Дом № 36 по Спиридоновке был выстроен архитектором Н.И.Жериховым в 1910 году, уже на излете стиля модерн.
Время строительства определило стилистику дома: строгие лаконичные формы рационального модерна, совершенно нехарактерные для более раннего творчества Жерихова, обычно украшавшего свои постройки богатым и вычурным скульптурным декором.
Николай Иванович Жерихов — сын безземельных крестьян из-под Могилёва. Дата рождения его точно не установлена. Считается, что он родился в Смоленске в 1870-е годы. Неизвестно и полученное им образование — вероятно, он окончил Строгановское училище с квалификацией «учёного рисовальщика». В 1890-е годы преподавал рисование.
Путь Жерихова от малоизвестного рисовальщика до модного, преуспевающего архитектора не изучен; вероятно, он состоял штатным архитектором при московском застройщике, инженере О. О. Вильнере. Первая же его постройка, в 1902 году — доходный дом Г. Е. Бройдо на Остоженке, 20 — знаковый для своего времени памятник раннего модерна, выдвинула Николая Ивановича в число модных зодчих Москвы. В последующем деятельность Жерихова остаётся связанной с фирмами Бройдо, Вильнера и Зайченко.
Одно из последних в своей карьере зданий — лечебницу профессора, выдающегося русского хирурга-уролога П. Д. Соловова — Жерихов построил незадолго до своей смерти в 1916 году. Профессор П. Д. Соловов в 1913 году купил в Москве на Большой Молчановке участок земли и решил построить клинику с квартирой для семьи. Но Первая мировая война изменила планы, клиника была отдана под госпиталь для раненых. В советское время здесь размещался знаменитый роддом № 7 имени Г.Л.Грауэрмана по современному адресу: Новый Арбат, дом 7. Сейчас закрыт.
Н.И.Жерихов в 1902-1915 годах был одним из самых востребованных московских архитекторов, построив за 12 лет 46 доходных домов в престижных районах города.
Фасад дома № 36 на Спиридоновке имеет симметричную композицию с углубленной средней частью и двумя прямоугольными ризалитами по бокам. Декоративный эффект достигается за счет цветового контраста между облицовочной коричневой плиткой фасада и ритмично расположенными светлыми акцентами в обрамлении окон, а также цокольного и верхнего этажей.
Изюминкой дома является его оригинальное декоративное оформление, стилизующее элементы символики Московского художественного театра. Верхнюю часть здания украшает керамический фриз из абрамцевской «акварельной» плитки сине-изумрудных оттенков с разбросанными по нему плитками с изображениями пяти летящих чаек — узнаваемая отсылка к символике МХТ, разработанной другим известным архитектором того времени Ф.О. Шехтелем в 1902 году. Говорят, что при быстром просмотре рисунков птица приходит в движение, как в мультфильме.
Этот мотив не повторяется более ни на одном московском доме. Надо отметить с сожалением, что уникальный керамический фриз заметно пострадал в ходе недавних фасадных работ: вместо реставрации майолики, её просто покрасили.
Кроме того, здание сохранило подлинное декоративное металлическое убранство — балконные решетки, использующие знаменитый мотив шехтелевского спирального завитка, присутствующий в интерьере и на занавесе театра. Кованый козырек над входом – это новодел, так как на более ранних снимках и издававшихся в то время почтовых открытках он отсутствует. И еще заложили арку для въезда во внутренний двор дома.
Неизвестны причины, определившие выбор театральной темы в декоре дома. По предположению искусствоведа М.В. Нащокиной, его владельцы могли быть страстными поклонниками МХТ.
Для привлечения клиентов владельцы доходных домов поручали архитекторам всячески украсить парадные фасады своих домов, а на дворовые же фасады с «чёрной» лестницей для прислуги особо не тратились. Здания эти — добротные, солидные и, как правило, красивые постройки во всевозможных архитектурных стилях: в 1880 – 1890-х господствовала эклектика и «псевдорусский стиль», в 1900-х — модерн, в 1910-х — «неоклассика».