Сергей Танеев — «русский Брамс»

К 165-летию со дня рождения.

В центре Праги, на берегу Влтавы, выходя своим фасадом на площадь имени Яна Палаха, высится монументальное величественное здание, спроектированное архитекторами Йозефом Зитеком и Йозефом Шульцем в стиле неоренессанса. Это пражский Рудольфинум (Rudolfinum) – настоящий храм искусства, где проходят концерты, конкурсы, фестивали и разнообразные выставки. Рудольфинум был и задуман как первый многоцелевой культурный центр Европы, подаренный городу Чешским сберегательным банком. Изначально здесь предполагалась картинная галерея, а ещё музейная экспозиция и концертный зал.  Открытие  Рудольфинума состоялось 7 февраля 1885 года, и первым сыгранным в нём произведением симптоматично стала увертюра Людвига ван Бетховена «Освящение дома». А назван он так в честь наследного принца Австро-Венгерской империи Рудольфа Габсбурга.

Здание концертного и выставочного

Здание Рудольфинума. Старая почтовая открытка начала XX века (смотреть на карте)

В 1896 году Рудольфинум был свидетелем первого концерта Чешской филармонии. Оркестром дирижировал сам Антонин Дворжак, исполняя собственные произведения. С тех пор этот концертный зал носит имя Дворжака и является домашней сценой ведущего филармонического  оркестра Чешской республики.

Зал_Дворжака

Концертный зал им. А.Дворжака. Старое фото начала XX века

В 1908 году в этом концертном зале Рудольфинума чехи горячо приветствовали русского композитора Сергея Ивановича Танеева, который гастролировал в Берлине, Вене и Праге с программой, составленной исключительно из собственных сочинений. Прозвучала до минорная симфония №4 Танеева, посвященная Глазунову, в исполнении чешского филармонического оркестра под управлением В.Земанека, который с 1903 года руководил коллективом.

К сожалению, имя замечательного композитора, дирижера, пианиста, первого в России ученого-музыковеда, Сергея Ивановича Танеева, неоправданно забыто сегодня, и рядовой читатель, да и слушатель вряд ли ответит на вопрос: «Кто это?» Он больше известен профессионалам. А ведь когда-то в среде музыкантов за прямоту  высказываний и безупречность композиторского стиля его называли «совестью музыкальной Москвы». Музыкальный критик, музыковед и сам композитор, Л.Л.Сабанеев написал, что «Танеев был велик и гениален своей нравственной личностью и своим исключительно священным отношением к искусству».

Танеев_вольнослушатель_Консерватории

Сергей Танеев вольнослушатель Московской Консерватории. 1866 год

Сергей Иванович родился 25 ноября 1856 года в городе Владимире в дворянской семье статского советника, окончившего Московский университет, имевшего ученую степень магистра словесных наук, врача и музыканта-любителя Ивана Ильича Танеева и Варвары Павловны Танеевой, дочери секретаря Владимирской духовной консистории, титулярного советника Павла Андреевича Протопопова.

Родители С.И.Танеева

Родители С.И.Танеева

У него был старший брат Владимир по своим взглядам — утопический социалист, имевший переписку с К.Марксом, юрист и философ, который впоследствии стал известным адвокатом. Сергей рано научился играть на фортепиано, а когда в  1866 году семья переехала в Москву, начал обучаться у Эдуарда Лангера, музыканта и композитора, став вольнослушателем Московской консерватории.

Танеев с братом Владимиром 1889_год

Сергей Танеев с братом Владимиром 1889 год. Старое фото начала XX века

В 1869 году он стал студентом Консерватории, поступив в класс фортепиано  к Николаю Рубинштейну. У Петра Ильича  Чайковского изучал гармонию, инструментовку и свободное сочинение, а у Н. А. Губерта  — контрапункт, фугу и музыкальные формы. В 1875 году Танеев окончил Московскую консерваторию, став её первым золотым медалистом.

Императорская консерватория в Мос

Здание Московской консерватории. Старая почтовая открытка начала XX века (смотреть на карте)

После окончания учебного заведения Сергей Иванович много концертировал как солист, так и в ансамбле, как на российских сценах, так и за рубежом. Был удостоен чести принять участие в московской премьере первого  фортепианного концерта П.И.Чайковского, а в дальнейшем стал  первым исполнителем большинства его фортепианных произведений. Дело в том, что Танеев был любимым учеником Чайковского, и когда Петр Ильич решил уйти из Консерватории, то на свое место профессора рекомендовал Танеева. Сергей Иванович преподавал несколько предметов: инструментовка, полифония, музыкальная форма, а в 1885 году был избран директором Московской консерватории, который занимал вплоть до 1905 года. В год революционных событий  1905 года, протестуя против авторитарных методов руководства, Танеев покинул Консерваторию, отказавшись даже от пенсии, которая ему полагалась. И, несмотря на просьбы профессоров и его учеников, больше в неё не вернулся. С учениками он стал заниматься в частном порядке, а в 1906 году организовал Народную консерваторию с целью распространения музыкальных знаний.

Чешский квартет_Карел Гофман_Йозеф Сук_Гануш Виган_Оскар Недбал

Чешский квартет: Карел Гофман, Йозеф Сук, Гануш Виган, Оскар Недбал. Старое фото

В 1911 году, в очередной раз гастролируя по ряду стран Европы вместе с Богемским квартетом, Танеев представил на суд пражан свою ансамблевую композицию — Фортепьянный квинтет соль минор. С Богемским квартетом, который после 1918 года стал именоваться Чешским квартетом, С.И.Танеев познакомился еще в 1895 году во время их гастролей по России. Сам же квартет был основан в 1892 году молодыми музыкантами, только что окончившими Пражскую консерваторию. Музыканты во главе с бессменным руководителем Карелом Гофманом старались пропагандировать чешскую камерную музыку, в связи с чем целый ряд произведений Антонина Дворжака и Леоша Яначека были написаны специально для них и исполнены ими  впервые. Свой Четвертый квартет ля минор, сыгранный ими в 1900 году, Сергей Танеев тоже посвятил этому коллективу. Оценивая исполнительское мастерство чешских коллег, Сергей Иванович с грустью говорил, что по-настоящему хорошо играть могут только свободные люди…» На момент выступления с Танеевым в квартет входили такие музыканты, как К.Гофман, Й.Сук, О.Недбал и Г.Виган.  Чешский квартет просуществовал до 1934 года.

Танеев

С.И.Танеев

Успех этих зарубежных гастролей был таким, что рецензент одного из концертов Сергея Ивановича в Германии в связи с родственностью стилей Танеева и Брамса назвал его «русским Брамсом». Такого же мнения, сравнивая историческую миссию в связи с общностью классических традиций в эпоху позднего романтизма в музыке двух композиторов, придерживался и русский музыкальный критик В.Г.Каратыгин, утверждая даже, что «историческое значение Танеева для России больше, нежели Брамса для Германии». Хотя, по правде сказать, сам Сергей Иванович не любил этих сравнений, может быть, потому, что за любовь к формам прошедших эпох и духовной музыке их обоих именовали старомодными.

Реклама_гастролей

Афиша зарубежных гастролей

Гастроли продолжались до января 1912 года, когда в Праге состоялся «Большой русский концерт», где была исполнена картина из второй части оперы Танеева «Орестея» и Концертная фантазия для фортепиано с оркестром Чайковского. Солировал сам С.И.Танеев. Другой день концертной программы состоял из его Симфонии до минор, а хор общества пражских  учителей исполнил «Прометея» из хорового цикла Танеева на стихи Якова Полонского.

Орлой и Тынский собор на Старомест

Староместская площадь в Праге. Старая почтовая открытка начала XX века (смотреть на карте)

Этот мужской хор был основан в 1908 году дирижером чешской филармонии Франтишком Спилкой. Во время этих гастролей хоровое общество пражских учителей попросило Танеева  написать для него новое сочинение. В результате этого в 1914 году появился Ор #35 или Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов на слова Константина Бальмонта, посвященных  Хоровому обществу пражских учителей.

Танеев_за_столом

С.И.Танеев дома

Танеев обратился к творчеству Бальмонта в момент, когда популярность Бальмонта в среде интеллигенции была особенно высока. До этого композитор уже создал целый ряд хоровых сочинений на стихи М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Языкова и многих других поэтов. Наибольшую известность и признание как вершины русской хоровой музыки получил цикл Двенадцати хоров a cappella для смешанных голосов, соч. 27 на стихи Я.Полонского, созданный Танеевым в 1909 году. И несмотря на то, что  поэзия Бальмонта отличалась от того, к чему до этого обращался композитор, ему удалось, отказавшись от сложных полифонических приемов в музыке, передать в этом хоровом цикле весь экстаз бальмонтовских стихов. Это дало право музыковеду и музыкальному критику Б.А.Асафьеву причислить это произведение на стихи Бальмонта, наряду с циклом на стихи Полонского, к «высшим достижениям классического стиля русской хоровой культуры».

Флигель_Танеева_С_И

Флигель С.И.Танеева в Малом Власьевском переулке в Москве. Фото с оригинала Э.В.Готье-Дюфайе (смотреть на карте)

После этих гастролей Танеев выступал как пианист нечасто, давал концерты все реже и реже, чем сильно огорчал своих поклонников. Их досаду из-за отсутствия пианиста на большой концертной эстраде выразил в своих воспоминаниях А.Т.Гречанинов, один из его учеников: «Про Танеева в шутку говорили, что в Москве три достопримечательности: царь-пушка, которая не стреляет, царь-колокол, который не звонит, и царь-пианист, который не играет».  Но в узком кругу знакомых и коллег его концертная деятельность продолжалась, потому что Танеев как человек, композитор и  педагог был неотделим от Танеева-пианиста. Другой его ученик, Сергей Рахманинов, говорил о нем так: «Он был образцом во всем, в каждом деянии своём, ведь, что бы он ни делал, он делал только хорошо».

Танеев преподает

Профессор А.С.Аренский (слева), Н.Н.Званцев, оперный певец, и профессор С.И.Танеев на занятиях в Московской консерватории

Апофеозом творческой деятельности С.И.Танеева считается кантата «По прочтении псалма» соч.#36 в трех частях на стихи поэта А.С.Хомякова, услышанные им еще в детстве от своей матери, Варвары Павловны, которой и посвящено это произведение. Так получилось, что стихи Хомякова, написанные в конце его жизни и явившиеся наследием поэта, оказались и художественным завещанием композитора. Б.А.Асафьев писал, что «впечатление осталось столь сильное, какое только и может остаться после исполнения подлинно правдивых, живых произведений музыкального искусства, где слышится за каждым изгибом музыкальной мысли творческая воля и одухотворенное чувство композитора».

Танеев на скамейке 1896

С.И.Танеев (1856-1915)

Жизнь Сергея Ивановича оборвалась, можно сказать, внезапно так же, как и жизнь одного из его любимых учеников. Весной 1915 года Танеев простудился и заболел на похоронах Александра Скрябина. Получив осложнения после болезни, он умер через два месяца. Его похоронили на территории московского Донского монастыря рядом с могилой его матери. Позже останки перенесли на Новодевичье кладбище, и сегодня его могила находится между могилами его учителя Н.Г.Рубинштейна и ученика К.Н.Игумнова.

Могила_Танеева

Могила С.И.Танеева на Новодевичьем кладбище

В некрологе, написанном его очередным учеником, а впоследствии другом, Ю.Д.Энгелем, есть такие слова: «Вслед за Скрябиным, творцом музыки будущего, смерть уносит Танеева, искусство которого глубже всего коренилось в идеалах музыки далекого прошлого». И действительно, позднее пришло понимание исторического наследия и правоты Сергея Ивановича Танеева, который искал для русской музыки опору в старых мастерах, таких как И.С.Бах и В.А.Моцарт, соединяя её с русской классической традицией, идущей от М.И.Глинки. Творчество Танеева  является общеевропейским наследием, которое устремлено к универсальной широте поставленных задач.