Особняк О. А. Ли́ста — жилой дом в Глазовском переулке в Москве, построенный в 1898-1899 годах по проекту архитектора Льва Николаевича Кекушева.
Известен как первое по времени произведение модерна в Москве и одно из первых сооружений в этом стиле в России. Кекушев строил дом как собственный, но уже в 1900 году продал его московскому предпринимателю Отто Адольфовичу Листу, который был очарован этим зданием и выкупил его у архитектора за огромные деньги. В результате здание вошло в историю архитектуры по имени нового владельца.
Дом Листа в Глазовском переулке. Старая почтовая открытка начала ХХ века
В 1910-х годах, когда особняком владели Сергей и Наталия Кусевицкие, дом стал одним из центров музыкальной и художественной жизни Москвы. В особняке проходили собрания совета «Российского музыкального издательства». Здесь останавливались Александр Скрябин, Клод Дебюсси, Александр Глазунов, Артур Никиш, Ферручо Бузони, Гарольд Бауэр, Бруно Вальтер и Михаил Бихтер, бывали Сергей Рахманинов, Николай Метнер, Сергей Прокофьев, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Борис Пастернак и многие другие деятели культуры.
Последним хозяином особняка перед его национализацией был крупный промышленник начала XX века Алексей Мещерский, воспоминания о жизни которого в этом доме оставила его дочь Нина Кривошеина. Она известна тем, что по мотивам ее воспоминаний в 1999 году был снят фильм «Восток-Запад» с Олегом Меньшиковым в одной из главных ролей. Позднее в здании размещались различные детские учреждения, а с послевоенного времени на протяжении многих лет его занимало посольство Аргентины. В настоящее время в особняке размещается представительство правительства Калужской области при правительстве Российской Федерации.
Современное фото
Здание отличается оригинальным художественным образом, необычной для того времени постройки объёмно-пространственной архитектурной композицией и богатым декором. Изначальное отсутствие художественного и финансового диктата со стороны заказчика обусловило свободу авторского выражения и позволило Кекушеву опробовать на этой постройке ряд новаторских приёмов, предопределивших своеобразный архитектурный почерк мастера.
В качестве профессиональной подписи Лев Кекушев на своих постройках часто размещал статую или барельеф льва. В 2012 году при проведении реставрационных работ в нише над окном парадной лестницы особняка установили новую мозаику с изображением льва на фоне восходящего солнца, чем, по мнению известного специалиста в области истории московского модерна, М. В. Нащокиной, современные владельцы «хотели подчеркнуть пиетет к имени зодчего — создателя постройки».