Несколько интересных фактов о доме Пигита в Москве.

Эта открытка выпущена в 1911 году, тогда дом Пигит располагался так: на углу Б.Козихинского — церковь Св. Ермолая, а следующий — дом Пигит – так его называли в просторечье. Тогда в нем было «Общежитие для слушательниц Высших Женских курсов». Заведовала им Анна Никитична Соллогуб. Источник — «Вся Москва», 1911 год.
Согласно современным нормам орфографии, это дом Пигита, т.к. мужские фамилии склоняются. Доходный дом Ильи Давидовича Пигита — миллионера,  мецената, владельца неподалеку располагавшейся фабрики «Дукат», в Тверском-Ямском переулке, ныне улице Гашека. Приехав в Москву из Керчи, где родился, и поступив в 1867 году рабочим на фабрику «Ява» Самуила Габая, Илья Пигит со временем стал одним из ее директоров, а в 1891 году открыл собственную фабрику.

Ф-ка_Дукат_сепия

Здание фабрики «Дукат». Старое фото.

Интересно, что изначально дом Пигита должен был быть собственно табачной фабрикой Но рядом с церковью Св. Ермолая Пигиту строить ее запретили, и тогда хозяин решил построить на своей земле доходный дом.

В_И_Пигиты

Илья Давидович Пигит с женой Верой Исааковной Катлама. Старое фото.

Дом построен в 1902-1903 годах в стиле модерн: текучие, причудливо изгибающиеся формы, растительный орнамент, лепной декор, майоликовый фриз, закругленные эркеры и балконы. Архитекторы — Э. С. Юдицкий и А. А. Милков. Для нового стиля было важно не копирование форм, а создание настроения, некой идеальной среды, воздействующей на духовный мир человека. Период модерна, хотя и был достаточно коротким, оставил заметный след в архитектуре Москвы.

Реклама_Дуката

Самый массовый тип постройки московского модерна — доходный дом. 1902-1905 годы — пик строительства многоквартирных доходных домов в новом стиле. В период наибольшего увлечения модерном среди москвичей и появился проект дома И. Д. Пигита.
В ходе строительных работ проект претерпел целый ряд изменений. В 1903 году в Управу было подано новое прошение с измененными чертежами и дополнительными деталями. Корпус по улице Большая Садовая теперь пятиэтажный, к нему со стороны двора пристроены два четырехэтажных корпуса, отделенные от него проездными арками. Четырехэтажная секция художественных мастерских замыкало композицию, внутри просторного двора бил фонтан. Теперь в плане дом имеет вид трапеции. По-новому спроектирован и палисадник перед домом на Садовом кольце, приобретший плавные линии, характерные для нового стиля.
Палисадник и ограду снесли в 1938 году при расширении Садового кольца, поэтому это и вводит в некое заблуждение относительно места расположения этого здания на приведенной открытке.

Улмца_Садовая_10

О необычности оформления интерьеров этого дома в Москве ходили легенды. Например, квартира № 5, балкон которой расположен на втором этаже между 1-м и 2-м подъездами, имела 2 входа и принадлежала самому табачному королю Илье Давыдовичу Пигиту. В этой квартире когда-то была уникальная лепнина и тончайшие росписи. А стены были украшены обоями ручной работы и крокодиловой кожей.
И.Д.Пигит сдавал квартиры внаем представителям интеллигенции: профессорам, артистам, адвокатам, докторам, художникам – а студии заняли известные мастера своего времени П. Кончаловский, Г. Якулов, Фон Бооль.


В студиях часто проходили встречи и творческие вечера, современники отмечали, что «здесь можно было увидеть «всю Москву» — от наркома просвещения до начинающего художника, от прославленного режиссёра до футуристического поэта». Дом был знаменит своими гостями, здесь бывали: живописец В. Суриков, писатели А. Толстой, Б. Пастернак, В. Иванов, С. Маршак, В. Маяковский, А. Белый, Ф. Сологуб, великие актёры И. Москвин, Б. Ливанов, В. Качалов, А. Степанова, А. Коонен, режиссеры В. Мейерхольд, А. Таиров, балерина Е. Гельцер, пианисты К. Игумнов, В. Софроницкий, композиторы С. Прокофьев, Н. Голованов, скульптор С. Конёнков, оперные исполнители Ф. Шаляпин, А. Нежданова и многие другие. Именно в этом доме познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. И, кстати, помимо Сергея Есенина с Домом Пигита связаны имена имажинистов В.Шершеневича, А.Мариенгофа, А.Кусикова, т. к. в одной из квартир жила мать поэта Вадима Шершеневича, оперная артистка Львова. Она же была редактором и издателем книжного издательства имажинистов «Мезонин поэзии».

Есенин_Дункан

Сергей Есенин и Айседора Дункан

В 1915 году Илья Пигит скончался, а в марте 1916 года было обнародовано его завещание, по которому большую часть завещанного получили дети родного брата Ильи Пигита, так как своих детей у него не было. Одним из детей, указанных в числе душеприказчиков Ильи Пигита, был Давид Садукович Пигит (1888-1929), примкнувший к эсерам и носивший подпольную кличку «Балкон» или «Балкан». После февральской революции, летом 1917 года, по-видимому, именно Д.Пигит вовремя продал дом Московскому Благушинскому Домовладельческому Акционерному Обществу. А в годы советской власти здание было национализировано и стало одним из первых в Москве домов-коммун.
Печально известные «коммуналки», «испортившие москвичей», возникли именно здесь — в доме Пигита. После национализации дома Давид Пигит, вынужден был скрываться, однако, в квартире остались его родственники. Одна из них, Анна Пигит в 1917 году приютила у себя известную анархистку Фанни Каплан, с которой познакомилась на Нерчинской каторге, отбывая наказание как левая эсерка за революционную деятельность  еще царским судом.

Анна Пигит

Анна Садуковна Пигит (1884–1938)

Известно, что Фанни Ефимовна Каплан (при рождении Фейга Хаимовна Ройтблат) как анархистка-коммунистка в 1906 году была приговорена к бессрочной каторге за перевозку бомб. Судили ее за покушение на жизнь Николая II. По царскому манифесту от 1913 года срок каторги сокращен до 20-ти лет. В 1917 году она вышла по амнистии и поселилась у своей знакомой Анны Пигит. После каторги она почти ослепла, но после проведенной операции зрение частично вернулось. 3 сентября 1918 года Фанни Каплан была расстреляна в гараже без суда и следствия за покушение на Ленина, в котором она призналась сама. До сих пор не выяснено, так ли это. Известно, что после возвращения с каторги Каплан организовала боевую группировку, направленную против большевиков, однако, сама она вряд ли могла стрелять по причине потери зрения. Кроме того, в момент ареста на месте покушения, обе ее руки были заняты: в одной был портфель, а в другой зонтик. Браунинг же был найден в портфеле.

Фанни_КапланФ.Е.Каплан (1890-1918)

Удивительно, что жильцы, приютившие Каплан, в тот момент не пострадали. В Домовой Книге за 1924 год в 5-й квартире числятся еще 4 члена семьи Пигит. Правда, в графе «Имеет ли право быть членом жилтоварищества» написано: «не имеют — бывшие домовладельцы».
Согласно «Булгаковской энциклопедии» Бориса Соколова, возможным прообразом нехорошей квартиры послужила квартира № 50 в доме № 10 по Б.Садовой улице в г.Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 годах. Квартира эта представляла собой коммунальную квартиру коридорного типа и состояла из нескольких комнат, где жили разные семьи. Некоторые черты планировки сходны с квартирой № 34 в этом доме, где писатель проживал в августе-ноябре 1924 года. По воспоминаниям первой жены Булгакова, в квартире № 50 жила женщина, которая была прототипом Аннушки из романа.

Несмотря на такую богатую знаменитыми людьми историю дома, всемирно известным дом стал именно благодаря писателю М.А.Булгакову. С момента официального выхода романа в 1966-67 годах не прекращается паломничество поклонников Булгакова в этот дом, поэтому был создан Культурный центр «Булгаковский Дом», который открылся 15 мая 2004 года.

Булгаков

М.А.Булгаков (1891-1940)

Все здесь посвящено творчеству Михаила Афанасьевича, одного из самых загадочных и даже, если можно так выразиться, самых модных писателей ХХ, а теперь уже и XXI века. Деятельность Культурного центра направлена на ознакомление всех желающих с жизнью и творчеством М.А.Булгакова.
В 1930-34 годах слева к дому Пигита пристроили здание Военно-политической академии, на фотографии 1935 года оно уже стоит, и часть палисадника и деревьев еще сохранилась.

Дом_10-12
В 1950-51 годах к дому Пигита с правой стороны было пристроено административное здание Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР, архитектор М. В. Посохин, А. А. Мндоянц. Сейчас здесь находится Русский Банкирский Дом.
Ну, вот и вся экскурсия. Наверное, можно было бы и больше рассказать, но, мне кажется, что этой информации вполне достаточно для ознакомления с историей места, чтобы хотя бы что-то осталось в памяти.