Этим обоим земельным участкам не везло на постоянных владельцев. Сегодня, заросшие старыми деревьями и спрятавшиеся за своими оригинальными заборами, украшающими Спиридоновку, они живут тихой дипломатической жизнью своих владельцев.
Улица Спиридоновка. Справа вдоль улицы видны владения 11 и 13. Старое фото начала XX века (Смотреть на карте)
Согласно архивным документам, особняк в стиле модерн, находящийся по современному адресу Спиридоновка, д.11, расположен на территории земельного участка, сменившего на протяжении последних двух веков множество владельцев. Владельцы эти в основном были людьми военными. Вначале земля принадлежала полковнику И.Н.Васильчикову, затем его сыну, который в 1835 году продал владение отставному гвардии поручику Д.П.Вавилову. С 1838 года по 1851 год усадьбой владел гвардии подполковник Д.П.Воейков, который, в свою очередь, уступил её гвардии ротмистру И.Ф.Ладыженскому. После усадьба перешла к штабс-капитану Глушкову, после смерти которого она разделилась между его наследниками. Далее эти владения еще не один раз перепродавались, пока вновь не объединились и, наконец, поступили в распоряжение князя Михаилу Петровичу Волконскому, который в 1898 году продает дом с участком статскому советнику Агипиту Фёдоровичу Беляеву. Под названием «особняк Беляева» это владение и дошло до наших дней.
Владение 11 по Спиридоновке. Современное фото (Смотреть на карте)
Центральный дом, построенный в период конца XVIII – начала XIX века в стиле классицизма, представлял собой образец московского усадебного дома, уцелевшего от пожара во время французского нашествия. Это было одноэтажное здание с симметричным фасадом, имевшее антресольный этаж с треугольным фронтоном, на котором находилась изящная штукатурная декорация – стилизованные венки с развивающимися лентами. Этот элемент декора являлся с допожарных времен 1812 года типичным для стиля русского ампира. Узкий фриз отделял нижний этаж от антресольного второго, а плоские пилястры первого этажа дополняли четкий ритм, заданный оконными проемами. Сами окна были украшены сандриками, имевшими в центре фасада полукруглое завершение, а по бокам прямоугольную форму. По бокам к зданию были пристроены два крыльца под металлическими кровлями с ажурными коваными решетками.
Фасада особняка Д.П.Вавилова. Чертеж 1835 года
Новый владелец усадьбы, профессор А.Ф.Беляев, был в Москве известным врачом-отоларингологом, имевшим частную практику. Кроме этого он был фониатром – специалистом, занимающимся восстановлением голоса, поэтому его услугами пользовались такие известные певцы, как Л.В.Собинов, Ф.И.Шаляпин, А.И.Южин и другие. Надо сказать, что представитель знатного княжеского рода М.П.Волконский, уступивший Беляеву усадьбу, сам был оперным певцом. После революции он уехал в Европу, где выступал в Белграде, Любляне и Париже. Так как для княжеской особы считалось неприличным выступать на сцене под своим именем, Волконский был вынужден использовать разные сценические псевдонимы. Впоследствии работал по дипломатической линии в разных консульствах. В 1947 году с семьей вернулся в Россию, но это другая история.
Старая почтовая открытка начала XX века
По неизвестным причинам в том же 1898 году в старом усадебном доме случился пожар, после которого Беляев решил вместо старого деревянного здания построить новый особняк. К проектированию и строительным работам был привлечен архитектор И.И.Бони. Про Ивана Ивановича Бони имеются очень скупые сведения. Он считается русским архитектором, хотя и был швейцарским подданным. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выпускники которого имели тот же статус, что и выпускники Петербургской Академии художеств, но курса не окончил. Занимался частной практикой в эпоху расцвета стиля модерн в архитектуре. Особняк Беляева, построенный Бони к 1904 году – это один из немногих осуществленных им проектов, дошедший до наших дней.
Владение 11 по Спиридоновке. Современное фото (Смотреть на карте)
Считается, что асимметричность дома Беляева, его пространственная композиция и характерный выдвинутый к красной линии парадный вход напоминают расположенный неподалёку на этой же улице особняк С.П.Рябушинского, созданный архитектором Ф.О.Шехтелем незадолго до этого. Конечно, финансовые возможности Беляева ни в какие сравнения не шли с возможностями Рябушинского, поэтому внешняя отделка стен выполнена простой бежевой плиткой «кабанчик» в сочетании с оштукатуренными обрамлениями окон и парадного подъезда. В советский период дом Беляева, как и многие отдельно стоящие особняки в центре Москвы, был отдан в распоряжение МИДа. После Второй мировой войны в нем разместилось посольство Болгарии, затем долгое время находилось посольство Перу. После недавнего ремонта здание отдано в распоряжение посла Южной Кореи.
Владение 13 по Спиридоновке. Современное фото (Смотреть на карте)
Переходя к следующему владению по Спиридоновке, числящемуся под №13, нужно отметить аналогичное явление — часто меняющиеся хозяева при одном отличии, что они не были военными людьми. Так, архивные документы 1821 года сообщают, что здесь в деревянном доме проживала некая девица Елизавета Молчанова, а уже в 1843 году участок принадлежал Александре Николаевне, жене коллежского секретаря из дворян А.И.Чаплыгина, унаследовавшей его от О.И.Чаплыгиной.
Фасад главного дома усадьбы О.И.Чаплыгиной. Чертеж 1835 года
В это время на этом небольшом и почти прямоугольном участке земли находилось два строения. Главный дом усадьбы располагался по красной линии улицы и представлял собой скромное одноэтажное деревянное здание в стиле московского ампира на невысоком цоколе. Дом имел с левой стороны ещё и по-московски прилепившуюся пристройку в три окна по фасаду. Между окон имелись украшения в виде полуколонн с ионическим ордером. Из чертежа 1835 года видно, что в глубине владения располагался еще один дом, по-видимому, для хозяйственных нужд.
Проект реконструкции плана участка для особняка Гести. Чертеж 1907 года
Так продолжалось до 1875 года, когда усадьбу купил коллежский асессор М.М.Терновский и через два года продал её коллежскому секретарю Ф.П.Соловьеву, который задумал снести все строения и даже заказал известному московскому архитектору А.С.Каминскому проект трехэтажного доходного дома. Но участок, по-видимому, оказался маловат для таких начинаний, поэтому все закончилось ремонтом старого ампирного здания. В 1889 году вдова Ф.П.Соловьева, Аграфена Кирилловна, присоединив к своему владению еще и соседнее, отколовшееся в 1870-е годы от более обширного владения Н.Т.Аксакова по той же стороне улицы и на тот момент принадлежавшее британской подданной Евгении Ивановне Мак-Гилл (Jane MacGill), продает их как единое целое камер-юнкеру И.М.Леонтьеву. Леонтьев же в свою очередь перепродает усадьбу купеческой чете Живаго, которые пытались привести ветшающий дом в порядок, но в итоге продали его вместе с землей Рахили Гести.
Старая почтовая открытка начала XX века
Муж Рахили Гести, Карл Иванович (Charles Hastie), был членом правления Товарищества «Высоковской мануфактуры» — прядильной фабрики под Клином. Надо отметить, что с 1879 года компаньоном Товарищества «Высоковской мануфактуры» состоял и муж Евгении Ивановны Мак-Гилл, Роман Романович, а также барон Фёдор Львович Кноп и коммерции советник Иван Карлович Прове. Все они, иностранцы по происхождению, были приглашены стараниями Ивана Никитича Кашаева, который приходился племянником основателю фабрики. Приняв на себя руководство фабрикой, оказавшееся не под силу прежним владельцам, они смогли вдохнуть в неё новую жизнь, и в 1882 году за высокое качество продукции Высоковская мануфактура была удостоена бронзовой медали на Всероссийской выставке в Москве и золотой медали на Всероссийской выставке в 1896 году в Нижнем Новгороде. Предприятие просуществовало плоть до XXI века, несмотря на все перипетии XX века в России, но в 2009 году обанкротилось, прекратило работу, а здания были заброшены.
Вид Спиридоньевского переулка со стороны Спиридоновки. Старое фото начала XX века
(Смотреть на карте)
Очевидно, что Рахиль Гести и Евгения Мак-Гилл были хорошо знакомы, и покупка в 1907 году этого владения была неслучайной. В неподалеку располагавшемся здании по Спиридоньевскому переулку 9, находилось с 1904 года заведение для английских гувернанток под руководством Евгении Мак-Гилл, построенное архитектором Вильямом Францевичем Валькотом, который называл это свое творение «красной жемчужиной на Патриарших». После революции это здание отдали под общежитие преподавателей МГУ, а затем перестроили под гостиницу для партэлиты. Сейчас это отель «Марко Поло».
Здание для английских гувернанток Евгении Мак-Гилл. Старое фото начала XX века (Смотреть на карте)
Нельзя забывать и то, что Евгения Мак-Гилл была сестрой Карла Ивановича Гести (Charles Hastie) — одного из руководителей колонии британцев в Москве. В качестве благотворительности на ее деньги была восстановлена англиканская церковь Святого Андрея в Вознесенском переулке, действующая доныне.
Старая почтовая открытка начала XX века (Смотреть на карте)
Возвращаясь к рассказу о владении 13 по Спиридоновке, приобретенном семейством Гести, надо сказать, что Рахиль Гести обратилась за помощью к архитектору Сергею Сергеевичу Шуцману, который ликвидировал все старые усадебные постройки и по собственному проекту построил новый особняк. Сам же С.С.Шуцман был известен в Москве тем, что начинал карьеру помощником архитектора Л.Н.Кекушева, работал в его мастерской, участвовал вместе с ним во многих проектах, в том числе в строительстве известных особняков: Т.Ф.Коробкова на Пятницкой улице и М.С.Саарбекова на Поварской.
Проект фасада особняка Гести. Чертеж 1907 года
Хотя считается, что Шуцман работал в стиле модерн, у него получился дом, состоящий из кубиков и прямоугольных параллелепипедов при смешении стилей модерна и неоклассики. Неоклассический декор, прежде всего, выражен применением руста для первого этажа и использованием классических наличников для окон второго. Полукруглые ниши ограды особняка тоже больше напоминают ампирный стиль Москвы.
После революции в усадьбе разместилась научная радиолаборатория. Сегодня владение принадлежит посольству Алжира.