В манускрипте XIII века канцелярии короля Дании Вальдемара II, созданного в 1219-1220 годах и известного как «Датская поземельная книга», содержится опись не только датских земель, но и земель Эстонии. В отредактированном варианте 1241 года таллинским епископом Торкиллом упоминается селение Нарвия (Narvia) на месте современного города Нарва. В древнерусских источниках укреплённое поселение впервые упоминается Новгородской первой летописью под 1256 годом. В дальнейшем древнерусские источники называли город Ругодивом. До середины XIV века Нарва, когда ей были даны права города, принадлежала Дании. Затем в 1347 году датский король продает Северную Эстонию, и город Нарва переходит под власть Ливонского ордена, который владеет им до 1558 года. Начатое датчанами строительство нарвской крепости или замка Германа продолжается Ливонским орденом. Первое же летописное упоминание Нового Села на реке Нарове, будущего Ивангорода, относится к 1470 году. А в 1492 году, в разгар русско-литовской войны, московским князем Иваном III Васильевичем было «повелено» заложить крепость напротив немецкого города Ругодива, на реке Нарове, на Девичей горе и дать ей имя Иванград. Кстати, до 1927 года река Нарва называлась по-старому Нарова. Четырёхбашенное укрепление было выстроено за два месяца, а чуть позже была проложена дорога на Ям. Так друг напротив друга образовались две крепости, два города – Нарва и Ивангород. В дальнейшем на протяжении двух веков обе крепости попеременно завоевывались то русскими, то шведами вплоть до 1704 года — года завоевания Нарвы в ходе Северной войны российскими войсками под руководством Петра I. В XIX веке обе крепости теряют статус крепостей, а Ивангород становится частью Нарвы и в документах упоминается как «Ивановская сторона» Нарвы. В середине XIX века объединенный город Нарва становится крупным центром текстильной промышленности. Бароном А.Л.Штиглицем создаются суконные и льнопрядильные фабрики, а благодаря его банкирскому дому, который был соучредителем Главного общества российских железных дорог, созданного для их постройки и эксплуатации, в Нарву в 1870 году приходит Балтийская железная дорога. Здесь создается хлопковым предпринимателем из Бремена Людвигом Кнопом совместно с московскими купцами К.Т.Солдатёнковым и А.И.Хлудовым Кренгольмская мануфактура, которая на момент основания была крупнейшей хлопкопрядильным производством в мире. Мануфактура располагалась вдоль берега реки Нарвы на острове Кренгольм около водопада, который служил источником энергии для водяных турбин. Хлопок поставлялся непосредственно из Соединенных Штатов Америки или через Англию. На мануфактуру он доставлялся вверх по реке Нарве по мере необходимости. После развала СССР мануфактура была приватизирована и переименована в Кренгольмскую группу компаний, которая в 2012 году обанкротилась, находясь под управлением шведской фирмы Boras Wafveri AB. После революции 1917 года до мая 1919 года территория Ивангорода входила в состав Советской России, а в 1920 году в соответствии с условиями мирного договора, заключённого между Советской Россией и Эстонией, Ивангород, как часть Нарвы, вошел в состав Эстонии. После присоединения Эстонии к СССР в 1940 году Нарва вошла в состав новообразованной ЭССР. Установление границы между Эстонской ССР и РСФСР по реке Нарве от 24 ноября 1944 года привело к тому, что Ивангород и Нарва оказались в разных союзных республиках. Сегодня Нарва — приграничный город Эстонской Республики, находящийся на территории Ида-Вирумааского уезда, на западном берегу реки Нарва. А Ивангород с 1 января 2006 года входит в состав Кингисеппского района России и является городским поселением. На старой почтовой открытке изображен Курзал или Кургауз, находящийся в курортном городке Усть-Нарве или Нарва-Йыэсуу, который до 1921 года назывался Гунгербургом (Hungerburg). В связи с таким необычным названием местности существует шутливая легенда, согласно которой название дал царь Петр I. Осматривая устье реки Наровы с целью сооружения здесь инженерных сооружений и проголодавшись, он попросил у местных жителей поесть, но они были настолько бедны, что не смогли его накормить. От досады царь воскликнул: «Гунгербург!», что в переводе с немецкого означает «голодный город». На самом деле, основанная как рыбацкая деревушка еще в XIV веке, Усть-Нарва называлась Гунгербургом с 1581 года, находясь под властью Швеции. С 1872 года она приобрела статус дачного поселка и курорта, куда потянулась на отдых знать из Санкт-Петербурга и Москвы. Начали активно строиться дачи, а также был построен санаторий и две водолечебницы. Для состоятельных представительниц женского пола в конце XIX – начале XX века на пляже в Гунгербурге вошла в моду платная услуга – специальные кабинки, в которых купальщиц везли в море. Эти кабинки были приспособлены также и для переодевания. Если сначала их перемещали с помощью лошадей, то в начале XX века эту услугу стали оказывать мужчины, что и показано на старой почтовой открытке. До 1992 года Нарва и Ивангород были одним целым — с общей транспортной, водопроводной, энергетической, туристической и прочими системами, общими культурными достопримечательностями. Сейчас два города ходят друг к другу в гости по мосту с ироничным названием «Дружба».
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка