Взглянув на нынешний вид дома по адресу Скатертный переулок, 20, очень трудно предположить, что когда-то он был ярким представителем московского стиля модерн. Этот особняк построен, а, точнее, в 1900 году перестроен из более раннего, находившегося здесь здания, архитектором И.А.Фоминым по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества, сооснователем и директором которого являлся Яков Андреевич Рекк (Jacob Reck).
Яков Андреевич Рекк (1867-1913)
Начав свою трудовую деятельность простым служащим в банкирской конторе Н.Вертгейма, в 1891 году Рекк получил должность управляющего, а в 1892 году купил московское отделение Русского торгово-промышленного банка. Московское торгово-строительное акционерное общество было основано в 1899 году Я.А.Рекком совместно с И.И.Зейфертом и А.К.Лютером для «производства всякого рода построек — доходных домов, особняков, фабрик и заводов; торгует местными и заграничными строительными материалами, устраивает канализацию, водопроводы», как гласила реклама Общества в то время. Главным архитектором Общества стал Л.Н.Кекушев.
Лев Николаевич Кекушев (1862-1917?)
Яков Рекк переманил его у С.И.Мамонтова, у которого тот служил главным архитектором Северного домостроительного общества.
Иван Александрович Фомин (1872-1936)
Помимо самого Кекушева были привлечены и другие, тогда еще молодые и не именитые архитекторы, такие как уже упомянутый И.А.Фомин, а также В.Ф.Валькот, Г.А.Гельрих и в начале С.В.Шервуд, который был старшим сыном В.О.Шервуда, строителя Исторического музея.
Сергей Владимирович Шервуд (1858-1899)
Один из первых заказов Московского торгово-строительного акционерного общества был предложен С.В.Шервуду. Этот особняк, спроектированный Шервудом в эклектичном стиле неогрек с элементами неоклассицизма, был построен в Гранатном переулке уже под руководством архитектора В.Д.Адамовича в связи с неожиданной кончиной Шервуда в возрасте сорока лет. Адамович сделал пристройку к зданию с правой стороны, а служебные постройки при особняке осуществил младший брат Шервуда Владимир Владимирович. Здание известно как особняк потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии Н.А.Протопопова, которому он был продан в 1905 году.
Особняк Протопопова на улице Щусева в 1970-х годах (Гранатный переулок) (смотреть карту)
Все эти архитекторы работали в модном тогда стиле ар-нуво (art nouveau), который в России получил название модерн. Не углубляясь в особенности этого стиля в архитектуре, скажем, что Яковом Рекком была поставлена задача перед Обществом «украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы». В связи с этим у москвичей этот архитектурный стиль даже получил прозвище «рекковский». Рекк выкупал старые домовладения и прилегающие к ним садовые участки и перестраивал по возможности старые или строил новые особняки «под ключ». Поэтому они не сразу находили своего владельца и на протяжении некоторого времени принадлежали самому директору Я.А.Рекку или находились на балансе Общества. Этому свидетельствуют некоторые старые почтовые открытки.
Особняк Миндовского на Поварской улице. Старая почтовая открытка начала XX века (смотреть карту)
Вот, например, особняк на Поварской улице, который известен по имени его владельца как особняк фабриканта и крупнейшего домовладельца Кинешмы и Вичуги И.А.Миндовского, был продан между 1904 и 1909 годами, а сооружён на месте бывшей усадьбы тайного советника Д.Г.Волчкова к 1904 году.
Особняк Миндовского и Понизовского на Поварской улице. Старая почтовая открытка начала XX века (смотреть карту)
Также и соседний особняк по Поварской улице был продан лишь в 1914-1915 годах подмосковному текстильному фабриканту М.Г.Понизовскому с существенной внешней перелицовкой из стиля модерн в неоклассику. Оба этих особняка были построены по проектам Льва Кекушева.
Особняк Красильщиковой на Большой Никитской улице. Старое фото (смотреть карту)
Находящийся в этом же районе особняк на Большой Никитской улице, 56 строился Обществом по проекту Г.А.Гельриха в 1903 году и был куплен еще недостроенным купчихой и потомственной почетной гражданкой С.Д.Красильщиковой, которая тоже потребовала сильно изменить первоначальный проект. С.Д.Красильщикова происходила из семьи другого купеческого рода Морозовых и являлась дочерью Д.А.Морозова, одного из совладельцев Тверской мануфактуры.
Но вернемся к особняку по Скатертному переулку, 20, а по старой нумерации под номером 26. С 1901 года он значится как собственный дом Якова Рекка вплоть до 1912 года, когда был переписан на его жену Вильгельмину Ивановну Рекк. После смерти Якова Андреевича в 1913 году Вильгельмина Ивановна продает этот дом Л.И.Кашиной.
Лидия Ивановна Кашина (1886-1937)
Лидия Ивановна Кашина была дочерью купца и мецената, потомственного почётного гражданина города Москвы Ивана Петровича Кулакова — владельца знаменитых хитровских ночлежек. Она в 1904 году окончила Александровский институт благородных девиц, получив хорошее воспитание и образование. Как одна из лучших выпускниц, была награждена «Золотым шифром» — фигурной буквой «А» с наложенной римской цифрой «II», что означало имя императора Александра II, которое носил институт. Замуж она вышла за учителя Николая Кашина, который, конечно, не мог обеспечить ей безбедную жизнь, и поэтому её отец, Иван Петрович, долго не соглашался на этот брак, пока, как говорят, не убедился в серьезности этих отношений.
Иван Петрович Кулаков (1848-1911)
В 1897 году Иван Петрович Кулаков стал владельцем усадьбы в селе Константиново, и поэтому прообразом героини поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» считается Лидочка Кулакова, в замужестве Кашина. В образе самого героя мы угадываем самого Сергея Есенина, а в образе Анны — Л.И.Кашину, которая, однако, не покинула Россию, как это описано в поэме, а осталась после 1917 года в Москве и с начала двадцатых годов работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой в разных государственных учреждениях. Скончалась в 1937 году и похоронена на Ваганьковском кладбище там же, где и С.Есенин.
Современный вид особняка по Скатертному переулку, 20. Современное фото (смотреть карту)
Особняк же по Скатертному переулку, 20 был национализирован после 1917 года, частично сломан в период соединения Ножового переулка с Малым Ржевским с дальнейшим переименованием их в единую улицу Палиашвили и перестроен под коммунальное жилье. После реконструкции семидесятых здание арендовалось организацией «Совэкспортфильм», а сегодня особняк занимает Ассоциация российских банков.