Город-крепость Фридланд (Friedland), сегодня известный как Правдинск, основан в 1312 году великим магистром Тевтонского ордена Карлом фон Триром на месте древнего прусского поселения на берегу реки Алле, ныне река Лава. С немецкого языка название «Friedland» переводится как «мирная земля». Возможно, поэтому традиционного каменного замка во Фридланде не было. В 1335 году Фридланд получил городские права. Город был защищен естественными водными преградами с трех сторон, а с запада был вырыт ров, заполненный водой, и насыпан вал. Неудивительно, что в 1347 году литовцам удалось захватить и сжечь город. После этого вокруг города была возведена мощная крепостная стена с четырьмя башнями, вырыты новые более глубокие рвы и заполнены водой. Помимо башен в крепостной стене, окружавшей город построили для дополнительной обороны проездные ворота. Восточные ворота, названные Аллетор (Alletor), просуществовали до 1793 года, а западные – Домнаутор (Domnautor), до 1895 года. Еще одни ворота с двумя башнями, Мельничные, возвели в начале XVI века с северной стороны крепостной стены. И хотя все эти оборонительные сооружения к середине XVIII века не использовались по своему прямому назначению, их остатки в виде западного рва и крепостных стен можно наблюдать и в XXI веке. В 1313 году в северо-западной части Фридланда была заложена первая деревянная кирха Святого Георгия, которая сгорела в результате нападения литовского войска в 1347 году. К 1380 году было возведено новое каменное здание, которое в XV веке было основательно перестроено. После удара молнии и последовавшего пожара, произошедшего в 1772 году, верхняя часть башни реконструировали и надстроили зубчатым венцом, и её высота стала 60,6 метра. Пережившая разрушительные войны XX века и долго используемая не по назначению, в 1990 году передана Русской Православной церкви и восстановлена силами жителей Фридланда. 27 сентября 2005 года храм Святого Георгия освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В 1400 году во Фридланде появились рыночная площадь и городская ратуша. Здание ратуши сгорело в 1877 году, а новое, изображенное на открытке, появилось во Фридланде в 1926 году, благодаря помощи города Ахена, но не на старом месте, а на улице Achenstraße, ныне улица Кутузова. Оно, к сожалению, тоже не уцелело во время Второй мировой войны, и в пятидесятые годы на этом месте построили здание для райкома партии. Сегодня здесь находится Детская школа искусств и библиотека. Несмотря на свое «мирное» название, Фридланд постоянно был в центре военных событий. Так, в ходе Тринадцатилетней войны 1454-1466 годов Фридланд, входившийся тогда в составе образованного в 1440 году Прусского союза, выдержав несколько осад войсками Тевтонского ордена, был взят в 1461 году. Во время Северной войны 1655-1660 годов, находясь в составе Речи Посполитой, город был захвачен шведской армией. В Семилетнюю войну 1756-1763 годов Фридланд, будучи в составе Восточной Пруссии, после взятия русскими войсками Кёнигсберга, в 1758-1762 годы находился под российским управлением, пока новый российский император Петр III не вернул все обратно Пруссии. Во время Наполеоновских войн вблизи города состоялось Фридландское сражение 1807 года, которое завершилось поражением русской армии и привела к подписанию Тильзитского мира. Несмотря на это, император Александр I повелел наградить всех нижних чинов, принимавших участие в этом сражении знаком отличия Военного ордена Святого Георгия. Так появилась в русской армии новая награда, которую стали впоследствии неофициально называть солдатским Георгиевским крестом, а после 1913 года название было закреплено в статуте официально. С этим событием связан сохранившийся до наших дней дом на Pulverstraße, сегодня это улица Столярная 3/9, построенный в XVIII веке, в котором, как гласит городская легенда, в июне 1807 года ночевал Наполеон Бонапарт после сражения под Фридландом. В память этого события в XIX веке на доме существовала памятная табличка, которая в советское время была снята, а в 2001 году на фасаде дома снова появилась. На данный момент здание арестовано судебными приставами. Весь XIX век город Фридланд строился и развивался, и к началу XX века был довольно крупным населённым пунктом для Восточной Пруссии с населением около трех тысяч человек. В 1908 году здесь построили газовый завод и проложили в 1911 году железнодорожную ветку малой железной дороги Велау—Фридланд и дальше от Фридланда — Лабиау — Тапиау. Эта железная дорога относилась к сети так называемых малых узкоколейных линий с шириной колеи 750 мм, которые дополняли своими путями дорогу стандартной ширины. Через реку Алле был построен красивый мост, взорванный русской армией в период Первой мировой войны и с тех пор не восстановленный; до настоящего времени сохранились руины мостовых опор. Эти узкоколейки имели станции почти у каждой деревни, расстояние между которыми не превышало одного километра. Было построено здание станции железной дороги и во Фридланде на Bahnhofstraße, улица Кутузова, 43, которое сегодня используется как жилой дом. Сами же узкоколейки разобраны. В 1921 году во Фридланде компанией Ostpreussenwerk был основан Восточно-Прусский моторный завод, в связи с чем возвели на реке Алле дамбу и построили гидроэлектростанцию, введенную в эксплуатацию в 1926 году. Она снабжала электроэнергией не только завод и город, но и значительную часть Восточной Пруссии. В строительстве станции принимал участие немецкий архитектор Фридрих Ларс — автор мемориального портика «Stoa Kantiana» на могиле Иммануила Канта в Кёнигсберге. В ходе Второй мировой войны электростанция получила существенные повреждения, но была восстановлена уже в 1946 году как ГЭС-3. Однако с 1976 по 1994 год гидроэлектростанция не эксплуатировалась. В 1999 году после ремонта сдан в эксплуатацию первый гидроагрегат, а по состоянию на 2012 год выработка станцией энергии составила 8,3 млн кВт⋅ч. Нельзя не отметить еще один факт, связанный с городом Фридланд. Сформированная 1 сентября 1942 года в ливанском городе Раяк французская авиационная эскадрилья, названная первоначально по предложению личного состава «Нормандия», в честь французской провинции, преобразованная в ходе войны в полк, 28 ноября 1944 года получила почётное наименование «Нормандия-Неман» за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман. В феврале 1945 года полк «Нормандия-Неман» был перебазирован во Фридланд, где 20 марта 1945 года представители советского командования вручили авиаполку орден Красного Знамени.
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка
Старая почтовая открытка