Каналы России. Часть 5

Четвертым судоходным каналом, соединенным с предыдущими каналами, является Августовский канал. Несмотря на то, что план по его строительству относится ко временам короля Станислава Августа Понятовского, его реализация началась только с одобрения императора Александра I в 1824 году.

Император Александр I (1777-1825)

Необходимость срочного строительства канала была вызвана тем, что после Наполеоновских войн был образован так называемый Германский союз, который хоть и не решил проблем экономического объединения германских земель, но внес неудобство для транзита польских и литовских товаров через свою территорию. В 1821 году Пруссия неожиданно в одностороннем порядке ввела высокие пошлины на перевозку грузов в балтийские порты. И хотя Царство Польское входило в состав Российской империи, у России появилась острая необходимость доставлять грузы из центральных областей Польши в города России, минуя территорию Восточной Пруссии.

Князь Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий (1778-1846)

Инициатором строительства канала был польский государственный деятель князь Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий (1779-1846), назначенный Александром I министром финансов Царства Польского. Вначале работами по устройству Августовского канала управлял инженер-подполковник по фортификации Игнатий Прондзинский, но в 1826 году он был арестован в связи с неблагонадежностью и заключён в Кармелитский монастырь, где пробыл три года. Канал же продолжили строить под руководством генерала Малле де Гранвиля-Маллетского, но уже не такими темпами, так как в 1825 году было подписано соглашение между Россией и Пруссией, урегулировавшее таможенные пошлины.

Полковник Игнатий Прондзинский (1792-1850)

Основные строительные работы на канале были закончены к 1830 году, но вспыхнувшее Польское восстание отложило окончательное их завершение. Достраивали канал инженер Теодор Урбанский и полковник Россман. В итоге Августовский канал прокладывали пятнадцать лет и закончили только в 1839 году. К этому времени на канале сооружены 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера и 14 мостов, но начавшееся быстрое развитие железных дорог сделало канал менее востребованным для перевозок.

Старая почтовая открытка

Поэтому та часть канала, которая должна была соединить новый водный путь с латвийским портом Виндава (Вентспилс), не была построена вообще.

Длина получившегося канала составила 101,2 км, из которых 22 км проходят по территории современной Беларуси, а 79 км — по территории Польши. Канал соединил 7 естественных озёр и 11 рек. В то время Августовский канал стал первым искусственным водным путем в Европе, связавшим напрямую две большие реки — Вислу и Неман. Использовался канал для внутреннего коммерческого судоходства: по маршруту Гродно-Августов-Гродно регулярно курсировали два пассажирских колёсных парохода, и перевозилась древесина на специальных баржах «берлинах» из одной реки в другую. А через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину можно было попасть из Августовского канала и в Черное море.

Августовский канал, хорошо вписанный по всей своей длине в окружающий пейзаж, и пролегающий по красивейшим местам, стал туристической Меккой для европейцев, особенно в 20-30-е годы XX века. Здесь на соединённых между собой озёрах работали яхт-клубы, развивался байдарочный туризм, а в районе шлюза Домбровка проходил ежегодный грандиозный «Праздник моря». Однако Августовский канал значительно пострадал во время Первой мировой войны из-за возведенных оборонительных сооружений, а затем и в годы Второй мировой войны, когда многие шлюзы были разрушены вовсе.

Августов. Церковь Петра и Павла. Старая почтовая открытка

Восстановительные работы на Августовском канале осуществлялись уже в XXI веке. Было восстановлено русло канала, которое не использовалось с 1950-х годов, отремонтированы подмытые и обрушенные участки береговой линии, налажены старинные гидротехнические сооружения. Сегодня на белорусской части старинного канала действуют 2 плотины, 3 судоходных шлюза – Немново, Домбровка, Волкушек и 5 шлюзов-регуляторов воды.

Судоходный шлюз Домбровка. Современное фото

После реконструкции последнего шлюза Кужинец на границе с Польшей, открылся водный маршрут для малых яхт: Августов – Гродно – Друскининкай. В 2011 году у шлюза Домбровка в домике, построенном в начале XX века специально для шлюзового мастера, открылся музей истории Августовского канала.

Августовский канал. Современное фото

Последним для нужд судоходства каналом, проложенным в XIX веке в Российской империи, был Сайменский канал, соединивший Балтийское море с озером Сайма в Финляндии. Сегодня он является единственным искусственным водным путем в России, связывающим Россию с другим государством.

Карта Сайменского канала

Несмотря на то, что Финляндия располагает огромной озерной системой, самое большое внутреннее озеро Сайма не имеет естественного водного выхода ни в Финский залив, ни в Ладожское озеро. Этот канал должен был обеспечить наиболее экономичный способ транспортировки грузов к морским портам Высоцка и Выборга из внутренних районов Финляндии.

Вход в Сайменский канал. Современное фото

О необходимости такого канала известно с пятнадцатого века из шведских источников. А в начале XVI века по инициативе губернатора города Выборга Эрика Туресона Бьелке даже был прорыт так называемый Старый канал длиной 118 метров. Позже шведскими властями, под властью которых находилась Финляндия, снова предпринимались попытки соединить Финский залив с озером Сайма, но они оказались безуспешными. Дело в том, что уровень Финского залива на 76 метров ниже уровня озера Сайма, и для нужд канала необходимо строить шлюзы, а в те времена таких технологий еще не существовало.


Схема шлюзов Сайменского канала

Поэтому к этой идее вернулись уже только в XVIII веке, когда Финляндия стала частью Российской империи. Проекты по строительству Сайменского канала предлагались при Екатерине II и Александре I, но каждый раз на их реализацию не находилось денег. Первые изыскания по строительству канала осуществили в 1835 году, когда в Великом княжестве Финляндском стали проводится реформы. В 1845 году проект Сайменского канала был одобрен императором Николаем I, и начались строительные работы. Так как Финляндия была частью Российской империи в то время, то канал строили за счет русской казны.

Император Николай I (1796-1855)

Строили канал с 1845 года по 1856 год, и обошелся он в три миллиона рублей. При строительстве канала активно использовали помощь шведских специалистов, которые уже имели опыт строительства Тролльхетте-канала и были знакомы с английской технологией строительства каналов в скальных ландшафтах. Были сооружены 15 шлюзов, а длина Сайменского канала тогда составила 59,3 км, из которых 36,1 км были прорыты, а остальная часть приходилась на реки и внутренние озера.

Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна у четвёртого шлюза Сайменского канала. Старое фото

Открытие Сайменского канала состоялось 26 августа 1856 года уже в правление императора Александра II. Торжества проходили в Выборге, который стал центром грандиозного праздника, потому что были совмещены с коронационными празднованиями, состоявшимися в Успенском соборе Кремля и пришедшимися на этот день. И началась эксплуатация канала, которая стала приносить свои плоды, поднимая экономику Финляндии за счет запуска новых производств, торговли между городами, расположенными вдоль канала, а также вывоза пиломатериалов в Петербург, Выборг и экспорта его в другие страны. В итоге уже к 1880 году доля канала в объёме грузоперевозок по шлюзовым каналам Финляндии достигала 70%.

Пароход в Сайменском канале. Старая почтовая открытка

Изначально баржи по каналу перемещались бурлаками и лошадьми, но позже запустили пароходы-буксиры, тем самым обеспечивая 35% всех грузовых перевозок Финляндии. А помимо грузоперевозок по Сайменскому каналу были налажены и пассажирские перевозки, которые пользовались большой популярностью из-за необычно живописных берегов.

Гостиница-пансионат в городе Юстиле. Старая почтовая открытка

Состоятельные люди, особенно из Петербурга, открыли для себя новый туристический маршрут с посещением таких городов, как Иматру, Лаппеенранту, Пункахарью и Савонлинну, где расцвели курорты, открылись казино и театры. До революции 1917 года в окрестностях Сайменского канала было очень престижно иметь дачу.

Сайменский канал. Старая почтовая открытка

После событий 1917 года канал оказался на территории Финляндии и продолжал использоваться в основном для грузоперевозок, так как поток туристов, а тем более дачников из России прекратился. Канал снабжал построенные еще в начале XX века деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные заводы, в том числе в Выборге, которые нуждались в больших объёмах сырья. В это время правительство Финляндии приняло план реконструкции Сайменского канала, который начал реализовываться в 1927 году. Были построены новые бетонные шлюзы рядом со старыми без остановки судоходства. Однако в ходе боевых действий во время Финской войны в 1939-40 годах многие сооружения канала были повреждены.

Шлюз Пялли. Старая почтовая открытка

Несмотря на это, после того как Финляндия в 1941 году захватила Карельский перешеек, канал снова использовался финской стороной для нужд своей армии. После окончания Второй мировой войны и подписания в 1947 году в Париже мирного договора между Советским Союзом и Финляндией Сайменский канал был разделен между двумя странами. При общей протяженности канала в 57,3 км, 34 км стали принадлежать России, а 23,3 км — Финляндии.

Лишь в 1962 году был найден компромисс в эксплуатации канала, и заключён между двумя странами договор сроком на 50 лет о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала. После этого прошла реконструкция канала, в результате которой были увеличены размеры шлюзовых камер, увеличена ширина канала до 34 м, а наименьшая глубина — до 5 м.

Шлюз Цветочное. Старая почтовая открытка середины XX века

После окончания действия предыдущего договора аренды, 17 февраля 2012 года вступил в силу новый договор между Россией и Финляндией об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал. И сегодня Сайменский канал является важнейшим из каналов Финляндии, позволяющий стране наиболее экономично транспортировать ряд грузов, в том числе крупногабаритные и сыпучие материалы. А для России Сайменский канал в ряде случаев является продолжением Волго-Балтийского водного пути.