Недавно в одной из телевизионных передач при участии известного москвоведа Алексея Дедушкина рассказывали про статуи рыцарей, которые были размещены на фронтонах или в нишах фасадов зданий в Москве, по шутливому определению авторов, для охраны спокойствия жильцов. Примечательно, что все дома были построены в начале XX века — время господства стиля модерн в архитектуре.
Рыцари на фасадах домов на Арбате, Б.Полянке, Садовой-Самотечной и Гусятниковом переулке
Обозначив расположение этих домов на карте Москвы и обнаружив, что дома находятся относительно центра столицы по разным сторонам света, ведущий передачи пришел к не менее оригинальному выводу, что рыцари также охраняют и сам город с севера, юга, востока и запада.
Тверская площадь в Москве. Старая почтовая открытка середины двадцатого века
Конечно, сделанная с любовью к городу и его архитектуре передача имела своей целью заставить прохожих, приезжих, да и самих жителей Москвы, спешащих по своим делам, просто поднять голову и посмотреть, какая красота их окружает. И подумалось мне, что, продолжив эти рассуждения, можно добавить к ним еще одну статую рыцаря, что находится в самом центре Москвы, практически на пересечении невидимых линий, соединяющих на карте города дома с рыцарями.
Памятник Юрию Долгорукому. Старая почтовая открытка середины двадцатого века
С 1954 года на Тверской площади стоит памятник основателю Москвы – Юрию Долгорукому, который в образе былинного богатыря, а по существу, средневекового рыцаря, является основателем и его стражем. Заслуживающих внимания легенд об этом памятнике пока не сложилось, кроме той, которая гласит о неудачно выбранном месте. Связана она с тем, что на месте конной статуи Юрия Долгорукого предыдущие памятники долго не задерживались. Это относится к памятнику генералу Скобелеву и к обелиску в честь первой Советской Конституции.
Памятнику генералу Скобелеву и обелиск в честь первой Советской Конституции.
Старые почтовые открытки начала двадцатого века
Интересно, что архитектурное решение украшать жилые дома фигурами пришло к нам, скорее всего, из итальянской готики. Именно в Италии в эпоху возникновения готического стиля скульптуры создавали декор и в помещениях, и на фасадах как культовых, так и жилых зданий более, чем в других странах Европы.
Миланский кафедральный собор. Италия. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
Возникший же на рубеже XIX-XX веков, архитектурный стиль модерн впитал в себя приемы, технологии и элементы практически всех направлений архитектуры, существовавших до него. Хотя период модерна в архитектуре длился недолго, всего около двадцати лет, именно тогда для привлечения клиентов было построено много доходных домов в этом стиле. Для более состоятельных людей в Москве строились и особняки. Сколько их, прекрасно сохранившихся до наших дней в центре города, украшают его улицы и переулки!
☛ Особняк Миндовского и Понизовского на Поварской улице.☚
Старая почтовая открытка начала двадцатого века
В разных странах стиль модерн в архитектуре имел разные названия. Он сначала возник как противопоставление периоду так называемого направления историзма, который «цитировал» предыдущие архитектурные стили, но в дальнейшем стал прибегать к эклектике, включая в себя множество течений и стилевых направлений. Очень трудно разобраться в архитектурных направлениях модерна. Даже профессионалы с трудом определяют, где заканчивается историзм и начинается модерн, а где заканчивается модерн и начинается ар-деко, перетекая, например, в «стримлайн». Разделение модерна на какие-то периоды вообще очень условно.
Парижская улица в Праге. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
Тем не менее, возвращаясь к нашему разговору о домах с рыцарями на фасадах, я подумал, гуляя по чешской столице, а что строили здесь в это время? Ведь не секрет, что в начале XX века в Праге шло бурное строительство, аналогичное Москве. Было решено расчистить весь старый город от обветшалых построек, и на их месте возвести кварталы красивых и комфортабельных жилых зданий. Так, кстати, возникла одна из центральных и фешенебельных улиц Праги – Парижская, были украшены и преобразованы набережные Влтавы, построены дома-гостиницы, дома-дворцы на Вацлавской площади. А господствовавший в это время в Австро-Венгрии архитектурный стиль «сецессион» ничто иное, как другое название того же модерна. Значит, и домов с рыцарями должно быть не меньше, чем в Москве.
Вацлавская площадь в Праге. Старая почтовая открытка начала двадцатого века
Отправляясь на прогулку или, точнее, на поиски рыцаря на фасадах пражских домов, я решил все-таки, прежде всего, не забыть, по аналогии с Москвой, про конного рыцаря – памятник святому Вацлаву на Вацлавской площади, который, по преданию, оберегает не только город, но и всю страну. К тому же из центра города удобнее всего начинать поиски.
Памятник святому Вацлаву. Современное фото
Конная статуя чешского князя Вацлава Святого (924-936) перед Национальным музеем является одним из символов Праги и чешской государственности вообще. Современный памятник в стиле монументального реализма был установлен на своём месте в 1912 году чешским скульптором Йозефом Вацлавом Мысльбеком на месте прежней барочной конной статуи князя Вацлава работы Яна Йиржи Бендля, которую в 1879 году перенесли в Вышеград.
Памятник святому Вацлаву работы Яна Йиржи Бендля. Старое фото
Сравнительно недавно чешский скульптор Давид Черный, известный своей экстравагантностью, создал скульптуру «Конь». Она представляет собой зеркальную копию коня с преспокойно сидящим на его брюхе всадником. Размеры этого памятника совпадают с размерами памятника святому Вацлаву, всадники ничем не отличаются, а вот лошадь у Давида Черныго изображена вниз головой и с высунутым языком. Композиция вызвала неоднозначную реакцию, как некую «пародию» на статую святого Вацлава. Я предполагаю, что данный рыцарь охраняет нас от страны «Зазеркалья». На данный момент «зазеркального» коня с всадником можно увидеть в пассаже «Луцерна», соединяющем Вацлавскую площадь с улицей Водичковой.
Памятник святому Вацлаву Давида Черныго. Современное фото
Идем дальше. Нашей следующей целью будет второй по известности и узнаваемости рыцарь, охраняющий Карлов мост и воспетый Мариной Цветаевой▲. Да, это он – рыцарь Брунсвик.
Бледно — лицый
Страж над плеском века —
Рыцарь, рыцарь,
Стерегущий реку…
Этот образ овеян множеством легенд, одна из которых гласит, что в погоне за право изображать на своем щите льва рыцарь Брунсвик участвовал во множестве битв, растерял всех своих воинов, но, в конце концов, спас жизнь златогривому льву в сражении с драконом. С тех пор рыцарь и лев стали неразлучны. Именно лев помог добыть рыцарю волшебный меч. Вернувшись домой, Брунсвик закопал свой меч у Карлова моста. Считается, что, если Чехии будет угрожать опасность, Брунсвик вернется.
Карлов мост в Праге. Старая почтовая открытка середины двадцатого века
Каменный столб с фигурой рыцаря Брунсвика, держащего щит с гербом Старого Города, и львом, лежащим покорно у ног своего господина, был установлен в XV веке. Старый Город сделал образ Брунсвика своим символом, потому что эта легенда во многих деталях походила на историю князя Бржетислава I (1005-1055) из династии Пржемысловичей. В 1648 году при осаде Праги шведами ядро повредило оригинальную статую, а современную статую создал в 1884 году скульптор Людвиг Шимек.
Рыцарь Брунсвик. Современное фото
После Карлова моста я решил вернуться на центральную, мною уже упомянутую Парижскую улицу, где был уверен, можно найти дом с рыцарями. Пошел я по Планерской улице и, проходя по Марианской площади, на углу здания Новой Ратуши увидел статую очередного рыцаря. Да это же Железный Человек – статуя черного рыцаря, с которым связана очередная пражская легенда!
Статуя Железного Человека. Современное фото
Вкратце, эта легенда повествует о рыцаре, носившем доспехи черного цвета, который в порыве ревности убил красивую девушку, дочь оружейника с Планерской улицы. Но, умирая, она успела произнести слова проклятия своему палачу. Проклятие заключалось в том, что рыцарь превратится в статую — Железного Человека, и будет таковым тысячу лет, пока не найдется невинная душа, которая сможет простить его. И это прощение будет возможным только один раз в каждые сто лет. Так всё и произошло… Родители погибшей девушки установили статую Железного Человека перед фасадом дома, где черный рыцарь загубил их единственную дочь. С той поры стоял этот окаменевший рыцарь, пока не сломали дом и не перестроили улицу.
Скульптура раввина Иегуда Левы бен Бецалеля. Современное фото
В память об этой легенде статую черного рыцаря поставили в нишу при строительстве Новой Ратуши. А вообще скульптур, украшающих Новую Ратушу, построенную архитектором Освальдом Полевкой в 1911 году в смешанном стиле неоклассики и модерна, много. Самые известные статуи – Железный Рыцарь, находящийся на левом углу Ратуши, и скульптура раввина Иегуда Левы бен Бецалеля, на правом углу, – принадлежат мастеру Ладиславу Шаолуну.
Парижская улица в Праге. Старая почтовая открытка середины двадцатого века
На Парижской улице я не мог не найти дом с рыцарем, и не просто стоящим в нише здания, а поражающим дракона. Застроили улицу в стиле эклектики, подражая архитектурным стилям предшествующих эпох. Хотя Парижская улица получилась нарядной, где в каждом доме был продуман каждый элемент, пражане не спешили её заселять.
Современное фото
Роскошные дома называли кондитерскими изделиями и даже безвкусицей. Как это напоминает реакцию москвичей начала XX века на строительство новых зданий и особняков в стиле модерн! А ведь здесь трудились и воплощали свою фантазию такие известные архитекторы, как Б.Охманн, О.Поливка, Ян Котера, Б.Бендельмайер и другие.
Набережная Масарика. Старая почтовая открытка середины двадцатого века▲
Покинув Парижскую, я прошелся по набережным Влтавы. На набережной Масарика в ряду завораживающих взгляд архитектурными стилями фасадов неоренессанса и неоготики, необарокко и историзма, я разглядел очередного стража – рыцаря в полный рост.
Современное фото
Свернув же на Троянову улицу по направлению к Карловой площади, неожиданно повстречал аж двух рыцарей по обеим сторонами от углового входа в жилое здание.
Современное фото
И пришел я на Карлову площадь, где рядом с Новоместской ратушей на здании, принадлежащем муниципалитету, обнаружил очередных рыцарей на фасаде, охраняющих, по моему предположению, спокойствие администрации этого района.
Современное фото
Закончить прогулку по улицам Праги хочется девизом Сецессиона: «Каждому времени — его искусство, искусству — его свободу», автором которого является австрийский писатель и журналист Людвиг Хевези. Этот девиз модерна выбит золотыми буквами на Храме Сецессионштиля в Вене.