Хотя первое письменное упоминание о Городце, что расположен на Волге, относится к 1172 году и связано с походом русской рати под предводительством князя Мстислава Андреевича, второго сына Андрея Боголюбского, на волжских булгар, считается, что основан город князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Так или иначе во второй половине XII века был заложен форпост на левом берегу Средней Волги для защиты Владимирской Руси от набегов кочевников. Из летописей известны и другие названия Городца — Городец Радилов или Малый Китеж. Считается, что в это же время на месте деревянной часовни был заложен и Феодоровский монастырь, где была обретена почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы, авторство которой преданием приписывается евангелисту Луке, хранящаяся ныне в главном соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Будучи в начале XIII века самым нижним по течению Волги русским населенным пунктом Ростово-Суздальского княжества, город занимал выгодное положение. Через него пролегал торговый путь по великой реке, и поэтому вокруг княжеской резиденции быстро вырос посад, населенный торговыми людьми и ремесленниками. Однако и непрошенные гости тоже шли через Городец. Это вынуждало строить такие укрепления вокруг города, чтобы они впечатляли врагов и заставляли их убираться восвояси. Но в 1238 году укрепления не помогли городу, который был сожжен во время нашествия хана Батыя. Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, который до этого владел и Городецким княжеством, пытался противостоять столь грозному врагу, собрал войско, дал бой на реке Сити, но был разбит и сам сложил свою голову. Эти события легли в основу устных преданий, которые в результате были изложены в XVIII веке в старообрядческом «Китежском летописце», в XIX веке в романе «В лесах» П.И.Мельникова-Печерского, а также в опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», повествовавших про град Китеж на озере Светлояре, который при приближении татар на их глазах погрузился в озерные воды. Но, несмотря на такой погром, Городец быстро отстроился. Был восстановлен и Феодоровский монастырь. В 1262 году по всему Суздальскому княжеству вспыхнули волнения, при которых были убиты многие ханские баскаки, а татарские купцы выгнаны. Чтобы умилостивить тогдашнего золотоордынского правителя хана Берке, в Орду с дарами отправился князь Александр Невский. Хан долго не отпускал князя, удерживая его подле себя всю зиму и лето. Только осенью князь Александр получил возможность вернуться домой во Владимир. На обратном пути, доехав до Городца, князь занемог и, поняв, что болезнь его не отпустит, принял решение постричься в монахи под именем Алексия в местном Феодоровском монастыре, где и умер 14 ноября 1263 года. Из Городца тело Александра Невского перевезли во Владимир и похоронили в Рождественском монастыре, где оно покоилось, пока царь Петр I не перевез его прах в новую столицу – Санкт-Петербург. После смерти Александра Невского Городец перешел по наследству его сыну Андрею, получившему впоследствии прозвище Андрей Городецкий, и образовалось удельное Городецкое княжество. Весь XIV век Городец был столицей этого удельного княжества, здесь даже чеканили свою серебряную монету, пока не наступил 1408 год, когда нашествие хана Едигея разорило многие русские города и положило конец процветанию Городца. Долгое время после этого город назывался Пустым Городцом, потеряв статус города. Лишь в XVII веке Городец возродился как волостное село сначала Юрьевецкого, а затем Балахнинского уездов. Владельцами этого села в разные годы были и дочь царя Ксения Годунова, и князь Лобанов-Ростовский, и графы Григорий и Владимир Орловы, а со второй половины XIX века часть села принадлежала графам Паниным. В это же время открылась новая страница в истории Городца — он стал считаться одним из центров старообрядчества, а с XIX века и вообще его неформальной столицей. В возрождение села внесли свой вклад купцы-старообрядцы, из среды которых вышли такие фамилии, как Ведерниковы, Дерюгины, Дурасовы, Лапшины, Облаевы, Скворцовы, Сотины и многие другие. Оживилась волжская торговля, появилось судостроение, ковка якорей, выделка кож и выпечка пряников. В окрестных деревнях стали производить глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки, а сам Городец превратился в центр сбыта изделий народных промыслов. В 1627 году был построен храм Живоначальной Троицы сначала деревянный, а в 1673 году возведен в камне в духе московского узорочья. Церковь была закрыта в 1935 году, впоследствии сломана, а на ее месте устроен сквер. Уцелела только каменная башня ограды конца XVII века. В 1700 году возрожден Феодоровский мужской монастырь по благословению Московского патриарха Адриана. В 1765 году возвели собор Феодоровской иконы Божией Матери, на освящении которого присутствовала лично императрица Екатерина II. Расцвет Феодоровского монастыря пришелся на XIX век, когда в нем действовало четыре храма: Феодоровский, Александро-Невского, великомученика Пантелеимона и великомученика Феодора Стратилата. В 1927 году монастырь был закрыт, а его помещения отдали под разные гражданские службы. В 2009 году Священный Синод благословил возрождение мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 1752 году в духе московского барокко отстроена одна из самых красивых приходских церквей Городца — церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя — Спасская церковь, имеющая полное название во имя Нерукотворного Спаса и Алексия Человека Божия. Закрытая в 1928 году, она была возвращена верующим в 1989 году. Неподалеку от Спасского храма стояла старообрядческая часовня, находившаяся здесь неслучайно. По утверждению староверов, именно здесь, а не на месте возрожденного в 1700 году, находился древний Феодоровский монастырь. Часовня сгорела и была перенесена на другое место, где сформировался целый комплекс построек, включая богадельню и дом притча. В 1879 году комплекс, который принадлежал старообрядческому обществу Городца, был обнесен кирпичной оградой с трехчастными воротами. В это время это был по существу старообрядческий монастырь Городца, составлявший «конкуренцию» православному Феодоровскому монастырю, продолжая называться «часовней». В 1935 году эту «часовню» закрыли и частично перестроили под школу, до сих пор существующую. Во второй половине XIX века в Городце восстановлены или отстроены заново после неоднократных пожаров многие православные церкви, построена и освещена в 1893 году единоверческая церковь Успения Божией Матери. В Городце с развитием капиталистических отношений появились чугунолитейный и механический заводы, шло масштабное строительство верфей, лесопилок и паровых мельниц. На деньги, выделенные местными купцами, сформирован детский приют, открыта женская гимназия, организована пожарная дружина, гостиница и дом трезвости. Надо признать, что в конце XIX века волостное село Городец уже далеко обогнало такой соседний уездный город, как Балахна, и по числу жителей, и по их богатству, но статус города к Городцу вернулся лишь в 1922 году.
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка