История новогодней поздравительной открытки в России.

Прежде чем говорить о рождественской и новогодней открытке в России давайте задумаемся над тем, откуда возникла традиция праздновать Новый год, наряжать елку и дарить друг другу подарки? Давайте вернемся к истокам и совершим небольшой экскурс в историю, который поможет нам в этом разобраться.

Янус

Бог древнеримской мифологии Янус

Янус — двуликий бог в древнеримской мифологии, изначально почитался как божество всех начинаний, в честь которого назван первый месяц нового года. Праздновать начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры вместе с введением нового, имени себя, юлианского календаря.

Юлий Цезарь

Гай Юлий Цезарь (100-44 до н.э.)

В России после принятия христианства действовала византийская система летоисчисления от «сотворения мира», то есть от 5508 года до нашей эры, которая совпадала с юлианским календарем. Согласно «Парижскому словарю московитов» XVI века, в котором впервые упоминается русское название новогоднего праздника «Первый день во году», на Руси отмечали наступление нового года 1 марта, а начиная с 1492 года, в юбилейный 7000 год от «сотворения мира» – 1 сентября — во время сбора податей и урожая. Праздник же Рождества Христова на Руси стали отмечать официально с крещения князя Владимира в конце X века.

Петр

Первый Всероссийский Император Петр I (1672-1725)

Однако в декабре 1699 года царь Петр I после своего путешествия по Европе издал два именных указа: о введении новой системы летоисчисления и о праздновании Нового года, начиная с 1 января следующего года, и таким образом 7209 год стал 1700 годом от Рождества Христова. Петр I также повелел праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств, украшая главные улицы Москвы и дома хвойными деревьями и ветками. Этот обычай Петр I перенял от иностранцев, живших в Немецкой слободе в Москве. Сейчас это район Лефортово. А еще было велено на Красной площади устроить главное торжество, организовать фейерверк, пушечные и ружейные салюты.

Календарь

Юлианский и григорианский календари

Но при этом царь Петр не стал вводить григорианский календарь, на который перешли многие страны Европы с XVI века, а оставил юлианский, потому что переход на «католическое» летоисчисление выглядел бы почти вероотступничеством. Даже в Европе григорианский календарь, введенный в обиход в 1582 году папой Григорием XIII,  воспринимался как папская прихоть. Протестантские страны приняли его только в XVIII веке, а православные — в конце XIX и в начале XX века.

Папа_Gregory_XIII

Папа Римский (с 1572 по 1585 годы) Григорий XIII (1502-1585)

Поэтому в России наступление 1700 года произошло на 10 дней позже, чем в европейских странах, в XVIII веке — на 11 дней, в XIX веке — на 12 дней, а с 1901-1918 годы — на 13 дней позже. С введением 1 (14) февраля 1918 года в Советской России григорианского календаря первый Новый год, совпавший с европейским, пришёлся на 1919 год. Однако православная церковь не отказалась от юлианского календаря, поэтому сегодня Рождество в России празднуют 7 января по новому стилю, что соответствует 25 декабря по старому юлианскому стилю. Тогда же возник так называемый Старый Новый год, приходящийся на 14 января. Получилось так, что Новый год превратился в чисто светский праздник, а Рождество — в церковный, тем более что церковь отделили от государства.

Нов_год

Старая поздравительная почтовая открытка начала XX века к Новому году

С празднованием Рождества в России было связано, прежде всего, окончание сельскохозяйственных работ. Под иконы ставился лучший сноп пшеницы, как благодарность Богу за хороший урожай, а в Рождество он сжигался, символизируя тем самым надежду на хороший урожай в следующем году. Перед Рождеством соблюдали одноименный строгий пост, длившийся около месяца, когда нельзя было употреблять скоромную пищу – мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты.

Фотка_1086498

Старая поздравительная почтовая открытка начала XX века «С Рождеством Христовым!»

Народное гуляние на Рождество длилось 7 дней, во время которого стали устраивать праздничные театры — вертепы. Эта традиция пришла в Россию из Европы, а точнее из Польши в конце XVII — начале XVIII веков через Украину и Белоруссию. Для простого люда театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными», как их было принято называть на Святки – гулянья дохристианской Руси, которые по времени совпадали с Рождеством. В репертуаре таких театров были сценки из жизни Иисуса Христа и другие библейские истории. Во время представления исполнялись песни – «коляда» или «славление». За это полагалось колядующих отблагодарить. Таким образом зародилась традиция прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть – Рождение Спасителя.

С_Рождестовм

Старая поздравительная почтовая открытка начала XX века «С Рождеством Христовым!»

Так как, согласно Евангелию, Иисус родился в хлеву, в бедности, а одними из первых к нему пришли три мудреца или волхва с Востока и принесли ему в подарок золото, ладан и смирну, то в Рождество полагается дарить подарки не только детям, но и взрослым. Эта традиция в Европе восходит также и к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса, а в России Деда Мороза, благодаря своему доброму и щедрому сердцу. Правда надо отметить, что  еще древние римляне провозгласили: как встретишь Новый год, так его и проведешь, и старались веселиться и дарить друг другу подарки.

Св.Николай_дед_Мороз

Старая поздравительная английская почтовая открытка начала XX века 

После смерти Петра I введённый им в России обычай украшать жилища хвойными деревьями и ветками прервался и возродился лишь в XIX веке при Николае I, но как рождественская ёлка. Так, в 1852 году на Рождество в Санкт-Петербурге в здании Московского (Николаевского) вокзала, была установлена первая ёлка для публики.

Николаевский_вокзал

Здание Московского (Николаевского) вокзала в Петербурге. Старая почтовая открытка начала XX века

В Москве стали устраивать рождественскую ёлку в здании Благородного собрания на Охотном ряду. Ели устанавливали и наряжали на Рождество 25 декабря, и они стояли до Крещения. В качестве первых ёлочных украшений использовали фрукты, орехи, сладости, а также свечи и самодельные игрушки, связанные с христианской тематикой. Позднее из Германии в Россию стали привозить стеклянные елочные игрушки заводского производства. А в конце XIX века было налажено и собственное  российское производство стеклянных шаров и бус.

Благородное собрание. Москва. Россия

Здание Благородного собрания на Охотном ряду в Москве. Старая почтовая открытка начала XX века

Деревенские гулянья в виде вертепов и коляд в городе превратились в традицию устраивать маскарады и светские поздравления. Еще Петр I был инициатором переодеваний и устройства маскарадов по разному поводу, но в XIX веке эта традиция потеснилась балами. А новогодние маскарады особую популярность приобрели при Николае I. Придворные маскарады  проводились 31 декабря в Зимнем дворце, куда билеты раздавались бесплатно желающим из среднего и высшего слоев общества.

Зимний дворец и Дворцовая набережн

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Старая почтовая открытка начала XX века

Традиция, распространившаяся по всей Европе из Англии во второй половине XIX века, начинать подготовку празднования Рождества и Нового года с покупки и рассылки почтовых открыток пришла и в Россию. Хотя история почтовых открыток в России началась в 1871 году, но тогда первые почтовые карточки были на простых бланках с маркой и без каких-либо картинок. Иллюстрированная почтовая карточка или художественная открытка появилась только в 1894 году и появилась именно как поздравительная открытка с Рождеством и Новым годом, хотя еще привычной для нас поздравительной надписи на этих открытках не было.

Св_Евгении

Старая почтовая открытка начала XX века изд-ва Общины св.Евгении

Первопроходцем в издании художественных почтовых открыток был Петербургский попечительский комитет Красного Креста – Община святой Евгении, которая организовала выпуск первых иллюстрированных открыток под покровительством принцессы Е.М.Ольденбургской, внучки императора Николая I. Издательство «Община св Евгении» привлекало таких художников, как И.Репин, К.Маковский, С.Соломко, Е.Бем и других.

Каразин

Старинная почтовая открытка с акварелью Н.Каразина издательства «Общины св.Евгении»

На дореволюционных рождественских открытках русские художники стали изображать русские тройки, снежные зимы с заметенными пургой куполами храмов, реки, скованные льдом, а также сценки из жизни, посвященные обычаю славления Христа в день Рождества. Над этим трудились известнейшие художники Н.Рерих и И.Билибин, К.Маковасов и Леонид Бакст. Поэтому художественная открытка конца XIX века в России была настоящим произведением искусства. К новому 1898 году издательство «Община св. Евгении» предложила покупателям поздравительные открытки тиражом в 100 тысяч экземпляров.

Зворыкин Борис

Старая поздравительная почтовая открытка начала XX века художника Б.В.Зворыкина

Так продолжалось до начала Первой мировой войны, когда некоторые традиции были прерваны. В 1915 году император Николай II запретил устанавливать ёлки на Рождество, а также издавать новые почтовые видовые открытки.

Продолжение в Новом году…