Россия фарфоровая. Часть 3

Помимо Императорского фарфорового завода в России в XVIII веке появляются и частные заводы по производству фарфора. Одним из таких первых частных предприятий была мануфактура, основанная в 1766 году выходцем из Шотландии Фрэнсисом Гарднером.

Ф.Я.Гарднер (1714-1796)

Приехав в 1746 году в российскую столицу Санкт-Петербург, Гарднер сменил имя и стал называться Францем Яковлевичем. Прежде чем заняться производством фарфора, Гарднер побывал и лесопромышленником и поработал на ниве сахарного производства, сумев разбогатеть на этих бизнесах. К моменту основания фарфоровой фабрики Гарднер поездил по стране, скупая поместья как в России, так и в Малороссии и Крыму. Так он приобрел у князя Николая Урусова землю в Дмитровском уезде Московской губернии, где в Вербилках к тому времени уже производили посуду из фаянса.

Усадьба Ф.Я.Гарднера в Вербилках. Старое фото

Задумав открыть фарфоровое производство, он искал месторождения с особой глиной для фарфора, чтобы не быть связанным с импортом. Нужную так называемую «глуховскую» глину для фарфора Гарднер нашёл в Малороссии на Черниговщине. Месторождение этой фарфоровой глины, или каолина, было им обнаружено у села Полошки близ города Глухова, что сегодня расположено в Сумской области Украины.

Город Глухов.Старая почтовая открытка

Скоро судьба свела Гарднера с Андреем Гребенщиковым, братом умершего к тому времени Ивана Гребенщикова, владевшего семейными секретами изготовления фарфора. Выступив его поручителем, Гарднер получил в свое распоряжение семейные секреты Гребенщиковых, а самого Андрея пригласил возглавить производство. И вот в 1754 году в Вербилках на реке Дубне начала работать новая частная фарфоровая мануфактура. Но в силу несовершенства производства, сначала здесь производили небольшие вещи, такие как чубуки для курительных трубок, табакерки и шкатулки. Официально же производство получило разрешение от Мануфактур-коллегии только в 1766 году, который и считается официальной датой рождения завода в Вербилках.

Вид на фабрику Гарднера в Вербилках.Старое фото

Для совершенствования и улучшения продукции, а также обучения русских мастеров Франц Гарднер денег не жалел. Он приглашал известных европейских специалистов, в том числе мейсенского мастера Иоганна Миллера, которого переманил с Императорского фарфорового завода, художника по фарфору Иоахима Кестнера, который в 1775 году расписал сервиз для Екатерины II, приуроченный к победе русского флота над Турцией в период войны 1768-1774 годов.

Чайный сервиз с аллегориями на победы в русско-турецкой войне, 1775 год

Пригласил Гарднер и приехавшего в Россию из Швейцарии в 1780 году профессора Женевского университета Франца Гаттенбергера. Ставший в России Францем Ивановичем, Гаттенбергер был и технологом по приготовлению фарфоровой массы, и художником, и скульптором малых форм, а также изобретателем глиномяльных машин и печей по обжигу изделий из каолина.

Ф.И. Гаттенбергер (1758-1820)

Кстати, в 1796 году Гаттенбергером была предпринята попытка создать собственное производство фарфора в Калужской губернии, в Жиздренском уезде, в селе Усты, на земле помещицы М.В.Мальцевой, где на берегу речки Жиздры было открыто месторождение каолиновых глин, которое разрабатывается и сегодня, и известно, как Ульяновское месторождение.

Глиномяльная машина. Рисунок Ф.И. Гаттенбергера, 1805 г.

Здесь на Жиздринском заводе Францем Гаттенбергером были применены созданные им механизмы, чтобы заменить ручной труд машинным. Однако средств не хватило, и в 1801 году завод был закрыт, а хозяин разорился. В 1803 году Франц Иванович был привлечен к работе по усовершенствованию производства Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, и в итоге стал его директором.

Гарднер же в 1783 году получил право ставить на свои изделия изображение московского герба, которое было получено от московского генерал-губернатора З.Г.Чернышёва после того, как предприимчивый шотландец удостоился личного приёма у императрицы Екатерины II за изготовление в 1777-1783 годах четырех сервизов в честь кавалеров Георгиевского, Андреевского, Александровского и Владимирского орденов, каждый из которых содержал до полутора тысяч предметов.

Тарелки из сервиза св.Георгия, 1783 год

Из истории создания этих сервизов известно, что, когда императрица Екатерина II в честь десятой годовщины учреждения ордена святого Георгия решила собрать на званый обед в Зимнем дворце всех георгиевских кавалеров, светлейший князь и фаворит императрицы Григорий Потёмкин предложил ей заказать специальный орденский сервиз, украшенный изображением ордена. Кроме этого на крышках креманок была размещена симпатичная белочка, грызущая орешек, что означало, согласно популярному в XVIII веке языку аллегорий, фразу «Без труда не получишь», что вполне соответствовало девизу ордена святого Георгия «За службу и храбрость».

Креманки из Гергиевского, Александровского и Андреевского сервизов

Этот сервиз на 80 кувертов очень понравился Екатерине II, и было решено сделать заказ Гарднеру на изготовление следующих ансамблей: Андреевского и Александровского на 50 и 60 кувертов, соответственно, а для учрежденного в 1782 году ордена Равноапостольного князя Владимира — на 140 кувертов с соответствующим декором.

Предметы из сервиза св.Владимира, 1784 год

Свое покровительство Гарднеру выразил и управляющий дворцовыми стекольными, фарфоровыми и шпалерными заводами, сенатор и министр Департамента уделов князь Николай Борисович Юсупов. Вообще, князь Н.Б.Юсупов был незаурядной личностью и, помимо занимаемых официальных государственных постов, был крупнейшим российским меценатом и коллекционером произведений искусства. Он в 1814 году решил устроить в своём подмосковном имении Архангельское «фарфоровое заведение», после чего в историю искусства прочно вошло выражение «юсуповский фарфор».

Князь Н.Б.Юсупов (1750-1831)

Однако заметим, что самого производства фарфора там не было, а князь с гордостью демонстрировал своим гостям лишь мастерские по росписи фарфора, который привозили с заводов Гарднера, Попова или Императорского фарфорового завода. Доставляли в Архангельское для росписи и бельё из Саксонии, Австрии и Франции. В итоге в этот период до 1820 года было расписано около 1000 изделий, которые отправлялись в московский дом князя и использовались в качестве подарков знатным гостям.

Дворец и парк с памятной колонной Александра II в Архангельском. Старое фото

Приглашенный в 1822 году князем Юсуповым французский живописец Севрской мануфактуры Август Филип Ламбер по началу внедрил новые техники росписи фарфора и расширил ассортимент. При Ламбере были созданы самые известные произведения юсуповского фарфора для императоров Александра I и Николая I, а также так называемый «Аракчеевский» сервиз с видами села Грузино.

«Аракчеевский» сервиз с видами села Грузино

В 1824 году Ламбер предложил князю Юсупову организовать собственное производство фарфора, но не справился с поставленной задачей и в итоге наладил производство изделий из фаянса. После кончины в 1831 году князя Николая Борисовича Юсупова «фарфоровое заведение» в Архангельском было в скором времени закрыто его сыном князем Борисом Николаевичем, который упразднил в имении все, что не приносило дохода, а фаянсовое производство отдал в аренду Ламберу, которое просуществовало до смерти Ламбера в 1835 году.

Предметы из фаянсового сервиза «Архангельска ферма», выполненная Ламбером

Подводя итог, можно сказать, что «фарфоровое заведение» князя Бориса Николаевича Юсупова в Архангельском, скорее, было неким производством по декору фарфоровых изделий, предназначенных для любования и презентов. Многие предметы, расписанные в Архангельском и подаренные князем Юсуповым членам императорской семьи, хранились в их дворцах и в собраниях таких аристократических фамилий, как Потемкиных, Голицыных, Вяземских, Шереметевых и Виельгорских.

Детский сервиз, преподнесённый Н.Б.Юсуповым в дар Великому князю Александру Николаевичу, будущему Александру II

А Франц Яковлевич Гарднер, будучи дальновидным коммерсантом, помимо элитных изделий для царского двора и представителей высшего дворянства, которые за большие деньги заказывали эксклюзивные наборы с вензелями и родовыми гербами, стал выпускать продукцию для массового спроса. Он дал обещание «завалить Империю собственной фарфоровой посудой, дабы не платить за импортную». В итоге гарднеровский фарфор полюбили во всех слоях общества, а в «Географическом словаре Российскаго государства», изданном в Москве в 1801-1809 годах, писалось, что в Вербилках Дмитровского уезда на местной фабрике делают «фарфоровые кофейники, чайники и прочие вещи с таким искусством, что и саксонскому мало в чём уступит».

Чайная чашка с блюдцем «Садовые розы». Фабрика Гарднера, 1870-1890 годы

На момент смерти Франца Гарднера в 1796 году его предприятие считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России, выпускающим фарфоровых изделий на сумму в 25 000 рублей. Дело продолжили наследники, которые в 1811 году приняли российское подданство и записались в московское купечество. Патриотический подъем в стране, связанный с началом Отечественной войны 1812 года, отразился и в гарднеровском фарфоре: появилась посуда с изображением победоносных сражений русской армии, с художественными портретами русских полководцев, а также знаменитые гарднеровские статуэтки, изображающие быт простого народа, который сыграл важную роль в победе над французской армией.

Тарелка «Военный совет в Филях», Фабрика Гарднера

В XIX веке производство сначала принадлежало сыновьям Гарднера, Александру и Петру, которые с 1833 года, помимо изготовления фарфора, освоили выпуск посуды из фаянса, а с 1840 года из высшего сорта фаянса – опака. Гарднеровские изделия стали эталонными для других частных русских заводов.

Популярные бытовые фигурки, изготовленные на фабрике Гарднера

В 1855 году, когда завод Гарднера перешел к внукам Франца Гарднера, Владимиру Петровичу и Александру Петровичу, они удостоились права клеймить изделия двуглавым орлом. А ещё через год фабрика «Мануфактур Гарднеръ» получила почётный статус «Поставщик Двора Его Императорского Величества», который неизменно подтверждала в 1865, 1872, 1882, 1896 годах.

Но к концу XIX века владелицей завода в Вербилках по наследству стала жена третьего брата, Павла Петровича, Елизавета Николаевна Гарднер, которая не смогла должным образом управлять производством и в итоге в 1892 году продала фабрику Матвею Сидоровичу Кузнецову, который интегрировал её в своё «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова».

М.С.Кузнецов (1846-1911)

Кузнецов сохранил на изделиях клеймо Гарднера, потому что не хотел терять постоянных клиентов, да и потому, что на именно таких условиях приобрел фабрику. Систематизировав прейскурант гарднеровского завода и синхронизировав его с другими своими фарфоровыми фабриками, Кузнецов не стал изменять ассортимент и пользовался старой образцовой коллекцией гарднеровских форм. Основным направлением остались чайные и столовые сервизы, а также доставшаяся Кузнецову мелкая фаянсовая пластика, выпуск которой он возобновил, взяв за эталон лучшие образцы, возродив тем самым былую славу фарфора Вербилок. Начали на заводе выпускать и церковную утварь: лампады, свечи, люстры и чаши. Так продолжилась история завода Гарднера вплоть до 1917 года.

Клейма Дмитровского фарфорового завода с 1917-1940 г.

После Октябрьской революции завод был переименован в Дмитровский фарфоровый завод, ДФЗ, и перешел на выпуск безликового ширпотреба: вазочки, наборы для умывания, пудреницы, блюдца и прочие мелочи со старыми деколями. О возрождении завода в Вербилках можно говорить с 1934 года, когда создали художественную лабораторию завода, и пришел художник Е.П.Смирнов. Позже стараниями художников В.А. Федулова, А.И. Калошина, А.А. Чекулиной, И.М. Харитонова и C.Е. Сазонова стали возрождаться былые традиции фарфорового и фаянсового производства. Известны, например, такие работы художника Сазонова, как большое блюдо, на которое перенесено полотно художника С.В.Герасимова «Первая конная армия», а также сервиз на эту же тему.

Предметы из сервиза «Оборонный», автор росписи С.Е.Сазонов

После Второй мировой войны, уже в 1960 годы фарфоровое искусство на ДФЗ переживает очередной расцвет, благодаря художникам E.Смирнову, Ю.Ганрио, В.Правиковой, а также мастерам малой скульптурной формы Д. Горлову, К. Поповой и другим. В 1965 году на клейме завода появилось изображения лося.

В производстве посуды выделялись чайные сервизы «Дубна», «Тайга», «Сибирь», «Скиф» и «Витязь», которые отражали веяния новой моды. В 1966 году в связи с двухвековым юбилеем со дня официального открытия и за успехи в развитии отечественного фарфора предприятие наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Чайный сервиз, 1960-е годы

После распада СССР в 1991 году работники завода выкупили предприятие и организовали ЗАО «Фарфор Вербилок», а фабрика стала носить название «Фарфор Вербилок». В 1995 году было еще организовано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок» для возрождения и сохранения традиций дореволюционного фарфора.

Предметы чайного сервиза «Кузнецовская нежность» линейки «Франц Гарднер» в Вербилках

Сегодня линейка «Францъ Гарднеръ» включает предметы, восстановленные по образцам XIX века, признанного художественного достоинства XIX-XX веков: сервизы и чайные пары, а фабрика в Вербилках сохраняет верность своим традициям на протяжении вот уже 270 лет.

 

Продолжение следует…