Новая экономическая политика – НЭП, принятая 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), помимо замены продразвёрстки продналогом, разрешила рыночные отношения в стране и допустила наличие различных форм собственности. Этим была дана некоторая свобода частному предпринимательству, и наряду с национализированными заводами возникло немало предприятий, зачастую арендованных бывшими хозяевами. На это время приходится и возрождение пивоварения в России, а точнее на 3 февраля 1922 года, когда было подписано постановление «Об акцизе с пива, мёда, кваса и фруктовых и искусственных минеральных вод».
Трактир «Орёл» (крайний слева) и другие заведения на Большой Сухаревской площади. Старое фото
В связи с этим для большинства рабочих основным местом проведения досуга стала пивная. Вот весьма курьезная фотография 1924 года, на которой запечатлена группа рабочих в трактире, за уставленными бутылками и стаканами столами, под висящим на стене портретом вождя с лозунгом: «Ленин умер, но дело его живет», а также поучающим плакатом: «Не дают мне здесь в кредит — Аппетиту он вредит!».
Рабочие в советском трактире. Фото 1924 года
После окончания Гражданской войны, начиная с 1922 года, только в Москве было открыто более сотни пивных. Считалось, что пивная станет для рабочего не банальной распивочной, а, как раньше в мужском клубе, сознательные граждане будут неспешно обсуждать текущий политический момент, положение братьев по классу в Англии, Германии или дискутировать по вопросам о существовании бога. Эти попытки высмеивал Михаил Булгаков, например, в таком фельетоне, как «Библифетчик»:
«…– Вам пивка или книжку?
… – Нам чиво-нибудь почитать.
– Чего прикажете?
– Ну, хоша бы Гоголя.
– Вам домой? Нельзя-с. На вынос книжки не отпускаем…
… – Я из писателей более всего Трехгорного обожаю.
– Известный человек. На каждой стене, на бутылке опять же напечатан…»
В дальнейшем при отходе от НЭПа частников стали выдавливать из пивоваренного производства, и в 1927 году ввели первый стандарт на пиво — ОСТ 61-27, который был обязателен для крупных государственных заводов. По этому нормативу предлагалось варить четыре сорта пива: «Светлое № 1» по рецепту пильзенского сорта, «Светлое № 2» — близкое к венскому, «Тёмное» — к мюнхенскому и «Чёрное» — традиционно русское, напоминавшее скорее квас с крепостью в 1% алкоголя.
Реклама пива в газете
Считается, что на Москворецком заводе 30 июня 1959 года Николаем Петровичем Ласточкиным — главным пивоваром завода, была произведена первая варка пива под названием «Жигулёвское». А буквально через две недели после этого события, завод был включён в состав действующих предприятий Управления промышленности продовольственных товаров и получил название «Москворецкий пивоваренный завод».
Альфред Филиппович фон Вакано (1846-1929)
Спрашивается, как же так? Ведь известно, что еще с 1881 года существовало «Товарищество Жигулевского пивоваренного завода в г. Самаре», принадлежавшее первоначально австрийцу Альфреду фон Вакано и Петру Семёновичу Субботину, которое производило такое количество жигулевского пива, что было третьим в списке крупнейших производителей пива Российской империи после Трехгорного и Калинкинского заводов.
Вагоны-ледники c жигулевским пивом Самарского завода Вакано. Старое фото
Но дело в том, что самарский завод варил пиво сортов: «Венское», «Венское столовое», «Мартовское», «Экспорт», и фирменным сортом считался сорт «Жигули», которое по сути было тем же «Венским», то есть разновидностью «европейского янтарного лагера». Словосочетание же «Жигулёвское пиво» употреблялось как собирательное обозначение для всей продукции, которая изготовлялась как до революции 1917 года, так и после на этом заводе в городе Самаре, который в советский период с 1935 года назывался Куйбышев.
А.И.Микоян (1895-1978)
Существует легенда о том, что название «Жигулёвское» было предложено А.И.Микояном в 1934 году, когда он возглавил только что образованный Народный комиссариат пищевой промышленности Союза СCP и посетил пивзавод в Куйбышеве, так как производимое там «Венское» пиво носило, по его выражению, слишком «буржуазное» название.
Реклама пива «Жигулёвское»
Однако официально название «Жигулёвское» появилось в советских стандартах в 1938 году и производилось по одному рецепту на более чем семистах пивоваренных заводах. По рецепту «Жигулёвское» пиво – это светлое пиво низового брожения, которое должно иметь плотность начального сусла не ниже 11 % и содержать не менее 2,8 % спирта.
После распада СССР «Жигулёвское» продолжили варить разные заводы, в том числе и в отделившихся республиках. Попытки же разных заводов в 1990-х годах, в том числе и самарским Жигулёвским пивоваренным заводом, узаконить в суде право на бренд не увенчались успехом. Из-за огромной популярности названия в народе Апелляционная палата Роспатента отклонила регистрацию марки, и в связи с этим сегодня любой пивовар может приготовить пиво по соответствующему рецепту и назвать его «Жигулёвским». Недаром пел Александр Галич:
«В две тысячи семьдесят пятом году
Я вечером, Сеня, в пивную зайду,
И пива спрошу, и услышу в ответ,
Что рижского нет, и московского нет,
Но есть жигулевское пиво —
И я просияю счастливо!»
Что же до Москворецкого пивоваренного завода, то, производя поначалу в основном пиво «Жигулёвское», на нём в 1967 году был разработан сорт «Москворецкое», а позднее ещё «Любительское» и «Русь». В 70-е годы прошлого века завод был реорганизован сначала в опытно-экспериментальный, а затем переименован в Москворецкий экспериментальный пивоваренный завод, и стал, помимо пива, выпускать также и безалкогольную продукцию. Было установлено современное оборудование, внедрена линия по непрерывному брожению и розливу пива – всё это позволило увеличить производственную мощность завода, к сожалению, не улучшив его качество.
В связи с антиалкогольной кампанией, начавшейся в 1985 году, была ликвидирована линия непрерывного брожения, сокращены мощности по производству пива в целях расширения производства кваса. В начале 90-х завод перевели на самофинансирование, и была предпринята попытка сотрудничества с американской компанией «Кока-кола». Установив новую линию розлива для безалкогольных напитков, освоили выпуск своей продукции в ПЭТ-бутылках. После приватизации Москворецкого завода линейка сортов пива расширилась, и в ассортименте появились такие названия: «Степное», «Берег», «Спартаковское», «Посадское», «Малышев», «Гонец», «Рауш», «Легионер», и к 2000 году мощность завода составила 7 млн декалитров пива и 5 млн декалитров безалкогольных напитков в год.
Проходная Москворецкого завода и административный корпус. Современное фото
Дальнейшая судьба завода печальна: в 2001 году Москворецкий пивзавод был куплен «Центрально-Европейской пивоваренной компанией», затем перепродан компании «Вимм-Билль-Данн», еще раз продан ярославскому производителю фотобумаги компании ОАО«Компания Славич». С 2005 года предприятие просто закрыто.
Следующим пивоваренным заводом, построенным в Москве в советский период, был Останкинский пивоваренный завод, начавший производство в 1949 году в Бутырском районе города.
Общий вид на Останкинский завод. Фото 80-х
Производились на нем стандартные советские сорта пива такие, как «Мартовское», «Рижское», «Московское» и конечно «Жигулёвское».
Был освоен выпуск и собственного сорта – «Останкинское». Выпущенное в 1967 году на Останкинском пивоваренном заводе пиво сорта «Юбилейное», представленное на государственную аттестацию, впервые среди других сортов получило право носить Государственный знак качества СССР.
Необычен Останкинский пивоваренный завод был тем, что имел свою собственную солодовню мощностью 18 тысяч тонн в год, что позволяло снабжать солодом и другие пивоваренные заводы, а построенный на территории завода железобетонный элеватор вместимостью 14 тысяч тонн создавал сырьевой запас.
Элеватор Останкинского завода. Фото 80-х
В 90-е годы Останкинский завод был приватизирован и стал называться сначала АО, а затем ОАО «Останкинский пивоваренный завод».
Его ассортимент расширился и добавились другие сорта: «Три толстяка», «Старая бочка», «Московское бочковое», «Жигулёвское Московского разлива» и другие. В 2008 году Останкинский пивоваренный завод перестал выпускать продукцию, а помещения завода стали сдаваться в аренду.
Сегодня район, где находился Останкинский пивоваренный завод, называется промзоной №11 «Огородный проезд», где еще расположены такие предприятия, как Останкинский молочный комбинат, Останкинский мясоперерабатывающий комбинат, завод плавленых сыров «Карат», асфальтобетонный завод, заводы «Борец» и «Станколит». И этот район активно осваивается девелоперами, в частности компанией MR Group, которая, как стало известно год назад, приобрела занимаемый Останкинским пивоваренным заводом участок земли, приступила к сносу строений и на этой территории собирается построить жилой комплекс.
Последним из построенных в советский период пивоваренных заводов в Москве был Очаковский пивоваренный комбинат, который строился в преддверии Олимпиады-80 и был запущен в конце 1978 года. В следующем году Очаковский комбинат начал выпускать пиво марок «Столичное» и «Ячменный колос», а также безалкогольные напитки «Фанта» и «Пепси-кола», и стал официальным поставщиком напитков для московской Олимпиады 1980 года.
Первоначально Очаковский пивоваренный комбинат относился к Московскому производственному объединению пивобезалкогольной промышленности и был оснащен чешским оборудованием. Но в связи с развалом СССР в 1993 году он был преобразован в акционерное общество «Московский пивобезалкогольный комбинат», а в 1996 году стал ЗАО МПБК «Очаково». Все 100 % акций завода были распределены среди членов трудового коллектива, и он до сих пор является крупным предприятием в России, не попавшим под контроль транснациональных корпораций, потому что среди акционеров нет иностранных компаний или банков.
ЗАО МПБК «Очаково». Современное фото
Главными акционерами являются топ-менеджеры компании и лично Алексей Андреевич Кочетов, который сегодня является президентом ЗАО «Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково»». Полную структуру владения акциями компания «Очаково» не раскрывает.
А.А.Кочетов
Не будем анализировать успешный бизнес компании «Очаково», упомянув лишь то, что он диверсифицирован, имеет несколько филиалов, кроме Москвы, и производит помимо пива всего более 100 наименований продукции. Только для производства пива в 2000-х годах были введены в эксплуатацию собственные солодовни в Липецкой и Белгородской областях, приобретено сельхозпредприятие в Тамбовской области для расширения сырьевой базы, а также пивоваренные заводы в Краснодаре, Пензе и Тюмени.
Пивоваренный завод в Краснодаре. Современное офто
Кстати, на базе Краснодарского филиала было возобновлено изготовление марки пива «Ячменный колос», который сегодня снова варится в Москве и полностью повторяет советскую рецептуру 1978 года. В Краснодаре же сегодня производят 12 сортов пива в количестве 450 млн литров в год и еще 150 млн литров кваса и безалкогольных напитков. Среди сортов пива такие, как «Очаково классическое», «Очаково оригинальное», «Очаково специальное», «Ледокол», «Халзан» и по чешскому рецепту с жатецким хмелем «Zlatovice».
В мае 2003 года московский завод «Очаково» зарегистрировал и начал выпускать первый лицензионный иностранный бренд пива «Altstein», рецепт которого, по легенде, был подарен главному очаковскому пивовару Сергею Румянцеву семьей Альтштайн — владельцами бременской семейной пивоварни.
С расширением ассортимента второй иностранной маркой пива стало пиво «Kaltenberg» по лицензии баварской компании Konig Ludwig International GmbH & Co.KG, передавшей свою технологию и право на использование товарного знака в России. Но потребитель не оценил пиво, и недавно контракт был расторгнут.
Пивной ресторан Хофбройхаус в Мюнхене. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
Еще в 1994 году по инициативе А.А.Кочетова впервые в России запустили линию по розливу пива в ПЭТ-упаковки, установив на заводе «Очаково» две такие линии и став монополистом в этой нише. Марка пива «Очаково» стало первым, разлитым в пластиковую бутылку, и именно поэтому оно стало самым известным брендом завода и долго занимало 100% российского рынка пива в ПЭТ. Пришедшие в Россию международные компании не ориентировались на ПЭТ, они делали ставку на стекло и алюминиевые банки, но увидев, какие объемы в больших пластиковых бутылках продает «Очаково», транснациональные компании начали ставить такие линии и у себя.
Но сильная сторона «Очаково» — дешевый массовый продукт в ПЭТ-упаковке, может обернуться и его слабостью, потому что с 2011 года в Госдуму российскими депутатами и чиновниками разного уровня периодически вносится на рассмотрение законопроект об ограничении производства и продажи пива в ПЭТ-упаковке. Это серьезная угроза для всей отрасли, так как в такой упаковке, по данным Союза российских пивоваров, выпускается до половины всего объема пива в России, а на заводе «Очаково» — до 85%.
Чтобы такое ограничение не оказалось убийственным, руководство «Очаково» видит выход в диверсификации — производить все виды напитков, включая минеральную воду, соки, слабоалкогольные напитки, пиво, вино и даже водку, кроме разве что шампанского. Завод «Очаково» поставляет свою продукцию более чем в 16 стран мира, включая: Австралию, Болгарию, Германию, Грецию, Норвегию, США и Японию.
В итоге на сегодня мы имеем в Москве единственный крупный пивоваренный завод «Очаково» и около двух десятков небольших пивоварен, возникших в конце XX — начале XXI века при ресторанах, которые обслуживают и сетевые пивные. Под громким названием «Московская пивоваренная компания» существует пивоваренное предприятие в городе Мытищи, которая взяла на себя бремя возрождения забытых московских пивных марок Хамовники и Трехгорное.
«И я там был,
мёд-пиво пил,
по усам текло,
а в рот не попало.»