехию – навсегда».