Скопинское городище, расположенное на левом берегу реки Вёрды, впервые упоминается в летописях за 1597 год как крепость, острожек, входившая в систему оборонительных сооружений на юго-восточных рубежах Московского государства. Эта крепость замыкала на западе оборонительную систему Московского государства XVI-XVII веков, называвшуюся Большой засечной чертой, защищая Русь от набегов крымских и ногайских татар. До сих пор не установлено точно, что явилось исходным для названия города: местность ли, где был заложен острожек, «скопанный» участок ли, прилегающий к реке, версия ли известного ученого-географа П.П.Семенова-Тян-Шанского о «скапливании» жителей, разоренных татарами русских колоний на Дону, или наиболее укоренившаяся и признанная версия, основанная на легенде, что свое имя Скопин получил по названию хищной птицы семейства ястребиных — скопа, изображенной ныне на гербе города.
Еще надо уточнить, что в те времена Скопин назывался Острожком или сторожевым укрепленным городом. Первые подробные сведения о Скопине даны в подлиннике писцовой книги 1629-1631 годов письма Григория Киреевского: «За боярином за Иваном Никитичем Романовым в вотчине Скопина острожка, а во острожку место церковное храма Воскресения Христа господа нашего, а во острожке ево боярский двор, а в нем живут ево боярские приказные люди да за острожком на посаде в большом остроге храм во имя святой мученицы Параскевы нарицаемой Пятница…».
Таким образом, название города относится уже к XVI веку, а до этого археологические раскопы свидетельствуют, что близ современного города сложилось поселение, названное Лихаревским Городищем, укреплённое рвами и валами, которое, входя в участок Ряжско-Рановской засеки, находилось в оперативном подчинении Ряжску и служило для охраны вотчины от набегов татар. Выбор места был обусловлен наличием отмели на изгибе реки Вёрды и брода, где могла переправиться без помех вражеская конница.
С конца XVII века поселение называлось Скопинской слободой и вошло в состав Азовской губернии, а с 1725 года — Воронежской губернии. Официальный статус города Скопин получил в 1778 году, герб присвоен в 1779 году, и он стал уездным городом Рязанского наместничества, которое в 1796 году преобразована в Рязанскую губернию. В XVIII веке в Скопине начинают строиться каменные храмы. Одной из первых была уже упомянутая Пятницкая или Параскеевская церковь, построенная в духе нарышкинского стиля и освященная в 1744 году. К сожалению, снесена в 1930-е годы, а на месте церкви построен жилой дом. Не сохранился и Свято-Троицкий собор Скопина, построенный уже в начале XIX века в формах позднего классицизма. А вот церковь Вознесения Христа, выстроенная в 1809 в стиле классицизма на месте, где с 1694 года до 1764 года находился женский Вознесенский Скопинский монастырь, хоть и пострадала в тридцатые годы XX века, сегодня передана верующим и находится в стадии восстановления. Всего в середине XIX века в уездном городе Скопин на 1100 домов насчитывалось 11 церквей.
Еще в XVIII веке Скопин утратил свое военное назначение и стал развиваться как хозяйственный и административный уездный город. Развитие торговли способствовало возникновению и ремесел. Появились мелкие кожевенные, свечные, салотопные, мыловаренные предприятия, а наличие залежей глины предопределило возникновение гончарного производства. Первые упоминания о гончарном промысле относятся еще к 1640 году, когда в переписи населения появилось имя скопинского гончара Демка Киреева, сына Бердникова.
Официально производство было основано в 1860-х годах крестьянами братьями Оводовыми. И если гончарный промысел развивался раньше, как и многие другие в России, производя для крестьянского быта гончарную посуду, печные трубы, кирпич, черепицу, то во второй половине XIX века в Скопине появилась целая гончарная отрасль. Изделия скопинских мастеров представляют собой скульптуру малых форм. Это, прежде всего, кувшины, квасники, подсвечники, а также и декоративные изделия – домашние животные и птицы или сказочные драконы, кентавры, львы, где особое место занимает изображение образа птицы Скопы, с именем которой связывают название города. Широкий ассортимент керамических изделий обуславливался буйством фантазии мастеров, смелостью их пластических решений и оригинальными конструкциями сосудов и скульптур. В 1900 году работы скопинских мастеров были представлены на выставке в Париже, а также на кустарных выставках в России 1902 и 1913 годов и приобрели невиданную популярность. Этими керамическими изделиями стали пополняться крупнейшие музеи России.
В начале XX века в Скопине насчитывалось 50 индивидуальных мастерских, некоторые из которых объединились в артель «Керамик». На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики, которая сегодня называется закрытым акционерным обществом «Скопинская художественная керамика».
В семидесятые годы XIX века через уезд были поведены сразу две железные дороги — Сызрано-Вяземская и Рязано-Уральская. Город Скопин железной дорогой был соединен с Ряжском. Как полагается и в Скопине был построен железнодорожный вокзал, завершавший тогда самую протяжённую улицу города – Соборную. Строительство железной дороги дало мощный толчок развитию Скопинских шахт, которые входили в ареал так называемого Подмосковного угольного бассейна. С конца XIX века этот уголь начинает пользоваться все большим спросом сначала как печное топливо, а затем и для обеспечения ТЭС.
В этой связи нельзя не упомянуть о франко-бельгийском акционерном обществе под руководством Максима (Макса) Альфредович Ганкара, которое владело шахтами до их национализации в 1918 году. Уроженец бельгийского города Левен, М.А.Ганкар, большую часть своей жизни занимаясь любимым делом, не щадил себя и к началу 1920-х годов почти полностью потерял зрение. Им разработана технология приготовления брикетов из угольной крошки. Один из старейших работников отечественной горной промышленности К.К.Филиппович в 1920 году так отзывался о своем бельгийском коллеге: «Если бы не было М.А.Ганкара, то не было бы и Подмосковного бассейна. Он представляет собой яркий пример спеца, который работает только в интересах промышленности и производства…» Тем не менее, будучи уже инвалидом в 1929 году, проживая с семьей в квартире дома № 47 по улице Арбат в Москве, он был обвинен в саботаже и выслан из столицы. Лишь при содействии Международного комитета Красного Креста 7 декабря 1930 года горный инженер был освобожден из ссылки и воссоединился со своей большой семьей, уехавшей к тому времени в Бельгию.
К 1860 году в Скопине имелось трехклассное уездное училище, учрежденное в 1808 году, трехклассное духовное училище, основанное в 1818 году и женская гимназия для девочек, открытая в 1860 году в доме купца Шебакина. Строительство же новых фабрик, заводов, развитие техники требовало грамотных работников, поэтому в 1876 году, стараниями губернского секретаря, художника П.М.Боклевского и по инициативе купца И.Г.Рыкова в Скопине открылось реальное училище, ныне это Средняя общеобразовательная школа №1. При Скопинском реальном училище была устроена домовая Александро-Невская церковь в память чудесного спасения Александра II от покушения, которая располагалась на втором и третьем этажах здания.
В начале XX века при населении более 14 тысяч человек в Скопине, помимо перечисленного, успешно действуют: земская больница, два монастыря и первый музей города — музей русского оружия. Также в городе функционируют 4 кожевенных, 2 мыловаренных, 6 маслобойных, крахмальный, колокольный, 2 свечносальных, свечновосковой, чугунолитейный, гончарный, 2 костеугольных завода, 6 крупорушек и 114 торговых заведений.
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка
Старая дореволюционная почтовая открытка