Москва банная.

Как и все истории, история русской бани уходит глубоко в древние времена. Упоминание о бане  можно прочитать в «Повести временных лет», которая датируется XII веком.  В ней повествуется о том, что якобы сам Святой Апостол Андрей, прибыв в Новгород, удивлялся тому, как местные жители любят, моясь в банях, бить себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и студёною водой. А ещё в ней говорится, что в 907 году между Русью и Византией при Олеге Вещем был заключен договор, речь в котором шла, в том числе, о возможности для купцов, прибывающих в Константинополь, париться в бане, сколько им будет угодно.

Повесть_временных_лет

Одна из страниц «Повести временных лет»

Русская баня, или в просторечье мыльня, производила такое впечатление на иностранных путешественников, что каждый обязательно рассказывал в тех или иных подробностях о русской бане. Особенное впечатление на них производило, как русские парились в бане. Так, немецкий ученый Адам  Олеарий, дважды совершивший путешествие в Россию в 1634 и 1636-39 годах, писал в книге «Описание путешествия в Московию», что «русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане; они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой. Зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, а потом, остывшими таким образом, снова входят в жаркую баню. Так как бани обыкновенно строятся на реках и ручьях, то моющиеся в них из жара прямо бросаются в холодную воду».

Яков-Рейтенфельс-Сказания-светлейшему-герцогу-Тосканскому-Козьме-Третьему-о-Московии

Обложка книги Якоба Рейтенфельса

Поражало иностранцев также и то, что практически в каждом доме на Руси была своя баня, которая топилась раз в неделю обычно в субботу. По субботам не работали даже присутственные места, потому что считалась она банным днем.

В этой связи может быть интересен факт мыться по субботам. Русское слово «суббота» восходит к еврейскому слову «шаббат», трансформированное в латинское «sabato» в Римской империи, которое вместе с распространением христианства по Европе попало и в древнюю Русь. В скандинавских же странах слово «суббота» звучит как «lördag» или «laurdag», которое происходит от староскандинавского слова laugr/laug — «купание», таким образом, это двусоставное слово означает «банный день». А если династия Рюриковичей была скандинавами, то тогда становится понятным, откуда этот обычай взялся на Руси.

Баню мог себе построить любой, имеющий достаточно для этого земли. Однако многие люди отдавали предпочтение не домашним, а большим общественным или, как они тогда назывались, торговым баням, где люди всякого возраста и пола парились и мылись вместе. Как писал в своей книге «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии» выходец из Курляндии Якоб Рейтенфельс: «Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

Стоглав_ 1551_Титульный лист

Страница из Стоглава

Эта банная свобода нравов осуждалась еще на церковном соборе в «Стоглаве» 1551 года, но потребовалось еще много времени, и даже принятие Сенатом соответствующего Указа от 21 декабря 1743 года, запрещавшего мужчинам и женщинам париться вместе. Но изжить патриархальный уклад совместного мытья не удавалось вплоть до второй половины XVIII века.

Устав благочиния от 1782 года

Обложка I тома «Устава благочиния»

Потребовался еще один свод законов так называемый Устав благочиния, изданный в екатерининские времена. И по существу первыми торговыми банями, где совместный «помыв» был запрещен, явились знаменитые Сандуновские бани в Москве, к которым Екатерина Великая тоже имела некоторое отношение. Правда, случилось это уже во времена императора Александра I.

Польский_план_Москвы_1610

Карта Москвы «Сигизмундов план»

Исследователи вопроса пишут, что в начале XIX века в Москве насчитывалось уже 1500 частных и 70 торговых бань. Строились они по берегам рек или возле прудов. На многих старинных картах Москвы общественные бани показаны в виде «колодезных журавлей». В частности, на знаменитом Сигизмундовом плане, который датируется 1610 годом, видны бани напротив Кремля, в Замоскворечье, и на левом берегу Яузы. Обозначены они цифрой 13. Те, которые находились у впадения речки Яузы в Москву-реку, назывались Серебрянические. Именно их, по-видимому, изобразил в конце XVIII века Жерар Делабарт на своей акварели «Серебрянические бани в Москве», по которой впоследствии сделали гравюры.

Делабарт_рис

Акварель «Серебрянические бани в Москве». Жерар Делабарт

Так и Сандуновские торговые бани открылись в 1808 году на берегу речки Неглинки, которую в 1819 году убрали в коллектор и которая сейчас течет в нем под улицей Неглинной. Многие, наверное, слышали эту трогательную историю, как в первопрестольной появились на свет Сандуновские бани. Произошло это благодаря романтической любви двух актеров придворного театра императрицы Екатерины II – Силы Сандунова (настоящая фамилия Зандукелли) и Елизаветы Урановой, попросивших у государыни разрешения на свадьбу. Екатерина II благословила их и подарила молодым бриллианты в качестве свадебного подарка. Позже молодые супруги перебрались в Москву, и Сандунов, продав выгодно драгоценности, на эти деньги купил участок земли в районе реки Неглинки, где и построил торговые бани.

Сила_Сандунов1

Сандунов С.Н. (1756-1820)

Сандуновские бани стали центром общественной жизни города, совместив в себе и клуб, и лечебницу, и собственно бани. В те времена Сандуновские бани делились на три отделения: каменные для дворян и купечества, где были созданы комфортабельные номера с дорогой мебелью, зеркалами и серебряными банными принадлежностями, мещанские деревянные в виде общих залов и нижние ряды для простых людей. По рассказам Владимира Гиляровского здесь, «перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе». Бывал в Сандунах,  по свидетельству современников, и сам Александр Пушкин. Говорят, что он любил после парения с вениками окунаться в купель с холодной водой, в которой плавали кусочки льда.

Сандуновские бани

Доходный дом Фирсановой на Неглинной. Старая почтовая открытка начала двадцатого века

Популярность Сандуновских бань росла год от года, их не затронул даже пожар 1812 года, но владельцы менялись часто, пока в 1869 году их не приобрел купец первой гильдии Иван Григорьевич Фирсанов. После его смерти в 1881 году Сандуновские бани перешли к его единственной дочери, Вере Ивановне Фирсановой. Вторым мужем Фирсановой был сын генерала Николая Ганецкого офицер Алексей Ганецкий, который решил бани перестроить. Для этого он нанял в 1894 году известного архитектора Бориса Фрейденберга. Именно его проект здания бань в стиле бозар был осуществлен другими двумя архитекторами: С.М.Калугиным и В.И. Чагиным.

Фирсанова_Вера_Ив

Фирсанова В.И. (1862-1934)

Новые Сандуновские бани открылись для посетителей 14 февраля 1896 года. Интерьеры были оформлены итальянским мрамором, английской плиткой, германскими светильниками и могли соперничать убранством с лучшими московскими особняками. Была построена даже своя электростанция, своя артезианская скважина и своя водокачка для бассейна у Бабьегородской плотины на берегу Москвы-реки в Нижнем Лесном, а ныне Курсовом переулке. В этом здании, построенном в индустриальном стиле, кстати, сейчас  находится визовой отдел посольства Швейцарии. Вся мыльная вода теперь не стекала через щели на грунт и далее в Неглинку безо всякой канализации, как это было в старых банях.

Насосная_станция

Здание водокачки Сандуновских бань. Старое фото

В начале XX века Сандуновские бани любили посещать и хвалить такие знаменитости, как  А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, С.В.Рахманинов, С.М.Эйзенштейн. А Федор Шаляпин, называвший их «царь банями», даже устраивал репетиции, восхищаясь акустическими возможностями банного зала. На эти импровизированные «концерты» сбегался весь банный персонал.

Реклама_Сандунов_1897

В Сандуновских банях есть и скамья Владимира Маяковского, на которой имеется табличка с надписью «здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем». Знающие люди рассказывают, что он был чрезмерно брезглив, и в дни его посещений для него держали именно эту скамью, заранее вымытую работниками.

Холл_Сандуны

Вестибюль и лестница Сандунов. Современное фото

Сандуновские бани или Сандуны, как назвали их в народе, никогда не закрывались. В советские годы ремонтировались только в 1944 году, а в 1992 году начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. В итоге был воссоздан прежний облик Сандунов — вестибюль в стиле рококо, раздевальня, выполненная в готическом стиле и, конечно, гордость бань – «Помпеевский» зал с обширным бассейном, облицованный «норвежским мрамором, отличающимся от итальянского особым блеском». Московская пословица гласит: «Кто в Сандунах не бывал – тот Москвы не видал».

Помпеевский_зал

«Помпеевский» зал Сандунов. Современное фото

Едва ль не самыми старыми банями в Москве считаются Селезнёвские, или, как в народе говорят,  Селезни, потому что расположены на Селезнёвской улице, дом 15. Название же улицы связано с фамилией одного из местных домовладельцев начала XIX века — почтамтского штаб-лекаря И.Е.Селезнёва. До революции их называли Самотецкими.

Селезневские_бани

Селезневские бани. Фото начала двадцатого века

Некоторые историки и москвоведы считают, что на этом месте бани существовали еще с XVIII века, и что даже жена Пушкина, Наталья Гончарова, могла их посещать. Хотя, честно говоря, где находились имения и дома Гончаровых в Москве, а где Селезни? Но, все-таки, годом основания Селезневских бань принято считать 1851 год, который некогда был виден на фасаде бань. И получается, что старше этих бань, из ныне существующих, только Сандуны. Селезни упомянуты и Гиляровским. Хотя сам он чаще ходил в исчезнувшие Палашёвские бани, что располагались неподалеку от нынешней Пушкинской площади.

Пруд_Селезневский

Антроповский пруд сегодня. Современное фото

Построены Селезнёвские бани были в верховьях реки Неглинки, недалеко от Неглиненских прудов, которым позже дали название Антроповы Ямы, из которых и брали воду для парной. Сегодня сохранился лишь один Селезневский или Антроповский пруд на другой стороне улицы напротив бань в одноименном скверике.

Селезни

Левый корпус Селезневских бань. Современное фото

Здания дворовой части банного комплекса построили в 1870-х годах. А в 1888 году, когда баня принадлежала купцу второй гильдии Крашенинникову Сергею Семеновичу,  по проекту архитектора А.П.Попова, известному по участию в строительстве здания Государственного исторического музея на Красной площади, были построены вдоль красной линии Селезневской улицы фасадные корпуса бань.

Селезни2

Правый корпус Селезневских бань. Современное фото

Один корпус назывался «Дворянские бани», а второй – «Простонародные». В каждом корпусе имелось и мужское и женское отделение. Крашенинников владел Селезневскими торговыми банями до Октябрьской революции, когда их национализировали, и они стали общественными. В советское время левый корпус был женским отделением, а правый мужским. Знатоки банного дела утверждают, что в Селезнёвских банях самая большая купель города Москвы. Еще отличительной особенностью Селезнёвских бань является специальное устройство в парилке для перемешивания воздуха, названное в народе  «вертолётом», которым гонят пар с потолка. Несмотря на солидный возраст, эти Селезни до сих пор находятся в строю и на хорошем счету.

Продолжение следует…