Первое упоминание о поселении в этих местах датируется 1609 годом как о селе Иваново. Вотчинная опись за 1630 год уже гласит, что Иваново представляет собой крупное торговое село, состоящее из 123 хозяйств. Расположилось село Иваново возле старинной дороги из Ростова в Городец, при ручье Кокуй, правом притоке реки Уводи.
Суровый климат и бедность почв делали земледелие здесь рискованным, что предопределило промысловый характер региона, и многие ивановские крестьяне вынужденно занималась различными ремеслами и торговлей. А торговали они на окрестных базарах и ярмарках домотканым льняным полотном, обычно окрашенным в синий цвет – крашениной. К середине XVIII века из среды ивановских крестьян выделились наиболее предприимчивые, которые открыли в селе полотняные мануфактуры, на которых освоили технику набойки по холсту, а затем и ситцепечатание.
Экономическое значение Иванова оценил царь Петр I, и в селе была учреждена таможенная изба для сборов пошлин в казну. Памятником этой эпохи является Щудровская палатка — старейшее кирпичное здание, сохранившееся до наших дней в Иванове. В середине XIX века эта приказная изба перешла во владение О.И.Щудрова, который приспособил её под набойный корпус. С 1743 года селом владели графы Шереметевы. Ивановская вотчина была одним из наиболее доходных имений Шереметевых.
Особенно бурно производство стало расти в начале XIX века. Скопив капиталы, многие крестьяне стали выкупать себя из крепостной зависимости Шереметевых и заселять территории вокруг села Иванова, размещая там свое производство. Так возникли слободы, которые в 1853 году образовали Вознесенский посад. 2 августа (по новому стилю) 1871 года село Иваново и Вознесенский посад были объединены в город Иваново-Вознесенск, который вошел в Шуйский уезд Владимирской губернии. Этот день является датой возникновения города.
К концу XIX века в городе насчитывалось 59 фабрик и заводов, где работало 27 тысяч рабочих. Большинство промышленных фабрик являлись ткацкими и прядильными производствами. Из-за такого количества текстильных предприятий Иваново стали называть «Русским Манчестером» или городом «ситцевых королей». На оформление ивановских тканей помимо местных и европейских традиций, оказала большое влияние и восточная культура. Так, например, одним из наиболее распространённых элементов рисунка здесь стал так называемый «восточный огурец» — бута, пришедший к нам из далеких времен зороастризма, что на санскрите означает «огонь».
Фабрика Куваевых или когда-то Товарищество Куваевской ситценабивной мануфактуры, а ныне Большая Ивановская Мануфактура, расположена на обоих берегах реки Уводь в самом центре города и является градообразующей. История предприятия связана с представителями двух крупнейших фирм ивановских предпринимателей — Куваевых и Бурылиных.
Основателем дела был в 1793 году крепостной крестьянин Я.Е.Куваев, который имел набойное производство, а в 1817 году построил ручную набойную мануфактуру на правом берегу Уводи. Дело продолжили сын, Иван Яковлевич, а с 1847 года — внук, Харлампий Иванович. С 1872 года управление фабрикой принял Н.Г.Бурылин — муж дочери Харлампия Ивановича, и старший сын известного предпринимателя Г.Д.Бурылина. Таким образом Куваевская мануфактура отошла Бурылиным.
В это время младший сын, Д.Г.Бурылин, возглавлял семейное предприятие, доставшееся ему от деда. Как-то Дмитрий Геннадьевич произнес такие слова: «Музей – это моя душа, а фабрика источник средств для жизни и его пополнения». Д.Г.Бурылин известен как страстный коллекционер и меценат, создатель Музея промышленности и искусства, где были собраны уникальные коллекции книг, оружия, нумизматики и фарфора. Музей Бурылина был одним из лучших частных музеев в дореволюционной России, и его до сих пор называют Ивановским Эрмитажем.
В родовом доме Бурылиных, построенном в стиле модерн архитектором А.Снуриловым на улице Александровской (ныне Батурина), расположен музей ивановского ситца, открытый 9 июня 1987 года ко Дню работников лёгкой и текстильной промышленности. Через дорогу расположено основное здание музея Бурылина, построенного по проекту архитектора П.А.Трубникова в неоклассическом стиле «итальянского палаццо». Хотя после смерти Д.Г.Бурылина значительная часть коллекции была утрачена или переведена в другие музеи, такие как Эрмитаж в Петербурге и Музей Востока в Москве, в 1958 году на базе оставшейся бурылинской коллекции живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства был создан Ивановский областной художественный музей.
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка