Гребенщиковы были знакомы с Дмитрием Ивановичем Виноградовым, которому было поручено в 1747 году заведовать Невской порцелиновой мануфактурой, созданной в 1744 году, вместо приглашенного тогда в Россию немца Христофера Конрада Гунгера, который бравировал своим знакомством с Бёттгером и утверждал, что ему известен способ изготовления фарфоровых изделий. На самом деле Гунгер был авантюристом, переезжавшим из одной столицы Европы в другую и умевшим ловко манипулировать доверчивыми людьми. В итоге Россия потеряла четыре года.
Монета Банка России к 300-летию со дня рождения Д.И. Виноградова
Друг и соученик Михаила Ломоносова, Д.И.Виноградов был талантливым ученым, который к тому времени уже занимался составлением фарфоровой массы сначала из гжельской, а потом из белой оренбургской глины. В результате в 1748 году им был получен собственный состав массы, и с этого момента началась история русского фарфора. Кроме собственно состава, он придумал формулы глазурей, красок и золотого порошка, спроектировал печи для обжига, определил оптимальные условия обжига и разработал методы формовки.
Богородице-Рождественский собор. Кремль. Суздаль. Старая почтовая открытка
Родился Дмитрий Виноградов то ли в 1717, то ли в 1720 году в семье протопопа Рождественского собора, раположенного на территории суздальского кремля. О детских годах Виноградова почти ничего не известно. А в единственном сохранившемся описании его внешности говорится, что у него был высокий рост и тёмный цвет волос. Считается, что отец, желая дать сыну хорошее образование, отправил его в 1730 году учиться в Москву, где он получил образование в Заиконоспасской школе Славяно-греко-латинской Академии. В числе 12 лучших учеников Виноградова перевели в Санкт-Петербург, а затем вместе с Михаилом Ломоносовым и Густавом Райзером он был отправлен Сенатом для продолжения обучения за границу. Сначала обучался у профессора Христиана Вольфа в Марбургском университете, а потом у Иоганна Генкеля в центре горной промышленности во Фрайберге, получив образование горного инженера или бергмейстера.
Горный институт. Фрайберг. Германия. Старая почтовая открытка
Вернувшись в Россию, Виноградов взялся за создание рецепта изготовления фарфора для первого российского порцелинового предприятия. Поставив массу опытов, он добился состава порцелиновой массы, подобной лучшим китайским образцам, которая по процентному соотношению элементов оказалась даже ближе к эталонному китайскому фарфору, нежели чем у мейсенского фарфора.
Здание Императорского фарфорового завода в Петербурге. Старое фото
Возглавив Невскую порцелиновую мануфактуру, Виноградов первое время выпускал небольшие изделия, так как для крупной продукции требовалось специальное оборудование и опытные мастера. В этой связи Виноградову пришлось, помимо разработки технологических приемов производства фарфора, ещё обучать всему работников. К 1755 году число рабочих фабрики не превышало семидесяти человек. Виноградов вел дневник, куда записывал результаты своей работы, но, понимая, что рецепт фарфора являлся государственной тайной, все свои записи зашифровывал. Его трудами являются «Заметки о фарфоре» (1745) и «Обстоятельное описание чистого порцелина» (1752), где он впервые дал определение фарфора.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761) кисти Якоба ван Лоо
В 1756 году императрица Елизавета Петровна решила сделать заказ на большой столовый сервиз, который был изготовлен на мануфактуре и представлен публике с большим успехом. Предназначенный для парадных обедов императрицы «Собственный Ея Величества сервиз» был первым большим ансамблем, который дорабатывался и после смерти Виноградова и самой Елизаветы Петровны. А окончательно он был исполнен лишь в 1762 году, дополняясь доделками взамен разбитых блюд во время различных празднеств.
Предметы Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны
В основном продукция мануфактуры полностью зависела от расположения и потребностей императрицы, шла на дипломатические подарки и была доступна лишь приближенным императорского двора. Это были преимущественно мелкие фарфоровые изделия – чайники или кофейники, чашки с блюдцами или табакерки, которые были очень популярны в то время. Табакерка стала своеобразным символом знатности и богатства, а также высокого эстетического вкуса. На порцелиновой фабрике начали выпуск «пакетовых» табакерок в виде пакета с сургучом, то есть письма. Порой такие табакерки были именными и предназначались первым лицам государства и высшим сановникам.
Табакерки «пакетовые» из собрания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
В 1758 году Д.И. Виноградов скоропостижно скончался от неизвестной болезни, не дожив и до 40 лет. Созданная им порцелиновая мануфактура была перенесена на новое место, на речку Славянку, и её возглавил приглашенный саксонский мастер И.Г.Миллер. А после вступления на престол императрицы Екатерины II с 1765 года мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод.
Декоративная статуэтка Елизаветы Петровны из бисквита
В конце 1760 годов на Императорском фарфоровом заводе стали изготавливать декоративные скульптуры с множеством мелких деталей, благодаря изобретению одного их первых мастеров мануфактуры, Андрея Черного, который получил так называемый мелкозернистый бисквит или неглазурованный фарфор, отличавшийся красивой матовой поверхностью и большой пластичностью. Продажа фарфоровых статуэток из бисквита стала приносить большой доход, как и элитная фарфоровая посуда, превратившаяся в предмет коллекционирования.
Императрица Екатерины II (1729-1796)
Со второй половины царствования Екатерины II Императорский фарфоровый завод начал вырабатывать предметы, характерные для «Екатерининского» стиля. В 1779 году на должность модельмейстера завода был приглашён французский специалист Жан-Доминик Рашетт, которого в России окрестили в Якова Ивановича. И в 1784 году появился знаменитый «Арабесковый» сервиз на 60 кувертов, включавший в себя 973 предмета 50 наименований, стоимостью 25 тысяч рублей. Название сервиз получил по орнаментальным мотивам, повторяющим росписи фресок, обнаруженных при раскопках Геркуланума и Помпеи.
Предметы «Арабескового» сервиза
К творениям Рашетта относятся, прежде всего, настольное украшение «Арабескового» сервиза. Это аллегорические группы, расположенные вокруг своеобразного фарфорового памятника императрице. Они были призваны отметить главные завоевания екатерининского царствования – присоединение к России новых земель.
Крым, или Таврис, под державою Екатерины II. Настольное украшение «Арабескового» сервиза
Помимо этого, Рашетт прославился и серией фигур «Народы Российского государства» и «Петербургские ремесленники и торговцы». Основой для этой серии послужил изданный в 1776-1777 годах труд этнографа Иоганна-Готлиба Георги, в котором было около ста иллюстраций, выполненных по зарисовкам путешественников.
Ж-Д Рашетт. Серия фигур «Народы Российского государства» с иллюстраций И-Г Георги
Через три года в 1787 году специально к путешествию Екатерины II в Крым был создан так называемый «Яхтинский» сервиз, рассчитанный тоже на 60 кувертов, чем-то напоминающий «Арабесковый», так как тот очень понравился императрице. На «Яхтинском» сервизе изображены морские победы России.
Предметы «Яхтинского» сервиза
Интересен «Охотничий» сервиз, который является своеобразной визитной карточкой Гатчинского дворца. Он был подарен Екатериной II первому владельцу дворца Григорию Орлову. Это был самый большой столовый сервиз XVIII века, выполненный по образцу сервиза и на основе сервиза, изготовленного на Мейсенской мануфактуре в начале 1760-х годов. В дальнейшем этот фарфоровый ансамбль в течение XIX века расширялся на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, и в конце века состоял из 2000 предметов. Сейчас в гатчинском собрании находится 380 предметов, из них с маркой Мейсенской мануфактуры осталось 7, – это самый большой состав «Охотничьего сервиза» в музеях мира.
Предметы «Охотничего» сервиза
В самом конце правления Екатерины II в 1795 году на Императорском фарфоровом заводе изготовляют «Кабинетский» сервиз из 800 предметов по заказу Кабинета Ее Императорского Величества. Предметы этого сервиза декорированы изображениями архитектурных памятников античной Италии.
Тарелка из «Кабинетского» сервиза
Император Павел I унаследовал интерес к фарфору от матери. В воспоминаниях воспитателя Павла I Семена Порошина есть упоминание, что 20 августа 1765 года Великий князь Павел Петрович вместе с Никитой Ивановичем Паниным верхом ездили осматривать фарфоровый завод. При Павле I на смену грандиозным парадным сервизам Екатерины II пришли и камерные сервизы, рассчитанные на тесный круг близких. В зависимости от того, на какое количество персон эти сервизы были рассчитаны, они назывались «Тет-а-тет» — на две персоны или «Солитер» — на одну персону.
Император Павел I (1754-1801)
В Овальном кабинете Гатчинского дворца Павла I находился сервиз «Итальянские крепости», который был поднесен императору 20 сентября 1799 года. Известен он тем, что создание этого сервиза было знаком уважения императора великому полководцу А.В.Суворову — на всех предметах сервиза были изображены итальянские крепости, которые покоряла русская армия под предводительством А.В.Суворова.
Блюдо из сервиза «Итальянские крепости»
Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I для Михайловского замка. В настоящее время считается, что 70 предметов, хранящихся в Государственном Русском музее в Петербурге, составляют значительную часть этого сервиза, хотя весь сервиз состоял когда-то из 1500 предметов.
Тарелка из сервиза для Михайловского замка
Возможно, что большая его часть: чашки, тарелки, вазы, конфетницы, рюмочные передачи, соусники, была продана за границу в 1920-1930-е годы. А еще после революции 1917 года национализированная и реквизированная собственность буржуазии, в том числе попавшая в запасники музеев, передавалась в пользование разных домов отдыха и санаториев для высшего комсостава РККА и партийной бюрократии. В последнее время, после широкого внедрения интернета, некоторые из предметов этих сервизов стали появляться в продаже на сайтах антикварных домов или на интернет-аукционах.
Император Александр I (1777-1825)
Правление императора Александра I связано с появлением так называемого «Гурьевского» сервиза, по имени управляющего Императорским фарфоровым заводом графа Д.А.Гурьева. Первоначально он назывался «Сервиз с изображением российских костюмов» или «Русский» и был создан в период с 1809 по 1816 год. Работами руководил талантливый русский скульптор, адъюнкт-профессор Императорской Академии художеств С.С.Пименов.
Тарелка из «Гурьевского» сервиза
Тарелки сервиза украшены рисунками из книг Х. Гейслера «Петербургские сцены и типы» и из книги «Народы России», видами Петербурга по картинам и гравюрам художников С. Щедрина, Ф. Алексеева, Е. М. Корнеева, Д.-А. Аткинсона, А. Ухтомского, С. Галактионова, А. Орловского. Сцены из крестьянской жизни исполнены по рисункам А. Венецианова и по атласу Иоганна-Готлиба Георги.
Серверовка стола «Гурьевским» сервизом
Сервиз включает столовую, десертную и чайную части. Первоначально был рассчитан на 50 кувертов. К сервизу постоянно выполнялись доделки. При императорах Николае I и Николае II он был дополнен чайно-кофейной частью и большой партией десертных тарелок. Всего к «Гурьевскому» сервизу было сделано 4500 предметов, а на декорирование было использовано несколько килограммов золота.
Император Николай I (1796-1855)
Эпоха правления императора Николая I считается наилучшим временем для развития фарфора в России и не только потому, что Императорский фарфоровый завод расширил ассортимент своих изделий, а и потому, что в этот период фарфор стали активно производить в России на частных заводах, и он стал доступен и востребован широкими слоями населения. В 1844 году к столетию Императорского фарфорового завода на нем был создан музей фарфора.
Вид цеха Императорского фарфорового завода
Роспись фарфора времен Николая I отличалась, прежде всего, виртуозностью и точностью воспроизведения полотен старых мастеров таких, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Корреджо, Мурильо, а также портретной и миниатюрной живописью на вазах. Большое внимание уделялось изготовлению парадных ваз для императорских резиденций.
Букет из белого бисквита. Мастер П.И. Иванов
Еще этот период известен своими так называемыми «белыми бисквитами» — букетами на голубых пластах, которые изготовлял мастер Петр Иудович Иванов. Работая на Императорском фарфоровом заводе, он для своих произведений разработал специальный рецепт фарфоровой массы, обладающей особой пластичностью, которая позволяла создавать изделия непревзойденной тонкости. В итоге в середине XIX века эти лепные цветы вошли в моду. Их стали заказывать для украшения не только ваз и сервизов, но и зеркал, каминов, люстр. К сожалению, после смерти мастера секрет изготовления букетов был утрачен, а руководство завода не нашло средств выкупить рецепт у вдовы.
Император Александр II (1818-1881)
При императоре Александре II производство фарфора сократилось, размеры изделий уменьшились, а отделка и декорирование стали скромнее. Сам Александр II не проявлял личного интереса к Императорскому фарфоровому заводу. Единственно сохранилась традиция пасхальных и рождественских поднесений ко двору, установленные еще при Павле I. При Александре II завод производил более 2000 яиц каждую Пасху. Есть сведение о том, что в 1885 году царь подарил своему гвардейскому полку расписные фарфоровые яйца, украшенные императорскими вензелями.
Фарфоровое пасхальное яйцо с изображением морской сцены 1850-е годы
Император Александр III понимал, что искусство является делом государственной важности, поэтому он явился спасителем Императорского фарфорового завода. К моменту его восшествия на престол объем производства на заводе сильно сократился, материалы ввозились из-за рубежа, использовались заимствованные технологии и содержание завода обходилось дорого. И если на всемирных выставках в Лондоне в 1863 году, Париже в 1867 году и Вене в 1873 году Императорский завод несколько раз был удостоен наград, то в 1890 году он занял последнее место.
Император Александр III (1845-1894)
При императоре Александре III была предпринята, по его решению, масштабная реформа предприятия, включавшая его полное техническое перевооружение и обучение работников за границей на предприятиях Севра и Мейсена. Также было предложено изготавливать все изделия в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея. Большое значение имело и поступившие государственные заказы на «Коронационный» сервиз с гербом нового образца на 2 тысячи персон и «Рафаэлевский» сервиз.
Две чайные пары и тарелка из «Коронационного» сервиза
«Коронационный» сервиз – это самый большой фарфоровый ансамбль, созданный в Российской империи за всю историю. Первоначально сервиз был заказан для торжественных мероприятий по случаю коронации Александра III и его супруги, состоявшейся в мае 1883 года, и тогда в его состав входили тарелки трех размеров, раковины, салатники, чайные и кофейные чашки — всего около 19 тысяч предметов. Для коронации Николая II и его супруги состав сервиза к 1896 году был дополнен еще блюдами, кроншалами, подливальниками, чайниками, кофейниками и молочниками, и число предметов «Коронационного» сервиза превысило 47 тысяч.
Император Николай II (1868-1918)
Сегодня этот сервиз называют сервизом-призраком потому, что в Эрмитаже находится всего две чайные пары и одна тарелка, да еще одна тарелка в собрании ГИМ в Москве, а в других музеях он вообще не представлен, но много предметов «ходит» по барахолкам и даже по международным аукционам. Предположение о том, что предметы сервиза разошлись по столовым многочисленных санаториев, не выдерживает критики в связи с тем, что данный сервиз был слишком идеологически выдержан. После смены власти в России предметы из него просто уничтожали. Вместо этого на прежнем Императорском фарфоровом заводе (ЛФЗ) в 60-80 годы XX века изготавливались предметы так называемого «Кремлевского» сервиза с похожим лаконичным дизайном.
Предметы «Кремлевского» сервиза
К созданию «Рафаэлевского» сервиза мастера Императорского фарфорового завода приступили в 1883 году, в год 400-летия со дня рождения великого итальянца, а завершили её двадцать лет спустя уже в царствование Николая II. Каждый год новые изделия представляли императорской семье в числе подарков к Рождеству. «Рафаэлевский» сервиз считается самым значительным фарфоровым ансамблем конца XIX – начала ХХ века, предметы которого украшены орнаментальными и аллегорическими композициями по мотивам Лоджий Рафаэля в Ватикане.
«Рафаэлевский» сервиз
В настоящее время музей-заповедник «Царское Село» формирует комплект предметов из этого знаменитого сервиза, так как первоначально его создавали специально для Царского Села по заказу императора Александра III. В 2020 году музей приобрел тарелку на аукционе Christie’s и стал обладателем девяти вещей этого сервиза. А в 2024 году музей получил в дар от мецената Михаила Карисалова еще шесть тарелок из этого сервиза 1903 года производства. И хотя по иронии судьбы «Рафаэлевский» сервиз никогда не был в Царскосельской резиденции, а хранился в сервизных кладовых императорских дворцов и Дворцового управления, сегодня эти предметы будут выставляться на тематических выставках и в интерьерах Екатерининского дворца.
Старая почтовая открытка
Начало XX века, ознаменовавшееся сплошными войнами, вынудило Императорский фарфоровый завод сосредоточиться на выпуске технического и химического фарфора, а производство художественного фарфора сократить до минимума. Как и в былые годы в прежнем объеме остался лишь выпуск пасхальных яиц, предназначенных для христосования с солдатами на фронте.
Старая почтовая открытка
После Октябрьской революции предприятие национализировали в 1918 году и перевели в ведение Народного комиссариата просвещения, назвав его Государственным фарфоровым заводом. В 1925 году в связи с 200-летием Российской академии наук заводу было присвоено имя М.В.Ломоносова с аббревиатурой «ЛФЗ», которая зачастую истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод.
Клейма ЛФЗ
С этим периодом связана интереснейшая история завода — создание агитационного фарфора. Под руководством Сергея Чехонина трудились Александра Щекотихина-Потоцкая, Наталья Данько, Василий Кузнецов, Мария Лебедева, Михаил Адамович и другие мастера. С фарфором 20-х годов связаны имена живописцев Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, а также Константина Малевича, Василия Кандинского, Николая Суетина и многих других.
Агитационный фарфор
В советский период заводские художники демонстрировали свое профессиональное мастерство с одной стороны, изготавливая парадные вазы, партийные сервизы для официальных государственных заказов, а с другой — совершенствуя и предлагая новые тенденции в развитии художественного фарфора. Так, несмотря на блокаду, в канун 200-летия завода, в 1944 году художницей Анной Яцкевич на основе сервиза, изготовленного еще при Елизавете Петровне, был разработан геометрический узор «кобальтовая сеточка», который с тех пор стал визитной карточкой завода.
Сервиз с геометрическим узором «кобальтовая сеточка»
В начале XXI века ЛФЗ стал собственностью главы «Уралсиба» Н.А.Цветкова, и в 2005 году по решению акционеров заводу вернули прежнее название: «Императорский фарфоровый завод», которому в этом году исполнилось 280 лет.
Продолжение следует…