ройдя всего двести метров от здания Верховного Суда России, то есть того места, где стояла церковь Ржевской Божьей матери, по Большому Ржевскому переулку в сторону Большой Молчановки, можно оказаться на очередном перекрестке и увидеть справа здание школы №93, а сегодня №1234. Здесь некогда стояла еще одна церковь со странным, на первый взгляд, названием Николая Чудотворца на Курьих ножках.
Перекресток Б.Ржевского переулка и улицы Б.Молчановка. Фото составлено из двух фото 1913 года Э.В.Готье-Дюфайе (Смотреть на карте)
Сюда же ведет и Борисоглебский переулок, проходящий от Поварской улицы параллельно Большому Ржевскому, только при пересечении его с Большой Молчановкой школа №1234 окажется слева. Хотя территориально эти улицы уже не относились непосредственно к Поварской слободе, а, скорее всего, изначально входили в Стрелецкую или Кречетную слободы, но прокладка Калининского проспекта, сегодня это Новый Арбат, объединила их в один микрорайон. Известно, что улица Большая Молчановка, например, до 1769 года называлась Стрелецкой, а Новый Арбат поглотил в себя Кречетников переулок, являвшийся центром Кречетной слободы.
Здание школы №93 на Большой Молчановке. Старое фото (Смотреть на карте)
Такое странное, на первый взгляд, даже сказочное название храма, особенно, если произносить по-московски: «на курьих ношках», породило множество гипотез его происхождения. Предполагали, что первоначально деревянная церковь стояла на высоких пнях срубленных деревьев, которые в народе назывались «курьими ножками». Местная легенда гласила, что будто бы в царствование Алексей Михайловича причт, подавая челобитную об отводе земли для строительства церкви, просил выделить кусок земли «хотя бы с курью ножку». Еще одна гипотеза утверждает, что название произошло от царского Курьего двора, который находился рядом в XVII веке. Историк, краевед и москвовед С.К.Романюк даже приводит такой забавный вариант, что «здесь был царский двор, где готовили блюда к царскому столу, и в том числе из куриц, а ножки выбрасывались». Но это вряд ли. Возможно, имеется в виду тогда уж латинское выражение «Curia regis» — «Курия регис», то есть королевский двор или совет. А известный топонимист Э.М.Мурзаев считает, что наименование храма происходит от сочетания слов «курья», что означает узкий проток речки без названия и «ношка» – межа или граница. Действительно словом «курья» в древности называли небольшие безымянные речки, одна из которых могла в те времена протекать вблизи церкви, отделяя её от гражданских строений.
Николая Чудотворца на Курьих ножках. Старое фото
Так это или иначе, а деревянная церковь Николая Чудотворца на Курьих ножках, располагавшаяся по современному адресу: угол Большой Молчановки, 26 и Большого Ржевского переулка, 1, и упоминавшаяся с 1635 года, была перенесена на берег реки Пресни в село Воскресенское в 1681 году. А на её месте построили новый храм в камне, но в самом простом виде – одноглавый и по форме кубический в объеме. По писцовым книгам известно, что тогда главный престол был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. В 1722 году для церкви была построена трапезная с приделом во имя святой Екатерины Мученицы, а в 1805 году к храму с запада пристроили трехъярусную колокольню. В 1897 году церковь реконструировали, расширив внутреннюю арку между главным храмом и трапезной, и поставили наверху новый прорезной крест.
Церковь Николая Чудотворца на Курьих ножках из альбома Н.Найденова
Располагалась церковь в старинном арбатском районе Москвы, недалеко от знаменитой Собачьей площадки, куда выходил Борисоглебский переулок. В 1807 году в этот район Москвы переехал Сергей Львович Пушкин, отец поэта, со своим семейством, сняв у владельца усадьбы статского советника М.М.Данилова дом, находившийся на углу Поварской улицы и Борисоглебского переулка. Нам же это место известно уже по дому, которым владел московский купец первой гильдии А.И.Носенков, снёсший все строения этого владения и в 1887 году по проекту А.С.Каминского построивший в стиле эклектики современный угловой двухэтажный особняк, где сегодня расположен Венгерский культурный, научный и информационный центр. Напротив этого владения располагалась Борисоглебская церковь, про которую рассказано выше.
Дом Купца А.И.Носенкова на Поварской. Старое фото (Смотреть на карте)
В 1810 году семейство Пушкиных переселилось в дом Василия Иванова, священника церкви Николая Чудотворца, что на Курьих ножках, и жило здесь до осени 1811 года, став прихожанами этой церкви. Интересно, что в 1853 году в своей статье П.И.Бартенев, тогда еще молодой исследователь, а позже известный историк, публицист и редактор журнала «Русский архив», написал, будто «в 1826 и 27 годах, живя на Собачьей площадке и проезжая часто по Молчановке, он [А. С. Пушкин] сам не раз говаривал своим приятелям, что родился на этой улице, в приходе Николы на Курьих ножках, но дома не мог указать».
А.С.Пушкин и С.А.Соболевский. Акварель П.Соколова и К.Брюллова
Факт проживания с декабря 1826 года по май 1827 года А.С.Пушкина у своего друга С.А.Соболевского в небольшом домике на углу Собачьей площадки и начала Борисоглебского переулка бесспорен и подтверждается по другим воспоминаниям, и вопрос о месте рождения поэта, казалось бы, для пушкиноведов был решен, коли сам Пушкин указал на то место в Москве, где он родился. Но, как известно, впоследствии была найдена запись в метрической книге церкви Богоявления в Елохове на дату 8 (19) июня 1799 года о том, что «Мая 27. Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина».
Дом статской советницы А.А.Ренкевичевой, в левом флигеле которого снимал квартиру С.А.Соболевский. Старое фото (Смотреть на карте)
Таким образом, вопрос о месте рождения А.С.Пушкина перестал вызывать споры. Что же касается воспоминаний самого поэта, то это можно объяснить тем, что Пушкины, за время жизни в Москве, часто меняли адреса, а Большая Молчановка была тем местом, откуда юного Пушкина увезли из Москвы учиться в Царскосельский лицей, и оно осталось у него в памяти.
Н.В.Крандиевская и А.Н.Толстой
Через сто лет, в XX веке, эту церковь посещал Алексей Николаевич Толстой, снимавший с февраля 1917 по август 1918 года квартиру на пятом этаже дома №8 с двумя львами у парадного входа на Малой Молчановке. В одном из писем жене, поэтессе Наталье Васильевне Крандиевской, А.Н.Толстой писал: «Роднее, милее Молчановки ничего нет… странная жизнь: восстания, убийства, борьба за власть, декреты, голод, война, а жизнь простая, ежедневная идет, как шла…» А Наталья Васильевна в 1919 году уже в Одессе перед эмиграцией в Константинополь вспоминала:
«…Теперь бы пойти на Арбат
Дорогою нашей всегдашней!
Над городом галки кричат,
Кружат над кремлёвскою башней.
Ты помнишь наш путь снеговой,
Счастливый и грустный немножко,
Вдоль старенькой церкви смешной, —
Николы на Куриих Ножках?..»
Исходя из воспоминаний, в церкви Николая Чудотворца на Курьих ножках крестила своего сына Алексея Анастасия Цветаева. Скорее всего, место было выбрано в связи с тем, что рядом с храмом снимала квартиру в доме на Борисоглебском переулке её старшая сестра Марина с мужем Сергеем Эфроном и дочерью Ариадной, из окон которой была видна эта церковь.
Дом №6 по Борисоглебскому пер. Вид со двора. Старое фото (Смотреть на карте)
В доходном доме И.С.Баскакова на Поварской, №26 с 26 октября 1917 года по 21 мая 1918 года жил в квартире на первом этаже, принадлежавшей родителям его жены В.Н.Муромцевой, писатель Иван Алексеевич Бунин. В тот год праздник святой Пасхи пришелся на первые майские дни, и они всей семьей ходили к заутрене в церковь Николая Чудотворца на Курьих ножках. Это последний московский адрес писателя до эмиграции, откуда он уехал сначала в Одессу, затем в Константинополь и Париж.
И.Бунин и В.Муромцева. Старое фото
Церковь Николая Чудотворца на Курьих ножках принимала прихожан вплоть до 1929 года, когда была закрыта. В 1934 году церковь была снесена и разобрана на строительный материал, а на её месте выстроили здание школы.
помянутая выше, Кречетная слобода имела свой приходской храм — церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Кречетниках. К ней можно было пройти от церкви Николая Чудотворца на Курьих ножках по Большой Молчановке до пересечения с Трубниковским переулком. Здесь, во дворе, образованным сегодня домом № 13 по Трубниковскому переулку и домом № 12 по Новинскому бульвару, и находился этот храм. Сам же Кречетников переулок проходил в том месте, где сейчас располагается широкий тротуар современного Нового Арбата.
Вид храма Николая Чудотворца на Курьих ножках с Б.Молчановки. Фото 1913 года Э.В.Готье-Дюфайе (Смотреть на карте)
В XVII веке здесь находился царский Кречетный двор, в котором жили охотники с соколами – кречетники, и содержались для царской охоты крупные белые соколы, называемые кречетами. Английский врач при царе Алексее Михайловиче писал, что «забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трёхсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь».
Кречетников переулок в сторону Собачей площадки. Фото 1913 года Э.В.Готье-Дюфайе
Впервые Иоаннопредтеченская церковь упоминается в 1657 году в переписной книге церквей Земляного города уже каменной. Посетивший церковь в 1693 году Патриарх Адриан пожертвовал храму ковчежец с частицей мощей святого Иоанна Предтечи. В 1706 году был выстроен церковный придел во имя мученика Иоанна Воина. Однако в 1753-1761 годы был построен новый храм взамен обветшавшего старого с двумя приделами мученика Иоанна Воина и священномученика Антипы.
Вид церкви Иоанна Предтечи в Кречетниках со стороны Новинского бульвара. Фото 1913 года Э.В.Готье-Дюфайе
Во время пожара Москвы 1812 года церковь сильно пострадала, и пришлось перестраивать трапезную и колокольню, которые и были построены в 1824-26 годы в ампирном стиле. Храмовой иконой служила икона Иоанна Предтечи XVII века с шестнадцатью клеймами, при которой был серебряный ковчежец с частицей мощей святого. Вообще в церкви Иоанна Предтечи было еще немало икон XVII и XVIII веков.
Церковь Иоанна Предтечи в Кречетниках из альбома Н.Найденова
Решение о сносе храма было принято Мособлисполком в мае 1930 года. А почти на ее месте был построен по проекту архитекторов Л.Я.Талалая и А.А.Дзержковича жилой дом, имеющий нумерацию 12 по Новинскому бульвару и 28 по улице Новый Арбат.
рубниковский переулок, который тоже уже упоминался, начинается от Спасопесковской площади и продолжается, разрезанный на две неравные части Новым Арбатом, параллельно Новинскому бульвару вплоть до Поварской улицы. Здесь некогда совсем недолгое время находилась Трубничья слобода. Версий происхождения названия и, вообще, кто такие были эти трубники много. Так, по мнению русского и советского историка и краеведа, доктора исторических наук П.В.Сытина, это были печники и трубочисты. Другие исследователи считают, что так могли называться трубачи царского двора, а третьи – что трубниками были мастера, изготовлявшие трубы для разных нужд.
Фрагмент Суворинского плана Москвы 1901 года
Интересно, что «трубами» в то время называли еще и манки на крупных травоядных животных таких, как лоси или олени, которые изготавливались из бересты или древесины, а также из полых стеблей зонтичных растений. А тот факт, что рядом жили кречетники, занимавшиеся соколиной охотой, дает основания предполагать, что трубниками могли быть загонщики зверей для царской охоты. Но жили эти загонщики здесь недолго, лишь во время царствования Михаила Романова, а с воцарением его сына Алексея Михайловича, предпочитавшего соколиную охоту, надобность в них отпала, и Трубничья слобода слилась с Поварской.
Современные манки из бересты на лося и дерева на благородного оленя
Как бы то ни было, а между Трубниковским переулком и Новинским бульваром, ближе к Поварской улице, стояла еще одна церковь — храм Рождества Христова в Кудрине. Место это получило свое название по селу Кудрино, известному с XIV века, когда оно принадлежало князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому Храброму — герою Куликовской битвы. Позже село перешло во владения Новинского монастыря, и восточная часть Кудрина вошла в черту Москвы. Западная же часть села осталась за Земляным валом, и памятью об этом была другая церковь – храм Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине. Старое фото
Церковь же Рождества Христова в Кудрине впервые упоминается в 1642 году как деревянная и построенная на средства стрельцов, которые первоначально селились в Москве по границе Земляного города. В 1693 году церковь Рождества Христова уже отстроили в камне, разместив её еще ближе к Поварской улице, ведущей к владению Нарышкиных, породнившихся с Романовыми. Известно, что владение, а к тому времени и дворец Натальи Кирилловны, находились в районе современного Столового переулка.
Церковь Рождества Христова в Кудрине. Старое фото
Церковь не отличалась особой архитектурой, а была построена в типично архаичной манере того времени – небольшой кубический объем храма венчали пять глав на тонких барабанах, а с запада к храму примыкала трапезная, оканчивавшаяся шатровой колокольней. После наполеоновского нашествия церковь была закрыта то ли потому, что сильно пострадала от пожара, то ли потому, что все соседние здания сгорели, и было решено, что прихожане не будут способны содержать храм. Однако, как свидетельствуют Московские Епархиальные Ведомости от 1876 года, несмотря на официальное закрытие храма и приписание паствы к Покровской церкви в Кудрине, богослужения в нем не прекратились. Их служил дьякон Покровской церкви, который временно поселился в трапезной.
Вид на храм Рождества Христова в Кудрине на фоне панорамы Москвы, составленный из двух старых почтовых открыток
В 1815 году после прошения прихожан храм вновь обрел независимость, и в него возвратили имущество, переданное соседним церквям. Интересно, что при посвящении храма празднику Рождества Христова, оба его придела еще с XVIII века были посвящены иконам Божией Матери. С 1722 года в южной части трапезной находился придел Казанской иконы Божией Матери, а в 1758 году титулярным советником Григорием Хрисанфовичем Михайловым был устроен в правой апсиде главного храма придел Тихвинской иконы Божией Матери. В 1861 – 1881 года храм подвергся ремонту и реконструкции вместе с обновлением и приделов. Отремонтированный храм вместе с приделами был освещен архимандритом Знаменского монастыря Макарием.
Церковь Рождества Христова в Кудрине из альбома Н.Найденова
После революции 1917 года церковь Рождества Христова в Кудрине была приходской до 1931 года, когда была закрыта и снесена. На её месте в тот же год построен по проекту архитекторами — братьями Леонидом, Виктором и Александром Весниными в стиле конструктивизма Дом политкаторжан, в котором после ликвидации так называемого Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев сначала открылся кинотеатр «Первый» в 1936 году, а после Великой Отечественной войны, в 1946 году, Государственный театр киноактера, где до сих пор и находится.
Государственный театр киноактера на Поварской улице. Старое фото (Смотреть на карте)
ассказ про церкви в районе Поварской улицы был бы неполным, если не упомянуть еще две так называемые домовые церкви, которые существовали здесь. Одна из них находилась почти напротив только что описанной церкви Рождества Христова в Кудрине и располагалась в усадьбе, известной по последнему владельцу, как усадьба графа Фёдора Львовича Соллогуба. Вообще, усадьба с середины XVIII века принадлежала сначала И.И.Воронцову-Вельяминову, затем перешла в собственность рода князей Долгоруковых, потом городской усадьбой владел барон Михаил Боде-Колычёв, только после смерти которого она перешла по наследству к его зятю — театральному художнику Фёдору Соллогубу. Располагается усадьба с одной стороны вдоль красной линии Большой Никитской улицы, а с другой стороны своим парадным подъездом выходит на Поварскую улицу.
Усадьба Ф.Л.Соллогуба с домовым храмом со стороны Б.Никитской улицы. Старое фото
Доподлинно известно, что писатель Л.Н.Толстой, находясь в родственных связях с семейством Боде-Колычёвых, часто посещал балы в их московском имении. Поэтому существует устойчивое мнение, что Толстой описал именно эту усадьбу в романе «Война и Мир» как дом Наташи Ростовой. В 1856 году Боде-Колычёвыми, являвшимися потомками Митрополита Московского и всея Руси Филиппа II, который выступал против опричнины и в связи с этим был убит Малютой Скуратовым, было решено пристроить небольшую одноглавую домовую церковь во имя святителя Филиппа. В 1859 году в восточном торце главного дома появилась в псевдорусском стиле домовая церковь. В этой церкви в 1866 году венчался И.С.Аксаков с А.Ф.Тютчевой.
И.С.Аксаков и А.Ф.Тютчева в молодости. Акварели н/х
Так как сразу после революции 1917 года в усадьбе разместилась, правда ненадолго, Всероссийская чрезвычайная комиссия, в 1918 году Филипповскую домовую церковь закрыли, настенную живопись замазали, а главку сняли. С марта 1918 года здесь жил Анатолий Луначарский, действовала Литкомиссия ВЦИК, и расположился информационный отдел Народного комиссариата национальностей, а через год усадьбу отдали дворцу искусств. С 1925 года комплекс занимала Федерация объединений советских писателей, а с 1933-го — правление Союза писателей СССР.
Вид церкви во имя святителя Филиппа. Современное фото (Смотреть на карте)
Здание церкви все это время сохранялось, так как входило в усадебный комплекс, и в конце девяностых XX века владения церкви передали в пользование общине Российской Православной Кафолической Церкви. Но Московская Патриархия ее не признала, и поэтому в середине 2000-х община была вынуждена покинуть помещение церкви.
ще одна домовая церковь находилась в Борисоглебском переулке, 9 при здании Александровского приюта для неизлечимо больных и калек комитета Христианская помощь Общества Красного Креста. Само здание Александровского приюта было построено в 1880 году архитектором Николаем Александровичем Шохиным и расширено в 1892 году архитектором Иваном Ивановичем Поздеевым. Первыми жителями приюта были участники Русско-турецкой войны 1877-78 годов. Здесь проживало 50-60 человек. Церковь была освящена 11 сентября 1882 года во имя Благоверного князя Александра Невского.
Здание бывшего Александровского приюта с пристройкой, в котором была церковь во имя Благоверного князя Александра Невского (Смотреть на карте)
Закрыта церковь в 1923 году и отдана в распоряжение архива Минздрава СССР. Здание приюта стало обычным жилым домом, который при строительстве Нового Арбата был расселён. На сегодняшний момент в здании находится институт курортологии. Есть надежда на ремонт здания с восстановлением домовой церкви.